Большая Советская энциклопедия

    комплекс из нескольких однотипных или разнотипных радионавигационных устройств, взаимодействующих между собой (по радиоканалам или в рамках единой структурной схемы) и обеспечивающих при совместной работе определение местоположения движущихся объектов и решение др. комплексных задач навигации. Наибольшее распространение в радионавигации (См. Радионавигация) получили (начиная с 40—50-х гг. 20 в.) разностно-дальномерные (гиперболические) и угломерно-дальномерные (полярные) Р. с.

    Разностно-дальномерные Р. с., использующие фазовый или импульсно-фазовый метод измерения разности расстояний, состоят из 3 (или более) наземных передающих радиостанций и специального бортового (самолётного, корабельного) приёмоиндикаторного устройства. Одна из наземных станций, называется ведущей, излучает рабочие сигналы, одновременно являющиеся синхронизирующими (см. Синхронизация) для двух др. (ведомых) станций. Ведомые станции излучают рабочие сигналы синхронно с ведущей, но с определённой, искусственно вводимой задержкой во времени. Наземные станции импульсно-фазовых Р. с. излучают рабочие сигналы в импульсном режиме на одной несущей частоте (См. Несущая частота), а станции фазовых — обычно на разных несущих частотах в режиме непрерывных колебаний (или посылок несущих колебаний). На борту движущегося объекта сигналы, излученные станциями, принимаются и время их прихода сравнивается (с учётом задержки). 2 наземные станции (ведущая и одна из ведомых) обеспечивают измерение одной линии положения (гиперболы), а 3 (и более) наземные станции — определение местоположения и др. навигационных элементов движения объектов. Для каждой гиперболической Р. с. выпускаются специальные карты, на которых с большой точностью нанесены семейства гипербол, каждая из которых соответствует определённой разности времени прихода сигналов от соответствующих ведущей и ведомой радиостанций, расположенных в известных географических пунктах; координаты объекта определяются точкой пересечения 2 гипербол. В настоящее время (середина 70-х гг.) для навигации при значительных расстояниях (свыше 500—600 км) чаще всего применяются длинноволновые гиперболические импульсно-фазовые системы и сверхдлинноволновые гиперболические фазовые системы, каждая из которых имеет, как минимум, 3 мощные наземные передающие радиостанции. Длинноволновые Р. с. работают в диапазоне частот 70—130 кгц,наземные станции этих Р. с. имеют импульсную мощность до 4 Мвт, и при расстояниях (базе) между станциями 1000—1300 км обеспечивается дальность действия Радионавигационная система 2000 км при проведении измерений по поверхностному лучу и до 5000 км — по пространственному лучу. В рабочей зоне такой Р. с. точность (среднеквадратичная ошибка) определения местоположения объекта по поверхностному лучу 600—1250 м. Сверхдлинноволновые Р. с. работают в диапазоне частот 10—14 кгц, их наземные станции непрерывно излучают мощность Радионавигационная система 100 квт, и при базовых расстояниях 2—4 тыс. км обеспечивается дальность действия 5—10 тыс. км. В рабочей зоне такой Р. с. точность (среднеквадратичная ошибка) определения места Радионавигационная система 1—2,5 кмднём и в 2 (и более) раза хуже ночью. В 60—70-х гг. получают распространение длинноволновые импульсно-фазовые Р. с. с подвижными (перевозимыми) наземными станциями, с малыми базовыми расстояниями (порядка 200—300 км) и с дальностью действия до 400—600 км. Кроме высокоточной навигации самолётов и кораблей на малых дальностях, эти Р. с. благодаря использованию частот Радионавигационная система 100 кгц позволяют обеспечивать также высокоточное вождение различного рода наземных (сухопутных) подвижных объектов.

    Угломерно-дальномерные Р. с. состоят, как правило, из наземных всенаправленных Радиомаяков, служащих для измерения азимутов (фазовым или импульсно-фазовым методом), и бортовых импульсных Радиодальномеров,служащих для измерения дальности. Местоположение объекта определяется путём измерения на объекте дальности до радиомаяка и нахождения его азимута. Такие Р. с. работают в диапазоне УКВ (на частотах Радионавигационная система 0,1—1 Ггц) и имеют дальность действия, определяемую, практически, прямой геометрической видимостью (в воздушной навигации при высоте полёта 13—15 км дальность действия достигает 600 км). Наилучшая точность определения этими Р. с. азимутальной линии положения Радионавигационная система 0,25° и дальномерной (круговой) линии положения Радионавигационная система 100—200 м (для 50% измерений).

    В 60-х — начале 70-х гг. созданы спутниковые Р. с., которые, в зависимости от состава радионавигационных устройств, устанавливаемых на навигационном спутнике (См. Навигационный спутник)и на обслуживаемых им движущихся объектах, а также от применяемых методов навигационных измерений, могут быть азимутальными (угломерными), дальномерными или угломерно-дальномерными.

    Особое навигационное значение имеют сложные комплексные (в т. ч. комбинированные — включающие радионавигационные устройства, не взаимодействующие между собой) Р. с., например: автоматизированные системы управления воздушным движением на воздушных трассах и в приаэродромных зонах, которые обеспечивают эшелонирование летательных аппаратов (ЛА) по высоте, в продольном и боковом направлениях (и тем самым предотвращение столкновений ЛА в воздухе), опознавание ЛА, их заход на посадку; системы посадки самолётов на палубу корабля; системы обеспечения безопасного вождения и лоцманской проводки судов в гаванях, фарватерах и т.д.

    Лит.: Белавин О. В., Зерова М. В., Современные средства радионавигации, М., 1965; Скиба Н. И., Современные гиперболические системы дальней радионавигации, М., 1967; Шустер А. Я., Судовые радионавигационные приборы, Л., 1973; Самолётные навигационные системы, пер. с англ., М., 1973.

    М. М. Райчев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА - комплекс радиотехнических устройств для решения различных задач радионавигации. Наиболее распространены разностно-дальномерные (гиперболические) и угломерно-дальномерные (полярные) радионавигационные системы. Первые позволяют определить координаты по разности расстояний от объекта до двух пар синхронно работающих наземных радиостанций, вторые - по расстояниям до двух наземных радиостанций (напр., радиомаяков). В 60-70-х гг. 20 в. созданы спутниковые радионавигационные системы.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    radio navigation system, radio positioning system

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Англо-русский словарь технических терминов

    radio navigation system, radio positioning system

  7. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  8. Энциклопедический словарь

    радионавигацио́нная систе́ма

    комплекс радиотехнических устройств для решения различных задач радионавигации. Наиболее распространены разностно-дальномерные (гиперболические) и угломерно-дальномерные (полярные) радионавигационные системы. Первые позволяют определить координаты по разности расстояний от объекта до двух пар синхронно работающих наземных радиостанций, вторые — по расстояниям до двух наземных радиостанций (например, радиомаяков). В 60—70-х гг. XX в. созданы спутниковые радионавигационные системы.

    * * *

    РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА

    РАДИОНАВИГАЦИО́ННАЯ СИСТЕ́МА, комплекс радиотехнических устройств для решения различных задач радионавигации. Наиболее распространены разностно-дальномерные (гиперболические) и угломерно-дальномерные (полярные) радионавигационные системы. Первые позволяют определить координаты по разности расстояний от объекта до двух пар синхронно работающих наземных радиостанций, вторые — по расстояниям до двух наземных радиостанций (напр., радиомаяков). В 60—70-х гг. 20 в. созданы спутниковые радионавигационные системы.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой энциклопедический политехнический словарь

    совокупность радиотехнич. устройств для определения местоположения движущегося объекта (самолёта, судна) и решения др. комплексных задач навигации. Наибольшее распространение в радионавигации получили разностно-дальномерные н угломерно-дальномерные Р. с. Первые позволяют определить координаты по разности расстояний от объекта до двух пар синхронно работающих наземных радиостанций, вторые - по расстояниям до двух наземных радиостанций (напр., радиомаяков). В 60 - нач. 70-х гг. созданы спутниковые Р. с.

  11. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  12. Русско-английский политехнический словарь

    radio navigation system, radio positioning system

  13. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  14. Русско-украинский политехнический словарь

    радіонавіґаці́йна систе́ма

  15. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  16. Русско-украинский политехнический словарь

    радіонавіґаці́йна систе́ма

  17. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  18. Словарь черезвычайных ситуаций

    совокупность взаимодействующих бортовых и наземных радиотехнических средств для определения местоположения объекта (корабля, самолёта, космического аппарата и т.п.), а также решения др. комплексных задач навигации. РНС подразделяются: по физическому принципу измерения радионавигационного параметра - на амплитудные, фазовые, импульсные, частотные и комбинированные; по определяемому навигационному параметру - на угломерные, дальномерные, разностно-дальномерные, скоростно-угломерные, комбинированные и др. Различают РНС дальнего (более 500 миль), среднего (100 - 500 миль) и ближнего (до 100 миль) радиуса действия, спутниковые, стационарные и др.

  19. Источник: Словарь черезвычайных ситуаций



  20. Юридическая энциклопедия

    Радионавигационная система" - система, состоящая из трех или более наземных станций, создающих единое радионавигационное поле

    Источник: "СОГЛАШЕНИЕ О ДАЛЬНЕМ РАДИОНАВИГАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"

  21. Источник: Юридическая энциклопедия



  22. Большой Энциклопедический словарь

    РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
    РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА - комплекс радиотехнических устройств для решения различных задач радионавигации. Наиболее распространены разностно-дальномерные (гиперболические) и угломерно-дальномерные (полярные) радионавигационные системы. Первые позволяют определить координаты по разности расстояний от объекта до двух пар синхронно работающих наземных радиостанций, вторые - по расстояниям до двух наземных радиостанций (напр., радиомаяков). В 60-70-х гг. 20 в. созданы спутниковые радионавигационные системы.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  23. Источник: