Большая Советская энциклопедия

    миниатюры, одна из основных школ иранской миниатюры, сформировавшаяся на рубеже 16—17 вв. при дворе шаха Аббаса I в г. Исфахан. В И. ш. наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы. Миниатюры И. ш. в значительной мере утратили многоцветную красочность и подчёркнутую плоскостность, характерные для всей предшествующей иранской миниатюры. Основное значение получил виртуозный рисунок, исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, и придающий фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре И. ш. сохранились традиционные черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота в изображении фона и в орнаменте одежд. Становление стиля И. ш. связано с творчеством её крупнейшего представителя Реза Аббаси. В миниатюрах художников середины и 2-й половины 17 в. (Мохаммед Касим, Афзаль оль-Хосейни, Мохаммед Юсуф, Мохаммед Али, Моин Мосаввер) фигуры становятся крупнее, пейзаж получает более реалистическую трактовку. В 1670-е гг. появилось направление, сложившееся под влиянием европейской живописи. Его представители (художники Мохаммед Заман, Али-Кули-бек, Джабадар и др.) в своих произведениях, нередко на темы христианской мифологии, применяли светотеневую моделировку лиц и одежд, линейную и воздушную перспективу в изображении пейзажных фонов. К началу 18 в. это «европеизирующее» направление становится преобладающим.

    Лит.: Денике Б., Живопись Ирана, М., 1938; Персидские миниатюры 14—17 вв. [Альбом]. Вступит. статья О. Ф. Акимушкина и А. А. Иванова, М., 1968; Stchoukine J., Les peintures des manuscrites de Shah Abbas 1-er á la fin des Safavis, P., 1964.

    А. Т. Адамова.

    Реза Аббаси. «Пастух». 1634. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

    Мохаммед Заман. «Бахрам Гур и дракон». 1675—76. Британский музей. Лондон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИСФАХАНСКАЯ ШКОЛА миниатюры - сформировалась на рубеже 16-17 вв. в Исфахане (Иран). Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с легкой подцветкой (Реза Аббаси). С 1670-х гг. в произвольной Исфаханской школе проявилось влияние европейской живописи.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ИСФАХАНСКАЯ школа, иранская школа миниатюры, сложилась в Исфахане на рубеже 16 - 17 вв. при дворе шаха Аббаса I. Для исфаханской школы характерны миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбом, каллиграфически отточенный рисунок кистью с легкой подцветкой. Ведущий мастер 17 в. - Реза Аббаси. С 1670-х гг. развивалась под влиянием европейской живописи.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ИСФАХАНСКАЯ ШКОЛА

    филос.-теологич. школа в исламе, пользовавшаяся большим влиянием в Иране в 16—17 вв. Крупнейшие представители — Мир Дамад (Мухаммед Бакир Дамад) и Мулла Садра (Садрад-Дин аш-Ширази).

    Традиции суфизма (учение об ишрак идр.) сочетались в И. ш. с идеями аристотелизма (особенно в логике), неоплатонизма, пифагореизма. Согласно учению И. ш., истина постигается через обращение к имамам и мистич. единение с ними — носителями универсального разума и духовноаскетич. практики. Логико-филос. рассуждению отводится вспомогат. роль по сравнению с непосредств. восприятием божеств. разума (хикмат), сообщаемым в откровении. Истина раскрывается, как в зеркале, в божеств. именах, тождественных сущности бога, но отличающихся между собой. Творение мира — это явление божественных имён, каждое имя в качестве архетипа даёт жизнь определ. предмету. Высшему имени (аллах) соответствует универсальный человек — пророк, или святой имам. Свой небесный архетип есть и у Корана, поэтому для понимания его сокровенного смысла надо уметь интерпретировать его с помощью слов и чисел. Влияние наследия И. ш. сильно сказывается в совр. шиитской теологии Ирана и Ирака.

    Берте лье Е. Э., Избр. труды, т. 3, М.,1965; А г а-х и А. Г. М., Из истории обществ. и филос. мысли в Иране, Баку,1971; A history of Muslim philosophy, ed. and introd. by M. M. Shixrif, v. 2, Wiesbaden, I960;

    см. также лит. к статьям Ишрак, Сухраварди, Суфизм.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Исфаха́нская шко́ла

    миниатюры, сформировалась на рубеже XVI—XVII вв. в Исфахане (Иран). Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с лёгкой подцветкой (Реза Аббаси). С 1670-х гг. в произведениях исфаханской школы проявилось влияние европейской живописи.

    * * *

    ИСФАХАНСКАЯ ШКОЛА

    ИСФАХА́НСКАЯ ШКО́ЛА миниатюры, сформировалась на рубеже 16—17 вв. в Исфахане (Иран). Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с легкой подцветкой (Реза Аббаси). С 1670-х гг. в произвольной Исфаханской школе проявилось влияние европейской живописи.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: