Словарь Брокгауза и Ефрона

    (André-Ernest-Modeste Grétry) — известный французский композитор, родом бельгиец (1741-1813), развивший французскую оперетту. Первая его опера, "Les mariages samnites", успеха не имела; но после появления оперы "Huron" репутация Г. среди парижан установилась. Популярность его еще более увеличилась после оперы "Richard Coeur de Lion" (1785). В этой опере Г. начал проводить тематизм, который в настоящее время играет столь важную роль в планировке оперы. Из других его опер известны: "La caravane de Caïr" на текст графа Прованского (впоследствии Людовика XVIII), данная 506 раз "Zémire et Azor" и др. В техническом отношении оперы написаны слабо, но отличаются мелодичностью. В 1789 г. Г. издал в Париже "Mémoires ou Essais sur la musique", в которых в особенности интересны рассуждения о музыкальной декламации. Ср. Бретон, "Notice sur la vie et les ouvrages d'A. G." (П., 1814); "Grétry en famille" (Париж, 1815); ван Гульст, "Grétry" (Льеж, 1842).

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Gretry)

    Андре Эрнест Модест (8 или 11.2.1741, Льеж, — 24.9.1813, Монморанси, близ Парижа), французский композитор. Бельгиец по происхождению. Член института Франции (1795). Музыке учился у отца, скрипача Франсуа Г., и у др. музыкантов Льежа. В 1759—66 совершенствовался в Италии (в 1765 выдержал экзамен Болонской музыкальной академии). С 1767 жил в Париже. Один из инспекторов Парижской консерватории с момента её основания (1795). Творчество Г., развивавшееся под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Ж. Ж. Руссо, — значительный этап в истории французской комической оперы 18 в., оно подготовило почву для французской лирической оперы 19 в. Г. создал около 60 опер (либретто многих из них написаны Ж. Ф. Мармонтелем и М. Ж. Седеном), в том числе «Гурон» (1768), «Люсиль» (1769), «Самнитские браки» (2-я редакция 1776). Одна из популярных опер Г. — «Ричард-Львиное Сердце» (1784), предвосхищает многие черты жанра «оперы спасения» (см. Опера). Композитору принадлежат оперы на народно-патриотические и революционные сюжеты — «Петр Великий» (1790), «Вильгельм Телль» (1791), «Праздник Разума, или Республиканская избранница» (1794), а также инструментальные произведения (симфония, квартеты и др.). Написал несколько музыкально-литературных работ. Его «Мемуары» — яркий образец эстетики французского сентиментализма.

    Соч.: Memoires, ou Essais sur la musique, v. 1—3, P., 1796—97; в рус. пер. — Мемуары, или Очерки о музыке, т. 1, М. — Л., 1939.

    Лит.: Роллан Р., Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4—Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Левашева О., Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классическое искусство за рубежом, М., 1966; Bobillier М., Gretry, sa vie et ses oeuvres, par M. Bronet (Marie Bobillier)..., P., 1884: Wichmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich, Halle, 1929: Degey M., A. M. Cretrv, [Brux., 1939]; Marsick P. L., A. M. Cretry, Brux., 1944.

    С. М. Грищенко.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ГРЕТРИ (Gretry) Андре Эрнест Модест (1741 - 1813), французский композитор. Мастер французской опера-комик 18 в. (от "слезной" сентиментальной комедии до "оперы спасения"): "Люсиль" (1769), "Ричард Львиное Сердце" (1784) и др. Музыкально-эстетические труды.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона