Большая Советская энциклопедия

    рудничный локомотив с механическим аккумулятором энергии, предназначенный для перемещения вагонеток в шахтах. Г. начали применять в Европе в 40-х гг. 20 в., после освоения их серийного производства швейцарской фирмой «Эрликон»; в СССР выпуск Г. осуществляется с 50-х гг. Для движения поезда в Г. используется энергия, накопленная вращающимся маховиком, раскручивание которого (до 2—3 тыс. об/ мин) осуществляется электрическим или пневматическим двигателем установленным на Г. или на стационарном зарядном пункте. В конструкции Г. предусмотрено ступенчатое или бесступенчатое (например, с помощью гидропередачи) регулирование скорости движения. Длина пробега Г. после однократной зарядки не превышает обычно 3—5 км. В основном Г. используются для транспортирования небольших составов по вентиляционным выработкам и при строительстве шахт, а также в качестве вспомогательного транспорта в гидрошахтах и шахтах сплошной конвейеризации.

    А. А. Пархоменко.

    Илл. к ст. Гировоз.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Геологическая энциклопедия

    (a.inertia-type locomotive; н.Kreisellokomotive; ф.locomotive gyrobus; и.locomotora tipo inercia) - локомотив с механич. аккумулятором энергии (вращающийся маховик); предназначен для транспортирования составов вагонеток по рельсовым путям горизонтальных выработок шахт, опасных по взрыву газа или пыли. Г. применяют в Зап. Европе с 40-х гг. 20 в.; в СССР выпуск Г. осуществляется с 1958.

     Общий вид гировоза: 1 - светильник; 2- тахометр; 3 - маховик; 4 - рамка; 5 - колесо; 6 - редуктор; 7 - песочница; 8 - тормозная система; 9 - сиденье

    Общий вид гировоза: 1 - светильник; 2- тахометр; 3 - маховик; 4 - рамка; 5 - колесо; 6 - редуктор; 7 - песочница; 8 - тормозная система; 9 - сиденье.

    Г. (рис.) - двухосный локомотив. Маховик раскручивается пневматич. двигателем, периодически подсоединяемым к воздушной сети с давлением 400-600 кПа, прокладываемой в горн. выработках. Крутящий момент с вала пневмодвигателя на маховик и с маховика на скаты передаётся через редуктор, в конструкции к-рого предусмотрены две ступени регулирования скорости движения. Торможение - колодочным тормозом с ручным винтовым приводом. Для увеличения сцепления колёс с рельсами Г. оборудован песочной системой. Выпускают Г. для колеи 550, 575, 600 и 900 мм. Масса локомотива 5800 кг. Макс. сила тяги 1,1·* 104 H. Ср. скорость движения 1,9 м/с. Величина пробега без подзарядки при уклоне пути 0% - не менее 1000 м. Время зарядки маховика не более 16 мин.А. В. Покорный.

  3. Источник: Геологическая энциклопедия



  4. Большой энциклопедический политехнический словарь

    рудничный локомотив с механич. аккумулятором энергии, предназнач. для перемещения вагонеток в шахтах, опасных по взрыву газа или пыли. В Г. используется энергия, накопл. вращающимся маховиком, раскручивание к-рого (до 2000 - 3000 об/мин) осуществляется электрич. или пнев-матич. двигателем, установл. на Г. или на стационарном зарядном пункте. Длина пробега Г. после однократной зарядки не превышает обычно 3 - 5 км. Масса перемещаемого состава может достигать 50 - 70 т. однако в осн. Г. используют для транспортирования небольших составов по вентиляц. горным выработкам и при стр-ве шахт, а также как вспомогат. транспорт в гидрошахтах и шахтах со сплошной конвейеризацией. См. рис.

    Рудничный гировоз с гидравлическим управлением

    Рудничный гировоз с гидравлическим управлением

  5. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  6. Русско-английский политехнический словарь

    гирово́з м.

    inertia-type locomotive

    * * *

    inertia-type locomotive

  7. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  8. Dictionnaire technique russo-italien

    м. ж.-д.

    locomotiva f girobus

  9. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  10. Орфографический словарь-справочник

  11. Источник: