Большая Советская энциклопедия

    Папанов Анатолий Дмитриевич (родился 31.10.1922, Вязьма), советский актёр, народный артист СССР (1973). В 1946 окончил актёрский факультет ГИТИСа, с 1949 актёр Московского театра Сатиры. Яркий, выразительный, многогранный характерный актёр, П. наряду с комедийными и гро-тесково-сатирическими ролями создал ряд образов положительных героев. Роли: Пустославцев («Лев Гурыч Синичкин» Ленского), Почесухин («Памятник себе» Михалкова), Боксёр («Дамоклов меч» Хикмета), Шафер, Англичанин и Вельзевул («Клоп», «Мистерия-буфф» Маяковского), Бродский («Интервенция» Славина), Сысоев («У времени в плену» Штейна), Городничий («Ревизор» Гоголя) и др. Снимается в кино: Антон Севастьянович («Порожний рейс», 1963), Иванов («Наш дом», 1965), Семен Васильевич («Берегись автомобиля», 1966), Дубинский («Белорусский вокзал», 1971). Крупнейшая работа — Серпилин в фильмах «Живые и мёртвые» (1964) и «Возмездие» (1969). Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1966).

    Лит.: Линецкая М. Я., Анатолий Папанов, М., 1972.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПАПАНОВ Анатолий Дмитриевич (1922-87) - российский актер, народный артист СССР (1973). С 1948 в Московском театре сатиры (Юсов - "Доходное место" А. Н. Островского, 1967; Фамусов - "Горе от ума" А. С. Грибоедова, 1976; Хлудов - "Бег" М. А. Булгакова, 1977). Снимался в фильмах: "Живые и мертвые" (1964), "Бриллиантовая рука" (1969), "Белорусский вокзал" (1971) и др. Мастер озвучивания мультфильмов (Волк - "Ну, погоди!", 1969-81, и др.). Государственная премия СССР (1989, посмертно).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Папа́нов Анатолий Дмитриевич

    (1922—1987), актёр, народный артист СССР (1973). С 1949 в Московском театре сатиры (Юсов — «Доходное место» А. Н. Островского; Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Хлудов — «Бег» М. А. Булгакова). Снимался в фильмах: «Живые и мёртвые», «Бриллиантовая рука», «Белорусский вокзал», «Холодное лето пятьдесят третьего...» и др. Сочетал гротеск, сатиру с глубоким психологизмом и драматизмом. Мастер озвучивания мультфильмов (Волк — «Ну, погоди!», 1969—81, и др.). Государственная премия СССР (1989, посмертно).

    * * *

    ПАПАНОВ Анатолий Дмитриевич

    ПАПА́НОВ Анатолий Дмитриевич (31 октября 1922, Вязьма Смоленской области — 5 августа 1987, Москва), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1973). Участник Великой Отечественной войны(см. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА).

    Начал сниматься в кино еще подростком. В 1946 окончил ГИТИС. Играл в Клайпедском русском драматическом театре, с 1948 в Московском театре Сатиры. Вкус актера к широкому спектру комедийных ролей (от эксцентрики до трагикомедии) позволил Папанову стать одним из ведущих мастеров этого театра, в котором он проработал почти 50 лет. Известностью пользовались спектакли «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор», «Гнездо глухаря».

    Кинематограф долго не замечал этого актера — вплоть до начала 1960-х годов. Папанов первоначально выступал в привычном комическом амплуа («Человек ниоткуда», «Порожний рейс», «Приходите завтра», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Золотой теленок», «Бриллиантовая рука»), создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы. Но резкий и для многих неожиданный прорыв актера к истинной драме внешне невозмутимого и невероятно стойкого человека, генерала Серпилина, перенесшего немало испытаний до и во время войны, произошел благодаря военной дилогии «Живые и мертвые» по К. М. Симонову (1964, Государственная премия РСФСР, 1966) и «Возмездие» (1969). Этот опыт непростого постижения многопланового характера помог Папанову в дальнейшем исполнить еще несколько драматических ролей современников в фильмах «Наш дом» (1965), «Иду на грозу» (1966), «Белорусский вокзал» (1971), «Разрешите взлет» (1972), «День приема по личным вопросам» (1974).

    Новым достижением актера в кино оказалась работа, опять связанная с прошлым — «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987, Государственная премия СССР, 1989, посмертно), в которой он убедительно сыграл бывшего фронтовика, прошедшего через Гулаг и не утратившего веру в понятия чести и справедливости. Папанов также интересно выступал в трагикомическом («Виринея», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства») и лирико-драматическом амплуа («Дети Дон-Кихота», «Отцы и деды», «Время желаний»), в экранизациях произведений А. П. Чехова («В городе С.», «Семейное счастье», «Плохой хороший человек»). Особую популярность до сих пор имеют многие озвученные им роли в анимационных лентах, прежде всего эксцентричный образ Волка-хулигана в серии «Ну, погоди!».

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ПАПАНОВ Анатолий Дмитриевич (31 октября 1922, город Вязьма, Смоленская область — 05 августа 1987, Москва), российский актер. Государственная премии СССР (1989 — за роль Копалыча в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», последняя роль в кино); Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1966 — за роль Серпилина в фильме «Живые и мертвые»); Народный артист СССР (1973). Участник Великой Отечественной войны.

    Начал сниматься в кино еще подростком. В 1946 окончил ГИТИС. Играл в Клайпедском русском драматическом театре, с 1948 в Московском театре Сатиры. Вкус актера к широкому спектру комедийных ролей (от эксцентрики до трагикомедии) позволил Папанову стать одним из ведущих мастеров этого театра, в котором он проработал почти 50 лет. Известностью пользовались спектакли «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор», «Гнездо глухаря».

    Кинематограф долго не замечал этого актера — вплоть до начала 1960-х годов. Папанов первоначально выступал в привычном комическом амплуа («Человек ниоткуда», «Порожний рейс», «Приходите завтра», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Золотой теленок», «Бриллиантовая рука»), создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы. Но резкий и для многих неожиданный прорыв актера к истинной драме внешне невозмутимого и невероятно стойкого человека, генерала Серпилина, перенесшего немало испытаний до и во время войны, произошел благодаря военной дилогии «Живые и мертвые» по К. М. Симонову (1964, Государственная премия РСФСР, 1966) и «Возмездие» (1969). Этот опыт непростого постижения многопланового характера помог Папанову в дальнейшем исполнить еще несколько драматических ролей современников в фильмах «Наш дом» (1965), «Иду на грозу» (1966), «Белорусский вокзал» (1971), «Разрешите взлет» (1972), «День приема по личным вопросам» (1974).

    Новым достижением актера в кино оказалась работа, опять связанная с прошлым — «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987, Государственная премия СССР, 1989, посмертно), в которой он убедительно сыграл бывшего фронтовика, прошедшего через Гулаг и не утратившего веру в понятия чести и справедливости. Папанов также интересно выступал в трагикомическом («Виринея», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства») и лирико-драматическом амплуа («Дети Дон-Кихота», «Отцы и деды», «Время желаний»), в экранизациях произведений А. П. Чехова («В городе С.», «Семейное счастье», «Плохой хороший человек»). Особую популярность до сих пор имеют многие озвученные им роли в анимационных лентах, прежде всего эксцентричный образ Волка-хулигана в серии «Ну, погоди!».

    1937 ЛЕНИН В ОКТЯБРЕ («Восстание»)

    1961 КАЗАКИ (см. КАЗАКИ (1961))

    1961 КАК СОЗДАВАЛСЯ РОБИНЗОН (новелла в киноальманахе «Совершенно серьезно»)

    1961 ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ЗА СОЛНЦЕМ

    1961 ЧЕЛОВЕК НИОТКУДА

    1962 БЕЙ, БАРАБАН!

    1962 ПОРОЖНИЙ РЕЙС

    1962 ХОД КОНЕМ

    1962 ЯБЛОКО РАЗДОРА

    1963 ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

    1963 КОРОТКИЕ ИСТОРИИ

    1963 ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА...

    1963 РОДНАЯ КРОВЬ

    1963 СТЕЖКИ-ДОРОЖКИ

    1964 ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ

    1964 ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК

    1964 МАТЬ И МАЧЕХА

    1965 ДЕТИ ДОН-КИХОТА

    1965 ИДУ НА ГРОЗУ

    1965 НАШ ДОМ

    1966 БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ

    1966 В ГОРОДЕ С.

    1966 ВЕСЕЛЫЕ РАСПЛЮЕВСКИЕ ДНИ

    1967 ВОЗМЕЗДИЕ

    1968 БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА

    1968 ВИРИНЕЯ

    1968 СЕМЬ СТАРИКОВ И ОДНА ДЕВУШКА

    1968 СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА

    1969 АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА (сериал)

    1969 В ТРИНАДЦАТОМ ЧАСУ НОЧИ

    1969 ПРЕДЛОЖЕНИЕ (новелла в киноальманахе «Семейное счастье»)

    1970 БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ

    1970 В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ…

    1970 ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ (см. ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ (1970))

    1970 СОХРАНИВШИЕ ОГОНЬ

    1971 ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ

    1971 ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ

    1971 РАЗРЕШИТЕ ВЗЛЕТ!

    1971 ХОД БЕЛОЙ КОРОЛЕВЫ

    1973 ДАЧА

    1973 ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ

    1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

    1974 ДЕНЬ ПРИЕМА ПО ЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ

    1974 ОДИНОЖДЫ ОДИН

    1975 ОДИННАДЦАТЬ НАДЕЖД

    1975 СТРАХ ВЫСОТЫ (см. СТРАХ ВЫСОТЫ (СССР))

    1977 12 СТУЛЬЕВ (см. ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ (1977))

    1977 ИНКОГНИТО ИЗ ПЕТЕРБУРГА

    1977 ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

    1978 ВСЕ РЕШАЕТ МГНОВЕНИЕ

    1978 ЛЮБОВЬ МОЯ, ПЕЧАЛЬ МОЯ (см. ЛЮБОВЬ МОЯ ПЕЧАЛЬ МОЯ)

    1979 ИНЖЕНЕР ГРАФТИО

    1979 ПЕНА

    1981 ЛЮБОВЬ МОЯ ВЕЧНАЯ

    1982 ИВАН (см. ИВАН (1982))

    1982 ОТЦЫ И ДЕДЫ. УЛЫБКИ И СЛЕЗЫ СЕМЬИ ЛУКОВЫХ

    1982 РЕВИЗОР (см. РЕВИЗОР (1982))

    1983 КОМИЧЕСКИЙ ЛЮБОВНИК, ИЛИ ЛЮБОВНЫЕ ЗАТЕИ СЭРА ДЖОНА ФАЛЬСТАФА

    1984 ВРЕМЯ ЖЕЛАНИЙ

    1988 ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО... (см. ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО...)

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: