«Лондонские конвенции о проливах»

Лондонские конвенции о проливах в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Лондонские конвенции о проливах»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Конвенция 1841 о международной регламентации режима Черноморских проливов подписана 1(13) июля в Лондоне; Конвенция 1871 о пересмотре некоторых статей Парижского мирного договора 1856 (См. Парижский мирный договор 1856) подписана 1(13) марта в Лондоне. См. Проливы международные.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Дипломатический словарь

    - 1) Л. к. 1841 - первая многосторонняя конвенция, установившая международную регламентацию режима проливов (см.); подписана 13. VII Россией, Англией, Францией, Австрией, Пруссией и Турцией. Л. к. 1841 подтвердила фиксированное впервые в англо-турецком договоре 1809 (см.) и затем в Лондонской конвенции 1840 (см.) т. н. "древнее правило" Оттоманской империи, согласно которому проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись в мирное время закрытыми для прохода военных кораблей всех держав; за султаном сохранялось право выдавать разрешения на проход лёгких военных судов, состоящих в распоряжении посольств дружественных держав; о положении во время войны ничего не говорилось. Таким образом, Россия теряла преимущественное положение в проливах, созданное Ункяр-Искелесийским договором (см.), а Англия осуществляла своё давнишнее стремление, направленное к тому, чтобы, по выражению Пальмерстона, "погрузить Ункяр-Искелесийский договор в какой-либо общий договор такого же рода". Во время заключения Л. к. 1841 Николай I полностью одобрял её, считая установленный ею режим проливов выгодным для России. Крымская война доказала ошибочность этой точки зрения царской дипломатии.

    2) Л. к. 1871 (официальное название: "Договор об изменении некоторых статей Парижского трактата 1856 г.") - заключена 13. III Россией, Турцией, Германией, Австро-Венгрией, Англией, Италией и Францией в результате работ конференции указанных держав, созванной в связи с Горчакова циркуляром 1870 (см.).

    Ст. 1 Л. к. отменила XI, XIII и XIV ст. Парижского договора, ограничивавшие суверенитет России на Чёрном море, а также приложенную к Парижскому договору отдельную русско-турецкую конвенцию. Таким образом, России и Турции разрешалось держать на Чёрном море неограниченное количество своих военных кораблей. "Нейтрализация" Чёрного моря ликвидировалась, и суверенные права России на Чёрном море были полностью восстановлены.

    По настоянию западных держав, главным образом Англии, в Л. к. были включены постановления, заострённые против России, подчёркивавшие стремление этих держав не допускать дальнейших изменений Парижского трактата. Так, напр., Л. к. подтверждала действительность всех статей Парижского трактата, кроме отменённых XI, XIII и XIV, и устанавливала, "что ни одна держава не может ни отступить от трактата, ни изменить его постановлений без предварительного соглашения с другими договаривающимися державами" (ст. 8). Кроме того, оставляя в силе принцип закрытия проливов для всех иностранных военных кораблей, установленный Лондонской конвенцией 1841 и Парижским трактатом, Л. к. внесла в него дополнение, направленное непосредственно против России: султану предоставлялось право "открывать проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав, в случае если Высокая Порта будет считать это нужным, дабы обеспечить исполнение постановлений Парижского трактата 1856 г." (ст. 2). Однако эти постановления Л. к. имели по существу лишь демонстративное значение, отражая намерение Англии и других западных держав представить объявленную Горчаковым отмену "нейтрализации" Чёрного моря не как самостоятельный акт России, а как совместное решение участников Парижского трактата.

    В целом Л. к. закрепляла большой успех русской дипломатии, умело использовавшей международную обстановку для восстановления суверенитета России на Чёрном море. Всё же режим проливов, установленный Л. к., по-прежнему нарушал интересы России, закрывая русским военным кораблям единственный путь, связывающий Чёрное и Средиземною моря.

  3. Источник: Дипломатический словарь



  4. Советская историческая энциклопедия

    1) Конвенция 1840 о помощи тур. султану против егип. паши Мухаммеда-Али подписана 3 (15) июля министром иностр. дел Великобритании Г. Дж. Пальмерстоном и посланниками в Лондоне: России - Ф. И. Брунновым, Австрии - Ф. Нейманом, Пруссии - Г. В. Бюловом и Турции - Хекиб-эффенди. Заключена в связи с новым обострением в 1839 егип. кризиса, когда Мухаммед-Али добился успеха в войне против султана. Великобритания и Австрия стремились не допустить вмешательства в конфликт Франции, выступавшей на стороне Мухаммеда-Али, или России, обязавшейся поддерживать султана по Ункяр-Искелесийскому договору 1833, т.к. это резко усилило бы влияние на Бл. Востоке той или др. державы. Наряду с этим Великобритания и Россия стремились изолировать Францию, к-рую Николай I считал носительницей "революц. заразы" в Европе, а Пальмерстон - наиболее опасным соперником на Бл. Востоке. Сыграв на антифранц. настроениях Николая I, Пальмерстон убедил его заменить Ункяр-Искелесийский договор соглашением указ. четырех держав. Державы решили оказать дипломатич. нажим на Мухаммеда-Али, чтобы заставить его пойти на соглашение с султаном (ст. 1), а в случае необходимости подкрепить нажим воен. мерами (ст. 2). Султану гарантировалась защита от нападения Мухаммеда-Али (ст. 3), причем подчеркивалось, что врем. введение с этой целью в проливы вооруж. сил держав не отменит принципа закрытия проливов для иностр. воен. кораблей (ст. 4). Эта оговорка по существу аннулировала Ункяр-Искелесийский договор. В авг. 1840 державы, подписавшие Л. к., потребовали от Мухаммеда-Али возвратить султану захваченные владения, гарантируя паше сохранение власти в Египте и Палестине, а когда тот отказался - Великобритания и Австрия открыли воен. действия и заставили его капитулировать.

    2) Конвенция 1841 о междунар. регламентации режима Черномор. проливов подписана 1 (13) июля министром иностр. дел Великобритании Пальмерстоном и дипломатич. представителями в Лондоне: России - Брунновым, Австрии - П. Эстергази, Франции - Ф. А. Буркене, Пруссии - Бюловом и Турции - Хекиб-эффенди. Подтвердила принцип запрета иностр. воен. кораблям входить в проливы, с оговоркой, что это правило будет соблюдаться, "пока Порта находится в мире" (ст. 1). В 1841 истекал срок Ункяр-Искелесийского договора 1833 России с Турцией, и Пальмерстон, добившись фактич. отмены его Л. к. 1840, настоял на формальной замене рус.-тур. договора междунар. регламентацией режима проливов. Николай I, опасаясь сближения Великобритании с Францией, предлагавшей проект соглашения, к-рое укрепило бы их влияние на Бл. Востоке в ущерб России, дал указание Бруннову разработать контрпроект, явившийся основой Л. к. 1841. Вопреки надеждам царя, Л. к. 1841 оказалась выгодной лишь Великобритании и Франции, к-рые использовали ее для вмешательства в вопрос о режиме проливов (решавшийся раньше соглашениями между Россией и Турцией, как прибрежными державами) и для дальнейшего ослабления позиций России на Бл. Востоке.

    3) Конвенция 1871 о пересмотре нек-рых статей Парижского мирного договора 1856 подписана 1 (13) марта министром иностр. дел Великобритании Дж. Гренвиллом и послами в Лондоне: России - Брунновым, Германии - А. Бернсторфом, Австро-Венгрии - Р. Аппоньи, Франции - Ж. де Бройлем, Италии - К. Кадорной и Турции - К. Муссурус-пашой. Заключена в обстановке, сложившейся после разгрома Франции Пруссией, к-рая была заинтересована в нейтралитете России и обещала ей поддержку в вопросе о пересмотре Париж. трактата. В окт. 1870 А. М. Горчаков объявил о восстановлении суверенных прав России на Черном м. (см. Горчакова циркуляры). Великобритания и Австро-Венгрия без Франции и Пруссии не решились на конфликт с Россией и согласились на предложение Бисмарка о конференции по этому вопросу. Россия также дала согласие, получив гарантию, что ее требования будут удовлетворены.

    Конференция открылась в Лондоне в янв. 1871. Великобритания и Австро-Венгрия пытались добиться значит. изменений режима проливов в свою пользу, а также предоставления им в Турции воен. баз, но после продолжит. дипломатич. борьбы должны были удовлетвориться разрешением султану открывать проливы для воен. кораблей "дружественных и союзных" ему держав не только в воен. время. Это облегчало доступ иностр. флотам в Черное м. и ухудшало для России условия Л. к. 1841. Однако остальные рус. требования были приняты. Ст. 1 новой Конвенции отменяла ряд статей Париж. трактата о нейтрализации Черного м. с запрещением России и Турции содержать там воен. флот. Ст. 2 подтверждала принцип закрытия проливов для иностр. воен. кораблей (с приведенной выше оговоркой), а ст. 3 - принцип сохранения Черного м. открытым для торг. судоходства. Ст. 4-7 касались регламентации деятельности Дунайских комиссий, учрежденных Париж. трактатом. Ст. 8 подтверждала все прочие постановления последнего. Л. к. 1871 регулировала режим проливов вплоть до 1-й мировой войны 1914-18.

    Лит.: Мартенс Р. P., т. 12, 15; История дипломатии, т. 1, М., 1959; Миллер А. Ф., Краткая история Турции, М., 1948; Киняпина Н. С., Внеш. политика России в первой пол. XIX в., М., 1963; Webster C., The foreign policy of Palmerston 1830-1841, v. 1-2, L., 1951; Rheindorf K., Die Schwarze-Meer (Pontus)-Frage vom Pariser Frieden vom 1856 bis zum Abschluss der Londoner Konferenz vom 1871, В., 1925.

    И. В. Бестужев. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия