Большая Советская энциклопедия

    (Rijksmuseum)

    Государственный музей в Амстердаме, крупнейший художественный музей Нидерландов. Основан в 1808, здание построено в 1877—85 (архитектор П. И. Х. Кёйперс). В Р. хранятся многие произведения нидерландской живописи 15—19 вв., в том числе шедевры голландских мастеров 17 в. («Ночной дозор» и «Синдики» Рембрандта, «Служанка с кувшином молока» и «Уличка» Я. Вермера, «Мельница в Вейке-бей-Дюрстеде» Я. Рёйсдала и др.), а также образцы нидерландской графики, скульптуры и декоративного искусства, живописи др. европейских школ, искусства стран Азии и т. д.

    Лит.: Luttervelt R. van, Holland's musea, Den Haag, [1960].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Ре́йксмюсеум

    (Rijksmuseum), государственный музей в Амстердаме. Основан в 1808. Собрание западноевропейской живописи XV—XIX вв. и восточного искусства.

    * * *

    РЕЙКСМЮСЕУМ

    РЕ́ЙКСМЮСЕУМ (Rijksmuseum, дословно «Государственный музей»), государственный музей в Амстердаме(см. АМСТЕРДАМ) (Нидерланды(см. НИДЕРЛАНДЫ (государство))). Основан в 1808. Собрание западноевропейской живописи 15—19 вв., в том числе лучшее в мире собрание нидерландской живописи. Коллекция восточного искусства; предметы ремесла.

    Рейксмюсеум был основан в 1808, однако еще в конце 18 в. в Гааге в резиденции штатгальтеров(см. ШТАТГАЛЬТЕР) существовал Кунсткабинет (Кабинет искусств), где хранилась коллекция, принадлежавшая нидерландским штатгальтерам из рода Оранских-Нассау. В 1794 власть штатгальтера была низложена, а в 1795 была создана Батавская республика(см. БАТАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА), находившаяся в вассальной зависимости от Франции. В 1800 на базе Кунсткабинета в Гааге была открыта Национальная художественная галерея, созданная по образцу Лувра(см. ЛУВР). Она расположилась в бывшей летней резиденции штатгальтеров Хейс-тен-Босх (дословно «Дом в лесу»).

    В 1808 по приказу короля Луи Бонапарта (король Нидерландов в 1806—1810 гг., брат Наполеона Бонапарта(см. НАПОЛЕОН I Бонапарт), отец Наполеона III(см. НАПОЛЕОН III)) галерея была перевезена в Амстердам, в королевский дворец Пале-оп-де-Дам. До этого дворец являлся городской ратушей, в которой на втором этаже располагались картины, принадлежавшие Амстердамскому муниципалитету. Эти картины, в том числе «Ночной дозор» Рембрандта, были также присоединены к коллекции.

    В 1813 королем Нидерландов становится Вильгельм I(см. ВИЛЬГЕЛЬМ I Фредерик), сын изгнанного штатгальтера Вильгельма V Оранского. В 1817 собрание музея, состоящее в основном из картин и эстампов, созданных мастерами Северных Нидерландов, Вильгельм I переводит в дворец Триппенхейс (ныне здание Королевской Академии наук), выстроенный в 1660—1662 гг. по заказу братьев Трипп (отсюда название). Тогда же музей получает современное название.

    Современное здание музея в готическо-ренессансном стиле было построено в 1876—1885 гг. по проекту нидерландского архитектора П. И. Кейперса — одного из основоположников новой голландской архитектуры. Фасад здания, напоминающего готический собор, украшен витражами, однако вместо сцен из Священного писания, здесь представлены символические изображения живописи, скульптуры и архитектуры. Здание занимает центральное положение на Музейной площади (Museumplein), где также расположились Музей Ван Гога(см. ВАН ГОГ Винсент) и Городской музей.

    Шедевры коллекции (полотна Рубенса(см. РУБЕНС Питер Пауль), Тинторетто(см. ТИНТОРЕТТО Якопо), Веронезе(см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), а также лучших художников Голландии) были собраны в центральном помещении музея, зале Славы, интерьер которого напоминает пространство нидерландского храма со специально запланированной для картины Рембрандта «Ночной дозор» нишей-алтарем.

    По завершении строительства здания в музей поступили коллекции не только из Триппенхейса, но и из других собраний, в том числе из частной коллекции ван дер Хопа, завещанной Амстердаму в 1854. В музей были переданы собрания исторических памятников, принадлежавших прежде археологическому обществу, королевскому кабинету редкостей, музею истории Нидерландов, Ост-Индской и Вест-Индской компании. В 1952 в музей поступила коллекция искусства стран Азии, которая принадлежала обществу любителей искусства Азии.

    С 2003 большая часть музея находится на реконструкции, однако во флигеле Филиппа (17 новейших залов, капитально реконструирован и расширен в 1993—1996 гг.) действует выставка «Шедевры», на которой выставлены наиболее известные картины из коллекции Музея. Реконструкцию музея планируется завершить в 2009.

    В коллекции музея — свыше 1 млн экспонатов. Коллекция нидерландской живописи 15–16 вв. небольшая, однако включает работы таких мастеров, как Гертген тот Синт Янс («Святое семейство», 1496), Лука Лейденский(см. ЛУКА Лейденский) (триптих «Поклонение золотому тельцу», 1530), Ян ван Скорел(см. СКОРЕЛ Ян ван) («Мария Магдалина», около 1528), Корнелис ван Харлем («Туалет Вирсавии», 1594), Хендрик Гольциус(см. ГОЛЬЦИУС Хендрик) («Лот с дочерьми», 1616), Хендрик Тербрюгген(см. ТЕРБРЮГГЕН Хендрик) («Неверие Фомы»).

    В музее хорошо представлено портретное искусство Нидерландов 17 в., в том числе работы ван дер Хельста, Равестайна, Франса Хальса(см. ХАЛС Франс) («Семейный портрет», 1622). В новом для 17 в. жанре живописи — пейзаже, голландские художники стремились подчеркнуть черты, присущие своей родине. Эсайас ван де Велде(см. ВЕЛДЕ ван де) был одним из первых, кто начал изображать мельницы, островерхие шпили церквей, обилие рек, каналов, озер. Среди других пейзажистов в музее представлены работы Хендрика Аверкампа («Зимний пейзаж с забавами на льду», около 1608), Питера Санредама(см. САНРЕДАМ Питер), Якоба ван Рейсдала(см. РЕЙСДАЛ Якоб ван) («Пейзаж с мельницей», 1670).

    Наиболее видные жанристы Голландии, выставленные в Рейксмюсеуме: Ян Стен(см. СТЕН Ян), Питер де Хох(см. ХОХ Питер де), Герард Терборх(см. ТЕРБОРХ Герард), Адриан ван Остаде(см. ОСТАДЕ) подкупают своей непосредственностью в изображении жизни, точностью деталей обстановки, нравов. Особое место среди жанристов принадлежит Яну Вермеру Делфтскому(см. ВЕРМЕР Ян). Особая трудовая этика, присущая умонастроению голландцев «золотого века», выражены в его знаменитой картине «Служанка, наливающая молоко» (конец 1650-х).

    В музее представлены картины Рембрандта(см. РЕМБРАНДТ) всех периодов творчества и разных жанров: портреты, исторические картины на сюжеты из Библии и мифологии. Как уже упоминалось, самое знаменитое из них — «Ночной дозор» (1639—1642). Это неверное название картина получила в 1808, когда была передана в коллекцию Рейксмюсеума. После реставрации оказалось, что действие происходит днем, а первоначальное название картины — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Картина была заказана для дома амстердамской корпорации стрелков. На полотне «Еврейская невеста» (другое название — «Исаак и Ревекка», 1667), возможно, изображен сын Рембрандта Титус и его жена.

    Голландская живопись 18—19 вв. представлена такими мастерами, как Якоб де Вите(см. ВИТЕБСК) («Юпитер и Каллисто», «Диана и Эндимион», 1727), Луис Мориц («Урок рисунка», «Урок музыки», 1808), Ян Вайсенбрух, Георг Хендрик Брейтнер («Мост в Амстердаме», 1896—1898) и Винсент Ван Гог (в Рейксмюсеуме хранится один из автопортретов и несколько ранних картин; в соседнем Музее Ван Гога находится самое большое и полное собрание его картин, более 200 единиц).

    В коллекции живописи других национальных школ Европы находятся произведения художников Фландрии, Франции, Италии и Испании, в том числе произведения русских авангардистов (в том числе К. Малевича(см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович)).

    Итальянская школа представлена картинами Кривелли, Тинторетто(см. ТИНТОРЕТТО Якопо), Веронезе(см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Тьеполо(см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста). Особого внимания заслуживает строгий парадный портрет Даниэле Барбаро (1513—1570), написанный Веронезе в 1565—67. Среди наиболее выдающихся картин зарубежных мастеров — картина Рубенса «Кимон и Перо» (1630). Среди картин испанской школы выделяются произведения Мурильо(см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан) «Мадонна с младенцем» и Гойи(см. ГОЙЯ Франсиско) «Портрет Рамона Сатуэ». В богатой коллекции пастелей наиболее знаменитым считается «Портрет молодой дамы в турецком костюме», созданный швейцарским художником Лиотаром(см. ЛИОТАР Жан Этьен) (1754).

    Отдел скульптуры и декоративно-прикладного искусства содержит работы мастеров разных стран Европы, начиная от эпохи позднего Средневековья до конца 19 в., демонстрирующие смену стилей в европейском искусстве от готики до модерна. Коллекция насчитывает около 4,5 тыс произведений скульптуры, изделий из серебра, ювелирных украшений, мебели, шпалер, костюмов и ткани. В отдел включены исторические интерьеры со всеми деталями их обстановки. Один из ансамблей, украшавший частный дом в Харлеме около 1790-х, выдержан в стиле неоклассицизма. О стиле модерн дают представление предметы обстановки, созданные в 1910 для оформления комнаты в частном доме в Амстердаме.

    Лучшие скульптурные памятники коллекции – это «Благовещение» одного из самых выдающихся немецких скульпторов позднего Средневековья Тильмана Рименшнайдера (1460—1531) и «Грозящий Амур» француза Э.Фальконе(см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис) (автора памятника Петру I в СПб). До 1917 эта статуя, первый мраморный вариант, находилась в Санкт-Петербурге. В Эрмитаже остался другой вариант в мраморе, исполненный по заказу графа А. С. Строганова.

    Коллекция прикладного искусства, одна из лучших в Европе, отличается разнообразием и высоким художественным уровнем экспонатов. Мастера Нидерландов, особенно в 15–17 вв., были в числе лучших в Европе. В коллекции ювелирного искусства, которым особенно славились голландские мастера 15–17 вв., преобладают произведения художников Нидерландов. Среди них выделяются работы семьи ван Вианен. К числу шедевров относится настольное украшение из серебра с позолотой и эмалью знаменитого немецкого мастера Венцеля Ямницера (Нюрнберг, 1549). В собрании керамики особую ценность представляют знаменитые изделия из фаянса, производством которых в 17 в. славился Делфт(см. ДЕЛФТ). Уникальный предмет коллекции — ваза для тюльпанов в виде пирамиды с отверстиями, предназначенными для цветов, высотой более 1 м. В собрании фарфора есть изделия Мейсенской мануфактуры(см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР) 18 в. Особенно знаменит «Попугай» (1734) И. И. Кендлера(см. КЕНДЛЕР Иоганн Иоахим).

    Отдел истории Нидерландов включает памятники, созданные мастерами России, Англии, Франции, Германии, Бразилии, Индонезии, Японии. Собрание позволяет проследить развитие страны от Средневековья до начала 20 в. Здесь находятся трофейные флаги врагов; документы; модели кораблей; предметы, принадлежавшие историческим личностям; картины, изображающие важные события истории Нидерландов и портреты известных людей, оказавших влияние на судьбы страны. Кабинет эстампов по количеству хранящихся в нем экспонатов (около 1 млн. рисунков, гравюр на дереве, офортов на меди, акварелей, эстампов, афиш и фотографий) превосходит все остальные. Это самая большая в Нидерландах коллекция эстампов, в ней преобладают произведения мастеров страны. Одна из наиболее ценных частей коллекции — 60 рисунков Рембрандта.

    В музее — богатая коллекция акварелей, исполненных в конце 19 в.: нидерландские импрессионисты, принадлежавшие к художественным школам Гааги и Амстердама, предпочитали работать именно в этой технике.

    Отдел искусства стран Азии, включен в состав музея в 1952. Здесь находятся разнообразные экспонаты: скульптура, керамика, предметы из бронзы, фарфор, живопись на бумаге, характерные для Китая, керамика из Японии, статуи из бронзы и камня из Индии и Индонезии. Изделия Востока издавна украшали многие дома в Голландии и служили предметом собирательства. В числе шедевров отдела — бодхисатва из Китая (12 в.) и бронзовое изображение бога Шивы (Индия, 12 в.).

  3. Источник: Энциклопедический словарь