Предустановленная гармония в словарях и энциклопедиях
понятие, введённое в философию Г. Лейбницем (1695) для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учению о П. г., развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады (См. Монада), будучи чисто психическими сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствии с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физический детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория П. г. была направлена против Окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуализма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней отстаивалась имманентная закономерность природных процессов.
Лит.: Eisler R., Kritische Untersuchung des Begriffes der Weltharmonie..., B., 1895; Belaval Y., L'idée d'harmonie chez Leibniz, «Studium Generale», 1966, Jg. 19, H. 9. См. также лит. при ст. Лейбниц.
Г. Г. Майоров.
ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ - философское понятие, ввел Лейбниц, у которого оно означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей.
ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ, философское понятие. Ввел Г.В. Лейбниц, у которого оно означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное Богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, согласованное развитие всех вещей.
Harmonia praestabilita
— понятие, введенное Г.В. Лейбницем для объяснения согласованности простых субстанций в универсуме. В монадологии субстанциальные элементы мира — монады не имеют «окон», представляют собой замкнутый мир, невосприимчивый к внешним влияниям. Их общение не может быть результатом обоюдного физического воздействия. Кроме того, не принимая декартовского разделения res cogitans (вещь мыслящая) и res extensa (вещь протяженная), считая, что каждая душа представляет энтелехию собственного тела, Лейбниц вынужден объяснить соотношение души и тела. Для обоснования согласованности монад Лейбниц использует пример двух маятниковых часов, чья синхронная работа возможна, если построить такие часы, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. Так и Бог, создавая монады, сотворил их взаимосогласованными в силу их собственной природы. Душа следует своим законам, тело — своим, и они сообразуются в силу предустановленной Богом гармонии, поскольку являются выражением одного и того же универсума. Души действуют согласно законам конечных причин, тела — по законам причин действующих, и оба царства гармонируют между собой. Это позволяет установить соотношение души и тела, не прибегая постоянно к чуду божественного вмешательства. Бог устанавливает гармонию до творения, что и объясняет очевидное взаимодействие души и тела в мире опыта.
Концепция П.г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и дуализма Р. Декарта.
предустано́вленная гармо́ния
понятие философии Г. В. Лейбница; означает гармоническое взаимоотношение монад, изначально установленное Богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей.
* * *
ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯПРЕДУСТАНО́ВЛЕННАЯ ГАРМО́НИЯ, философское понятие, ввел Лейбниц, у которого оно означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей.