Большая Советская энциклопедия

    (Bachofen)

    Иоганн Якоб (22.12.1815, Базель, — 25.11.1887, там же), швейцарский историк права. Положил начало изучению истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) и др. выдвигал тезис об универсально-историческом развитии первобытного человечества от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем отцовскому праву. Основу этого развития Б. неправильно видел в эволюции религиозных идей. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув критике и отбросив идеалистические идеи Б., использовали его работы при создании материалистической концепции первобытной истории.

    Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.—Л., 1948.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    БАХОФЕН

    (Bachofen)

    Иоганн Якоб (род. 22 дек. 1815, Базель – ум. 25 нояб. 1887, там же) – швейц. историк права и религии. Положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата; известен благодаря своему соч. «Das Mutterrecht» (1881); ввел сравнительный метод в правовую науку; исследователь мифов и символов («миф есть толкование символа»). Мировую историю рассматривал как вечную борьбу между светом и тьмой, небом и землей, рождением и смертью, мужским началом и женским. Земля является «носителем материнства», в то время как Солнце «осуществляет развитие отцовского начала». Осн. произв. (кроме указанного): «Versuch ьber die Grдbersymbolik der Alten», 1859; «Urreligion und antike Symbole», 1926; «Gesammelte Werke», 1943.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Bachofen), Иоганн Якоб (22.XII.1815 - 25.XI.1887) - швейц. историк права. Положил начало изучению истории семьи. В своем осн. труде "Материнское право" (Das Mutterrecnt. Eine Untersuchung über die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiösen und rechtlichen Natur", Stuttg., 1861), в "Антикварных письмах" ("Antiquarische Briefe", 1-2, Stras., 1880-86) и других работах выдвигал тезис об универсально-ист. развитии первобытного человечества от первонач. беспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем отцовскому праву. Основу этого развития Б. неправильно видел в эволюции религ. идей. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув критике и отбросив идеалистич. идеи Б., использовали его работы при создании материалистич. концепции первобытной истории.

    Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, (M.), 1953; Косвен М. (О.), И. Я. Бахофен, "СЭ", 1933, No 1; его же, И. Я. Бахофен и рус. наука, "СЭ", 1946, No 3.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия