Большая Советская энциклопедия

    в Москве, выдающийся памятник русской архитектуры. Построен в 1555—60 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование победы над Казанским ханством. В. Б. х. (первоначально — Покровский собор что на рву) воздвигнут на южной стороне главной площади Москвы (ныне Красная площадь), перед Кремлём. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители храма творчески истолковали задание, создав оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными церквами расположены меньшие по высоте; те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й столпообразной церкви, завершенной шатром с маленькой главкой; все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. В 1588 к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его распространённое поныне название. В 1670-х гг. построена шатровая колокольня. Облик собора был вначале более строгим и сдержанным, но ему уже были присущи своеобразные черты — многосоставность композиции, отсутствие акцентированного главного фасада, преобладающее значение пластически богатого внешнего облика при сравнительно небольших внутренних помещениях, важная роль декоративных элементов (щипцы на столпах, разнообразные кокошники у основания барабанов и под шатром и т.д.). Всё это придавало зданию характер уникального сооружения-монумента (рассчитанного, подобно скульптуре, на круговой обзор извне), своего рода памятника славы Русского государства. Те же особенности связывали храм с традициями как деревянного народного зодчества, так и каменных мемориальных церквей 16 в. (в сёлах Коломенском и Дьяковском — оба ныне в черте Москвы). Позже асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав, орнаментальная роспись снаружи и внутри храма усилили его живописность, красочность, близость к образам народной фантазии, подчеркнули его значение как связующего звена между монументальной архитектурой Кремля и прихотливой дробной застройкой посада. Собор приобрёл, таким образом, светские фольклорные черты, характерные для городской культуры 17 в. В. Б. х. — один из наиболее своеобразных и впечатляющих памятников мирового зодчества — остаётся и поныне одной из архитектурных доминант Красной площади, замыкая её продольную композиционную ось и внося в её торжественный облик ноту жизнерадостной нарядности и смелого полёта воображения. Сейчас В. Б. х. является филиалом Государственного Исторического музея.

    Лит.: Соболев Н. Н., Василий Блаженный (Покровский собор), М., 1949; Снегирёв В. Л., Памятник архитектуры — храм Василия Блаженного, М., 1953; [Яковлев И. В.], Покровский собор (храм Василия Блаженного). Путеводитель по музею, М., 1957.

    Храм Василия Блаженного в Москве. 1555—60. Зодчие Барма и Постник. Общий вид.

    Храм Василия Блаженного в Москве. 1555—60. Зодчие Барма и Постник. План.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Васи́лия Блаже́нного храм

    (Покровский собор что на Рву) в Москве, на Красной площади, памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555—1561 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование покорения Казанского ханства. Сооружение из восьми столпообразных храмов, группирующихся вокруг центра — девятого (шатрового) столпа, объединённых общим основанием и внутренними переходами.

    * * *

    ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ

    ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖЕ́ННОГО ХРАМ, распространенное название Покровского собора(см. ПОКРОВСКИЙ СОБОР) в Москве.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Советская историческая энциклопедия

    Покровский собор, - построен в Москве в 1555-60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос-ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9 самостоят башен-церквей, поставленных на общем основании - высоком цокольном этаже (подклете), окруженном открытой аркадой. В центре возвышается увенчанная шатром гл. церковь-храм Покрова (отсюда общее название памятника), вокруг которого в виде равносторонней восьмиконечной звезды расположены остальные церкви. Каждая из 9 церквей посвящена определенному событию Казанского похода (см Казанские походы 1545-52). Они отличаются друг от друга разно- образием форм и декоративных деталей. Внеш. окраска стен в соответствии со строит. материалом была красной и белой. В 1588 к сев.-вост. углу собора была пристроена небольшая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, нарушившая композиц. единство осн. постройки (отсюда второе назв храма). Во 2-й пол. 17 в. появилась пестрая окраска наружных стен В. Б. х. занимает особое место в истории рус. иск-ва, он воплощает и объединяет лучшие черты древнего зодчества, является вершиной развития рус. архитектуры 16 в.

    В 1923 храм был превращен в ист.-архитектурный музей, с 1930 - филиал Ист. музея. Реставраторами восстановлены в первонач. виде значит. часть внутр. помещений и наружных стен подклета, архитектурные формы и декоративное убранство 16-17 вв., выявлен характер наружной окраски собора и декора- тивной росписи интерьера центр. башни в 17 в.

    Лит.: Белянкин Л. Е., Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе..., 2 изд., М., 1867; Кузнецов И. И., О построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, "ЧОИДР", 1896, кн. 1, с. 19-24; его же, Еще новые летописные данные о построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, там же, 1896, кн. 2, с. 23-26; Калинин Н. P., Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского Кремля, "CA", 1957, No 3; Суслов В. В., Церковь Василия Блаженного в Москве (Покровский собор), М., 1912; Покровский собор (храм Василия Блаженного). Путеводитель по музею, М., 1957.

    И. Яковлев. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия