Большая Советская энциклопедия

    I

    Физули́

    Фузули Мухаммед Сулейман оглы (1494, г. Кербела, Ирак, – 1556, там же), азербайджанский поэт. Писал на азерб., перс., араб. языках. Получил всестороннее образование. Занимался преподаванием, служил хранителем святых мест. Большую часть жизни провёл в Багдаде. Наиболее полная рукопись сочинений (куллият) Ф. датируется 1522. Полное научно-критическое издание сочинений на основе старых рукописей осуществлено в 1958–61 в Баку Г. Араслы.

    В поэтическом наследии Ф. большое место занимает лирика – преимущественно Газели и касыды (См. Касыда). Необычайная художественная сила поэзии Ф. – в близости к внутреннему миру человека. «Возвышенный восторг» любви, которую Ф. считал основой мироздания, восхищение красотой возлюбленной, страдания и печаль, связанные с извечной недостижимостью совершенства в любви, составляют основное содержание его лирики. Утверждая право человека на земную любовь, поэт шёл вразрез с мусульманскими религиозными запретами и канонами. Он сообщил новое направление газели, сделав её доступной по содержанию и форме. Поэзия Ф. гуманистична, выражает ненависть ко всякому насилию, призывает правителей к справедливости и заботе о благе подданных. Долг религии и государства – защита униженных от посягательств сильных мира сего.

    В творчестве и мировоззрении Ф. сказалось влияние Суфизма, хотя он не принадлежал ни к одному суфийскому ордену. Ф. призывал отречься от соблазнов «бренного мира», вести простой и скромный образ жизни. Одним из высоких образцов философской лирики Ф. является касыда «Друг сердца». Написанная как бы в продолжение традиций Хагани Ширвани, Амира Хосрова Дехлеви и Джами, она отличается социальной остротой, антифеодальной направленностью.

    Сочинение Ф. «Жалоба», считавшееся одним из ранних и лучших образцов азерб. художественной прозы, – своеобразная политическая сатира, в которой жалобы на свою судьбу переплетаются с обличением произвола, взяточничества, царивших при дворе тур. султана Сулеймана I Кануни (См. Сулейман I Кануни). В творчестве поэта значительное место занимает социально-философская (аллегория, поэмы «Гашиш и вино», «Спор плодов») и философско-этическая тематика (соч. «Гуляка и отшельник» и «Здоровье и недуг»). Известны трактат Ф. по истории философии «Исход веры», стихотворный перевод на азерб. язык сорока Хадисов, сочинения Хусейна Ваиза Кашеви (16 в.), названного Ф. «Сад счастливцев».

    Вершина творчества Ф. – лиро-эпическая поэма «Лейли и Меджнун» (1536–37). Продолжая и обновляя традиции своих предшественников, особенно Низами Гянджеви, Ф. создал оригинальную поэму, тесно связанную с азерб. устно-поэтическим творчеством. Герой поэмы – поэт Меджнун (Кейс) ищет смысл и счастье своей жизни в романтической любви. Однако феодально-религиозные традиции и обычаи враждебны его идеалам. В глазах окружающей Кейса среды он – «меджнун» (одержимый). Его любовь к прекрасной Лейли находит суровое осуждение общественного круга, к которому он принадлежит. Это один из источников трагического конфликта. Несмотря на усиление в конце поэмы мистических мотивов, Ф. показал в ней истинно человеческую любовь. Романтическая и вместе с тем жизненно правдивая поэзия Ф. составляет целую эпоху в развитии азерб. литературы и азерб. языка, лексику и стилистику которого поэт значительно обогатил. Многие строки Ф. стали афоризмами; его творчество оказало влияние на дальнейшее развитие не только азерб., тур., но и др. литератур народов Ближнего Востока. В 1958 отмечалось 400-летие со дня рождения Ф., в том же году в Баку ему был открыт памятник.

    Соч.: Эсэрлэри, ч. 1–4, Бакы, 1958–61; Диваны, Бакы, 1958; в рус. пер. – Избранное, Баку, 1958; Лейлии Меджнун, М., 1958; Газели, М., 1959.

    Лит.: Крымский А., История Турции и ее литературы, т. 1, М., 1910; Араслы Г., Великий азербайджанский поэт Физули, Баку, 1958; Бертельс Е. Э., Избранные труды, [т. 2], Низами и Физули, М., 1962; Араслы Ћ., Bejyk Aзэpбajчaн шаири Фузули, Бакы, 1958; Гулузадэ М., Фузулинин лирикасы, Бакы, 1965; Gibb Е., A history of Ottoman poetry, v. 3, L., 1904; Karaban Abdülkadir, Fuzuli. Muhiti hayati ve şahsiyeti, Ist., 1949; Cunbu.-Müjgan, Fuzulî hakkinda bir bibliografya denemesi, Ist., 1956; Bicari H., Fuzulir nin allegorik eserleri, в кн.: Studia turcica, ed, L. Ligeti, Bdpst, 1971.

    М. Гулизаде.

    Физули. «Лейли и Меджнун». Битва Новфаля. Миниатюра 18 в.

    Физули. «Лейли и Меджнун». Меджнун с ланью. Миниатюра 18 в.

    Физули.

    II

    Физули́ (до 1959 – Карягино)

    город, центр Физулинского района Азербайджанской ССР. Расположен на р. Куручай (приток Аракса), в 32 км к С.-З. от ж.-д. станции Горадиз (на линии Баку – Ереван). Заводы: маслосыродельный, винодельческий, железобетонных изделий, асфальтовый; ткацкая фабрика. Народный театр. Город переименован в честь азерб. поэта Физули.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФИЗУЛИ (до 1959 Карягино) - город (с 1827) в Азербайджане, в 32 км от железнодорожной ст. Горадиз. 17,5 тыс. жителей (1991). Предприятия пищевой промышленности, ткацкая фабрика. Назван по имени М. Физули.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Физули

    ФИЗУЛИ Могамед Сулейман Оглы (1500 (1502?)—1563) — великий поэт и ученый Азербайджана. Основоположник азербайджанского литературного языка и литературы. Ф. родился в Иракеарабе (Месопотамии), в г. Кербала. Образование получил в гор. Багдаде, где изучал медицину, древнегреческую и восточные философские системы.

    Всего написано великим поэтом 16 произведений на азербайджанском, персидском и арабском языках. Из этих произведений два переводные, остальные оригинальные. Ф. — поэт-лирик преимущественно. Подавляющее большинство его поэтических произведений — газели, крупнейшее — поэма «Лейли и Меджнун». В своих газелях Физули отразил недовольство, переживания и чаяния широких народных масс, претерпевших разорение, гнет, нищету в результате междоусобных войн и борьбы между турецкими и персидскими феодалами за гегемонию на Ближнем Востоке. Поэт страстно негодовал против непрерывных грабительских опустошающих войн, проклиная их виновников — шахов и султанов («Да прогорит пусть торжество господства»).

    В своих художественных произведениях Ф. резко бичевал религию. Все несчастья своей эпохи поэт усматривал в дрязгах и авантюрах лицемерного духовенства. Он квалифицировал муридбазов и кази как поработителей, угнетателей народа, как паразитов, грабивших народ.

    В произведении «Шикаятнаме» (Книга жалоб) поэт дал критику существующего строя, вскрывая и разоблачая его пороки, грабеж, взяточничество, подхалимство и разбрасывание народных средств, весь государственный механизм — от мелкого вилайетского чиновничества до высшей придворной аристократии включительно.

    Для поэзии Ф. характерны замечательные аллегорические высказывания, в к-рых поэт излагал свое отношение к окружающему миру. В произведении «Бенг ве баде» (Опиум и вино) поэт изображал борьбу восточных феодалов, враждовавших между собою из-за тщеславия. Произведение «Риндузахид» подвергает уничтожающей критике религию как таковую.

    Самое популярное, высокохудожественное произведение Ф. — поэма «Лейли и Меджнун». Тема ее заимствована из арабского фольклора; она насчитывает около 30 различных вариантов в разных литературах феодальной формации до XVI в. (персидская, чагатайская, турецкая, азербайджанская и др.). Ф. своеобразно и мастерски использовал этот фольклорный материал и создал подлинно оригинальную поэму, превзошедшую по своей художественной выразительности все предыдущие варианты, поэму, ставшую памятником страданий, бесправной судьбы женщины Востока.

    Ф. устами героя поэмы Меджнун («Сумасшедший»), искателя правды и справедливости, повествует об угнетении людей своей эпохи, указывая, что в современном поэту обществе нет никакой свободы. Язык у Ф., по сути — народный, особенно в произведениях, написанных на родном языке, — красочен, глубоко эмоционален и по сей день вполне понятен. Творчество Ф. имело и имеет большое влияние на развитие лит-р народов Ближнего Востока.Библиография:

    I. Полное собр. соч., Константинополь, 1874—1879, 2 тт.

    II. Бертельс Е., Новая рукопись Куллиата Фузули, Л., 1930 (оттиск из «Изв. наук СССР, отд. гуманитарных наук»); Его же, Арабские стихи Фузули, «Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Акад. наук СССР», Ленинград, 1930, т. V, стр. 39—72; Gibb E. J. W., A History of Ottoman Poetry, v. I—V, London, 1900—1907 (см. по указателю имен в т. V).

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    ФИЗУЛИ

    (правильнее Φ у з у л и), Мухаммед Сулейман оглы (р. в конце 15 в. – ум. 1556 или 1562) – азерб. поэт, классик азерб. лит-ры. Ф. создал три дивана (сборника) газелей, касыд, рубай и др. на азерб., перс. и араб. языках, а также ряд поэм. Политич. сатира Ф. "Шикает-наме" ("Книга жалоб") осуждала произвол, царивший при дворе тур. захватчика – султана Сулеймана. В лирич. стихах Ф. нашел отражение протест нар. масс против феод. гнета, угнетения человеческой личности. Вершина поэтич. творчества Ф. – романтич. поэма "Лейли и Меджнун".

    Соч.: Эсэрлəри, ч. 1–2, Бакы, 1944–49; в рус. пер. – Избранное, Баку, 1958; Газели, М., 1959.

    Лит.: Араслы Г., Великий азерб. поэт Физули, пер. с азерб., Баку, 1958.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ФИЗУЛИ
    ФИЗУЛИ (до 1959 Карягино) - город (с 1827) в Азербайджане, в 32 км от железнодорожной ст. Горадиз. 17,5 тыс. жителей (1991). Предприятия пищевой промышленности, ткацкая фабрика. Назван по имени М. Физули.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: