Большая Советская энциклопедия

    культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи мери (См. Меря) и веси (См. Весь), а также др. племён), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников Д. к. предкам славян, а западную их группу считают памятниками балтов. На отдельных памятниках Д. к. прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (См. Коломенское), которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым. Характерные поселения Д. к. — небольшие городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укреплённые валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения — селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки. Общественный строй — первобытнообщинный. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С начала 1-го тысячелетия н. э. развивается обработка металлов. Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Много орудий труда и украшений сделано из кости. Для Д. к. характерны глиняные грузики «дьякова типа» и в слоях до 2 в. н. э. — керамика, украшенная так называемым «текстильным» («сетчатым») орнаментом. Погребения Д. к. не найдены, вероятно, применялось трупосожжение.

    Лит.: Сизов В. И., Дьяково городище близ Москвы, в кн.: Труды девятого археологического съезда в Вильне. 1893 г., т. 2, М., 1897; Спицын А. А., Городища Дьякова типа, в кн.: Зап. отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, т. 5, в. 1, СПБ, 1903; его же, Новые сведения о городищах Дьякова типа, там же, т. 7, в. 1, СПБ, 1905; Третьяков П. Н., К истории племён Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э., М.—Л., 1941; его же, финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М.—Л., 1966; Горюнова Е. И., Этническая история Волго-Окского междуречья, М., 1961 (Материалы и исследования по археологии СССР, в. 94); Древнее поселение в Подмосковье, М., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 156).

    А. Л. Монгайт.

    Дьяковская культура. Предметы из древнейших городищ. Железные изделия: 1 — топор; 2 — нож; 3 — серп; 4 — наконечник стрелы. Изделия из кости: 5 — рукоятки ножей; 6 — гарпуны; 7 — булавка; 8 — бронзовая булавка. Изделия из глины: 9 — грузики; 10 — льячек; 11 — сосуд с «сетчатым», или «текстильным», орнаментом; 12 — каменная ручка зернотёрка.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) железного века (2-я пол. 1-го тыс. до н. э. - 1-я пол. 1-го тыс. н. э.) в бас. Верхней Волги и Оки. Назван по с. Дьяковское на р. Москва (ныне в черте Москвы). Городища и селища. Хозяйство: скотоводство - земледелие, охота, металлургия.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Дьяко́вская культу́ра

    (археол.), железного века (вторая половина 1-го тысячелетия до н. э. — первая половина 1-го тысячелетия н. э.) в бассейне верхней Волги и Оки. Названа по городищу у села Дьяковское на р. Москва (ныне в черте Москвы). Городища и селища. Хозяйство: скотоводство, земледелие, охота, металлургия.Дьяковская культура.

    * * *

    ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА

    ДЬЯКО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологическая культура железного века с 8—7 вв. до н. э. по 7 в. н. э., занимавшая Верхнее Поволжье и почти все Волго-Окское междуречье. Древние финно-угорские племена дьяковской культуры являются предками мери(см. МЕРЯ) и веси(см. ВЕСЬ), известным по русским летописным источникам.

    Название культуры происходит от первого найденного городища у села Дьяково близ села Коломенского(см. КОЛОМЕНСКОЕ) (ныне входит в границы Москвы). Дьяковское городище было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым(см. САМОКВАСОВ Дмитрий Яковлевич) и в 1889—1890 гг. В. И. Сизовым. Основные городища, давшие представление о дьяковской культуре — Старое Каширское, Щербинское, Троицкое. Археологи выделяют два периода дьяковской культуры. На первом этапе (7—3 вв. до н. э.) основным типом поселений являются селища(см. СЕЛИЩЕ), иногда укрепленные частоколом. С 5—4 вв. до н. э. поселения начинают укрепляться деревянными стенами, валами и рвами. Дьяковцы жили как в землянках и полуземлянках (прямоугольных, иногда круглых), так и в наземных домах. Керамика представлена плоскодонными горшками с оттянутым венчиком, украшена «сетчатым» или «текстильным» орнаментом в виде отпечатков тонкого плетня. Характерной чертой первого периода является практически полное отсутствие изделий из железа и господство костяных орудий. Лишь в конце первого периода начинают распространяться бронзовые и железные вещи. Одни из наиболее распространенных находок первого периода — это костяные стрелы и многозубые гарпуны. Стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила) скифского происхождения свидетельствуют о связях дьяковцев с южными районами Восточной Европы. Основными занятиями населения в этот период были охота, рыболовство и скотоводство (прежде всего, разведение свиней).

    Второй этап (2 в. до н. э. — 7 в. н. э.) связан с продвижением восточных балтов в район Волго-Окского междуречья и расселением их среди местных финно-угорских племен. На этом этапе среди дьяковцев широко распространяется железо. Вокруг поселений появляются мощные линии обороны, и основным типом поселения становится городище(см. ГОРОДИЩЕ (в археологии)), часто расположенное на мысу, образованном двумя ручьями и окруженное мощной линией обороны с рвами, валами и деревянными стенами. В поселениях начинают господствовать срубные наземные жилища, керамика становится гладкостенной, появляется посуда с заглаженной поверхностью и черным лощением. Число и ассортимент железных предметов увеличивается, а костяных резко уменьшается. Костяные наконечники стрел сменяются на железные, появляются украшения скифского типа из цветных металлов. О развитии кузнечного дела свидетельствуют находки довольно крупных железных изделий — кос, топоров, кузнечных клещей, а также тиглей(см. ТИГЕЛЬ) и льячек(см. ЛЬЯЧЕК). Археологи обнаружили и большое количество изделий из цветных металлов. Развитие кузнечного дела привело к переходу от скотоводства к подсечному земледелию, о чем свидетельствуют частые находки каменных зернотерок. Охота приобретает промысловый, подсобный характер. Среди дьяковцев широкое распространение имели глиняные грузики «дьякова типа», назначение которых не выяснено. Обнаружены кирпичи специфической формы («рогатые») и антропоморфные статуэтки. Племена дьяковской культуры имели тесные контакты со скифским миром, а также Прибалтикой и Приуральем. При раскопках городищ встречаются также римские монеты. Погребения дьяковской культуры не найдены, вероятно, применялось трупосожжение.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    культура древних финно-угорских племен, обитавших в басс. Верх. Волги, Оки и в обл. Валдайской возвышенности во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. и 1-й пол. 1-го тыс. н. э., являвшихся предками известных по летописи мери, веси и др. племен, в летописи не упоминаемых. Д. к. сравнительно плохо изучена. Нек-рые ученые приписывают часть памятников Д. к. предкам славян, а в зап. их группе видят памятники балтов. В ряде памятников Д. к. прослежены слои, свидетельствующие о продолжении ее существования вплоть до летописного времени. Названа по городищу у с. Дьяково под Москвой, исследованному в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889-90 B. И. Сизовым. Характерной формой поселений Д. к. являются небольшие городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укрепленные валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения - селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С нач. 1-го тыс. н. э. развивается обработка металлов. Изготовлялись жел. серпы, топоры, стрелы, бронз. украшения. Мн. орудий труда и украшений сделано из кости. Для Д. к. характерны глиняные грузики "дьякова типа" и в слоях до 2 в. н. э. - керамика, украшенная т. н. "текстильным" ("сетчатым") орнаментом. По-видимому, каждое городище Д. к. представляло поселение большой патриархальной семьи. Группа соседствующих поселений составляла селения одного родового коллектива. Погребения Д. к. не найдены, вероятно применялось трупосожжение.

    Лит.: Сизов В. И., Дьяково городище близ Москвы, в кн.: Тр. девятого археологич. съезда в Вильне 1893 г., т. 2, М., 1897; Спицын А. A., Городища Дьякова типа, в кн.: Зап. отд. рус. и слав. археологии Рус. археологич. об-ва, т. 5, в. 1, СПБ, 1903;его же, Новые сведения о городищах Дьякова типа, там же, т. 7, в. 1, СПБ, 1905; Третьяков П. Н., К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э., М.-Л., 1941; его же, Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Бадер О. Н., Древние городища на Верхней Волге, в сб.: Мат-лы по археологии Верхнего Поволжья, М.-Л., 1950 (МИА, No 13); Арциховский А. В., Основы археологии, 2 изд., М.. 1955.

    А. В. Монгайт. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: