Большая Советская энциклопедия

    Роллан (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, ‒ 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже.

    В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». С 1897 профессор (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902‒12 ‒ Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил музыкальную секцию Школы высших социальных наук. Совместно с Ж. Комбарьё, П. Обри и другими основал журнал «Ревю д'истуар э критик мюзикаль» («Revue d'histoire et critique musicale», 1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах «Святой Людовик» (1897), «Аэрт» (1898) сказалось своеобразие Р.-художника: острота нравственной проблематики, тяготение к деятельным героическим характерам. Его идейно-эстетическая позиция обоснована в книге «Народный театр» (1903). В конце 90-х гг. Р. начал работу над циклом драм о Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля» (1898‒1902).

    Очерк Р. о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей ‒ творцов искусства. В 1907 появилась «Жизнь Микеланджело», в 1911 ‒ «Жизнь Толстого». Р. ещё в студенческие годы писал Л. Н. Толстому и получил от него ответ; русский писатель, по признанию самого Р., оказал на него серьёзное влияние. Поиски широкой эпической формы в духе «Войны и мира», отзвуки мыслей Толстого о художественном творчестве как подвижнической деятельности на благо людям ‒ всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее Р., принёсшем ему мировую славу, ‒ «Жан-Кристоф» (1904‒12). В образе немецкого музыканта ‒ новатора и бунтаря ‒ нашли отражение черты личности Бетховена. Р. воплотил здесь свою мечту о творческом гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным искусством. Произведение насыщено страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография героя, прослеженная с большим богатством психологического анализа, проникновением в тайны творческого процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, Р. противопоставляет ей идею братства народов.

    Проблемы, живо занимавшие Р., ‒ судьбы культуры, искусства в исторически переломную эпоху, взаимоотношения «мысли и действия», творческой личности и народа ‒ ставятся снова и на новый лад в повести «Кола Брюньон» (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмической прозой. Действие происходит в Бургундии в начале 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон, ‒ живое воплощение народного духа.

    1-я мировая война 1914‒18 застала Р. в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоенный публицист. Его статьи объединены в сборниках «Над схваткой» (1915) и «Предтечи» (1919). Р. апеллировал к разуму и совести «убиваемых народов», обличал капиталистических магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революционному действию. Антивоенные воззрения Р. по-разному преломились в драматической сатире «Лилюли» (1919) и в лирической повести «Пьер и Люс» (1920). В романе «Клерамбо» (1920) отразились искания западноевропейской интеллигенции, возмущённой империалистическим варварством и трагически оторванной от народа.

    Р. приветствовал Февральскую революцию 1917 в России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он воспринял как событие громадного международного значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революционные методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е гг. Его драмы о Французской революции ‒ «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильственных форм общественного действия Р. обратился к опыту индийского народа и его религиозно-нравственным учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивекананде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисоветских кампаний и военных приготовлений империалистической буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся перелом во взглядах Р., выразившийся в его статьях «Прощание с прошлым» (1931), «Ленин. Искусство и действие» (1934), сборниках публицистических статей «Пятнадцать лет борьбы» и «Мир через революцию» (оба 1935). Вместе с А. Барбюсом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей международного антифашистского фронта. В 1935 Р. побывал в СССР по приглашению М. Горького.

    Основное художественное произведение Р. после 1-й мировой войны ‒ роман «Очарованная душа» (1922‒33). В истории идейного развития героини романа Аннеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европейской интеллигенции, путь от индивидуалистического бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итальянским фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Р. закончил монументальную трагедию «Робеспьер», т. о. завершив работу над циклом драм о Французской революции.

    Картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия, неистребимой силы освободительного движения человечества.

    Годы 2-й мировой войны 1939‒45 Р. провёл в Везле, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографические мемуарные произведения порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Р. напряженно работал, рассматривая свой литературный труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим название «Бетховен. Великие творческие эпохи», опубл. 1928‒45), потом ‒ биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения Франции, в декабре 1944).

    Р. оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. В поисках и сомнениях Р. отразились объективные противоречия развития значительной части западной интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Октябрьской революции, Р. дал поучительный пример западноевропейским деятелям культуры, помог им найти своё место в общественной жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художественной манеры Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматический характер движения человечества к будущему. Нобелевская премия (1915).

    Соч.: Cahiers Romain Rolland, v. 1‒23, P., [1948‒75]; Romain Rolland. Journal des anneés de guerre, P., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус. пер. ‒ Собр. соч., т. 1‒20. Л., [1930]‒1936; Собр. соч., т. 1‒14, М., 1954‒58; Соч., т. 1‒9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.

    Лит.: Горький М., [Статья], Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4‒5, М., 1964‒65; Балахонов В. Е., Р. Роллан в 1914‒1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»), Л., 1968; его же, Р. Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; Мотылева Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; её же, Р. Роллан, М., 1969; Дюшен И., «Жан-Кристоф» Р. Роллана, М., 1966; «Europe», 1926, № 38; 1955, № 109‒ 110; 1965, № 439‒40; Cheval R., R. Rolland, l'Allemagne et la guerre, P., 1963; Barrère J.-B., R. Rolland par luimême, [P., 1968]; Pérus J., R. Rolland et М. Gorki, P., 1968.

    Т. Л. Мотылёва.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Rolland, Romain)

    РОМЕН РОЛЛАН

    РОМЕН РОЛЛАН

    (1866-1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L'Histoire de l'opra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой. Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragdie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Art, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899). За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938). Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Thtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1-10, 1903-1912). Главный герой книги - немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь. Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов - Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l'vangile universel, 1930). Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mle, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clrambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер Роллан в Везеле (Франция) 30 декабря 1944.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ромен Роллан. Библиографический указатель. М., 1959 Р.Роллан. 1866-1966. Сб. статей. М., 1968 Ромен Роллан. 1866-1966. По материалам юбилейной сессии. М., 1968 Мотылева Т. Р.Роллан. М., 1969 Роллан Р. Собрание сочинений, тт. 1-9. М., 1983 Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Киев, 1991

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ролла́н Ромен

    (Rolland) (1866—1944), французский писатель, музыковед. В 1922—38 жил в Швейцарии. В романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904—12) — духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1-й мировой войны. В центре повести «Кола Брюньон» (1914, опубликован в 1918) — образ вольнолюбивого, никогда не унывающего народного умельца эпохи французского Ренессанса. Антивоенная публицистика (сборник «Над схваткой», 1915). Сочувствовал социалистическим идеям, выступал в защиту СССР (притом, что отвергал все формы революционного насилия), в котором длительное время видел «оплот социальной справедливости». Роман «Очарованная душа» (1922—33), в центре которого сложный внутренний мир героини, посвящён нравственным поискам интеллигенции, попыткам найти своё место в общественном движении масс. Художественно-биографические книги о Микеланджело (1907), Л. Н. Толстом (1911), М. Ганди (1923), цикл музыковедческих трудов о Л. ван Бетховене (1928—45). Трагедия «Робеспьер» (1939) — последняя из цикла драм о Французской революции конца XVIII в., созданных в 1898—1902. Нобелевская премия (1915).

    * * *

    РОЛЛАН Ромен

    РОЛЛА́Н (Rolland) Ромен (29 января 1866, Кламси – 30 декабря, 1944, Везле) – французский писатель.

    Любовь к революции

    Писатель родился в Бургундии, одной из старейших провинций Франции. В Париж его семья переехала в 1880. Закончив Эколь Нормаль (1886), он через три года успешно прошел конкурс на должность преподавателя. Влияние Толстого(см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии столь заметных в его творчестве гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, глубоким знакомством с немецкой литературой. Свою личную философию он изложил в книге «Credo quia verum» («Верую, ибо истинно», 1888), чье латинское название явно полемизирует со знаменитым изречением одного из отцов церкви Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно». В 1889—1891 гг. Роллан проходит стажировку в Италии, где собирает в архивах материалы для «Истории оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) — первой в Сорбонне докторской диссертации на музыкальную тему.

    Писатель начал свою карьеру как драматург и добился больших успехов на французской сцене. Первые свои пьесы («Эмпедокл», «Орсино», «Ниоба», «Калигула» и другие) он не решился публиковать, сделав исключение только для «Святого Людовика» (1895) и «Аэрта» (1897), названных позднее «Трагедии веры». Драма «Волки» (1898) была посвящена делу Дрейфуса. Драматургический цикл «Театр Революции» писатель создавал на протяжении всей жизни: «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1901), «14 июля» (1902), «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927), «Робеспьер» (1939). Роллан выступал за создание принципиально новой драматургии, однако его книга «Народный театр» (1903) получила довольно скромный отклик. Тогда же он написал первую из своих героических биографий «Жизнь Бетховена» (1903). Оставив на время сцену, Роллан начал свой самый известный роман «Жан-Кристоф» (тт.1—10, 1904—1912). Параллельно писатель продолжал создавать серию о знаменитых людях: вслед за книгами «Жизнь Микеланджело» (1905—1906) и «Жизнь Толстого» (1911) последовали биографии прославленных индийских мудрецов: «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие» (1930).

    В 1912 он оставил преподавательскую работу, целиком посвятив себя литературе и в канун Первой мировой войны завершил одно из лучших своих сочинений — повесть «Кола Брюньон» (опубликована в 1919), героем которой стал бургундский крестьянин, воплотивший галльское жизнелюбие. Обосновавшись в нейтральной Швейцарии, Роллан предпринимал безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Аргументы свои он изложил в ряде статей, изданных в сборнике «Над схваткой» (1915; в русском переводе «В стороне от схватки», 1919), а затем в послевоенных романах: «Клерамбо», «Пьер и Люс» (оба – 1920). В 1917 он восторженно приветствовал русскую революцию, однако вскоре стал осуждать ее крайности и вступил в полемику с Анри Барбюсом(см. БАРБЮС Анри) (1921—1922). К этому периоду относится начало работы над вторым большим романом «Очарованная душа» (тт.1—4, 1922—1933), герои которого меняются сообразно эволюции самого писателя. Примерно с 1927 Роллан стал горячим сторонником СССР. В 1935 он приехал в Москву и встретился с Максимом Горьким(см. ГОРЬКИЙ Максим), с которым поддерживал переписку с 1917 года. Несмотря на политические процессы 1937—1938 годов, он продолжал защищать политику Сталина, и только Пакт Молотова-Риббентропа(см. ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА) 1939 года заставил его отчасти пересмотреть свои взгляды, что нашло отражение в книге мемуаров «Внутреннее путешествие» (1942). Перед смертью Роллан работал над «Беседами о Евангелии», изданными в книге «У порога последней двери» (опубликована 1989).

    Любовь к эпосу

    Романы-эпопеи принесли писателю мировую известность. В 1915 получил Нобелевскую премию за свое первое эпическое сочинение, посвященное «свободным душам всех наций – тем, кто страдает, борется и побеждает». Жизнь гениального немецкого композитора Жана-Кристофа, которому Роллан придал много бетховенских черт, описывается с его рождения в маленьком рейнском городке до смерти в Италии: мальчик, рано открывший волшебный мир звуков, становится совершенным творцом. Главная героиня второго романа-эпопеи является современницей Первой мировой войны и революции в России. Под влиянием сына-антифашиста, погибшего в столкновении с итальянскими чернорубашечниками, она вступает в ряды борцов с несправедливым устройством общества.

  5. Источник: Энциклопедический словарь