Большая Советская энциклопедия

    Балакирев Милий Алексеевич [21.12.1836(2.1.1837), Н. Новгород, ‒ 16(29).5. 1910, Петербург], русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853‒55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Б. оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867‒69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

    Б. способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

    Конец 1850-х ‒ 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет ‒ «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. ‒ симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. ‒ симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. ‒ развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

    В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881‒1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883‒94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

    Центральная тема творчества Б. ‒ тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

    Основная сфера творчества Б. ‒ инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Б. ‒ «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть ‒ в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

    Б. ‒ один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Б. ‒ восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

    Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Б.

    Лит.: Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.‒ Л., 1932; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912; Киселев Г., М. А. Балакирев, М.‒Л., 1938; Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961; М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910) - композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-69), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). "Увертюра на темы трех русских песен" (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы "Тамара" (1882), "Русь" (1887), "В Чехии" (1905), восточная фантазия для фортепиано "Исламей" (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной "Пятерки" - "Могучей кучки" (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в. Балакирев родился 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М. И. Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку - народную и церковную, на русские сюжеты и тексты. "Могучая кучка" сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. "Могучая кучка" как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу - в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 - управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов). Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858-1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой - на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 29 мая 1910.

    ЛИТЕРАТУРА

    М. А. Балакирев: Исследования. Статьи. Л., 1961 Балакирев М. А. Воспоминания и письма. Л., 1962 М. А. Балакирев: Летопись жизни и творчества. Л., 1967

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Бала́кирев Милий Алексеевич

    (1836/1837 — 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868—73 и 1881—1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт-Петербург). Дирижёр Императорского Русского музыкального общества (1867—69), управляющий Придворной певческой капеллой (1883—94). 2 симфония (1897, 1908), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858; 2-я редакция, 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепьяно «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

    * * *

    БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич

    БАЛА́КИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37—1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки»(см. МОГУЧАЯ КУЧКА), один из основателей (1862) и руководитель (1868—1873 и 1881—1908) Бесплатной музыкальной школы(см. БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА). Дирижер Русского музыкального общества(см. РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО)) (1867—1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883—94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальный словарь

    ( 2 I 1837, Нижний Новгород - 29 V 1910, Петербург)

    Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.

    В. Стасов

    М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

    Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

    В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием "Могучей кучки" (данным ему B. Стасовым) и "балакиревского кружка".

    Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. "Под руководством Балакирева началось наше самообразование", - вспоминал впоследствии Кюи. - "Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений". Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы ("Кавказский пленник, Ратклиф"). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания:..."критик, именно технический критик, он был удивительный", - писал Римский-Корсаков.

    К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как "Приди ко мне, Песня Селима" (оба - 1858), "Песня золотой рыбки" (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова:..."Свежие здоровые цветки на почве русской музыки". В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира "Король Лир". Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

    Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен "1000 лет" (1864; во 2-й ред. - "Русь", 1887), "Чешская увертюра" (1867), восточная фантазия для фортепиано "Исламей" (1869), симфоническая поэма "Тамара", начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

    Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов "Могучей кучки" зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

    Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г.

    Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением "Тамары" (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма "Русь"). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

    Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, "Исламея" исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

    Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

    Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.

  9. Источник: Музыкальный словарь



  10. Лермонтовская энциклопедия

    БАЛ́́АКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37—1910), рус. композитор, пианист, дирижер и муз.-обществ. деятель, глава «новой русской муз. школы», известной под назв. «Могучая кучка». Л. был любимым поэтом Б., к его творчеству он обращался в течение всей жизни. Воздействие Л. сказалось уже в Большой сонате для фп., над к-рой композитор работал в 1855. Эпиграфом к ней послужили строки из стих. Л. «Нет, я не Байрон». Работа над сонатой, к-рую Б. хотел посвятить М.И.Глинке, не была завершена, сохранилась лишь черновая рукопись четырех частей сонаты и набросок фуги-эпилога (ГПБ, ф. 41).Летом 1862 Б. впервые побывал на Кавказе. В письме к В.В.Стасову от 25 июня, описывая свои впечатления от Пятигорска, он сообщал: «...Дышу Лермонтовым... Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует... Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня так же сильно действует, черкесы точно так же мне нравятся, начиная от их костюма (лучше черкесского костюма я не знаю), и много ещё есть струн, которые Лермонтов затрагивает, которые отзываются и во мне...» (см. в кн.: Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1, 1970, с. 188).В 1863 Б. концертировал в качестве пианиста в Железноводске, Кисловодске, Пятигорске. Он снова бродил по лермонт. местам, слушал горские мелодии и изучал нар. муз. инструменты. В последний раз на Кавказ Б. приезжал в 1868. Тема свободолюбия и величеств. образы природы Кавказа, привлекавшие Б. в творчестве Л., своеобразие и колоритная характерность горской нар. музыки получили отражение в замыслах его симфонич. соч., относящихся к 60-м гг.: в незаконченной программной симфонии «Мцыри» (не сохранилась), в симфонич. поэме «Тамара» (1882), посв. Ф. Листу (впервые исполнена 7 марта 1883). Мелодика и ритмич. сторона поэмы «Тамара» тесно связаны с груз. народно-песенными и танцевальными напевами. Здесь отчетливо проявились индивидуальные черты симфонич. стиля Б.: яркость оркестровой звукописи и характерного кавк. колорита, свободное сопоставление красочных муз. картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Осн. мысль поэмы — изменчивость красоты и недостижимость счастья — воплощена автором в образе царицы Тамары.13 романсов Б. на стихи Л. сочинены в разное время, с 1858 по 1909. К т. н. «восточному циклу» относятся «Песня Селима» (СПБ, 1859), «Черкесская песня» («Много дев у нас в горах») (СПБ, 1859) из поэмы «Измаил-Бей», песня рыбки из поэмы «Мцыри» (СПБ, 1861), где заметны нек-рые приемы, ставшие типичными для «новой русской муз. школы», в частности «изобразительная» функция фп. сопровождения; в «Еврейской мелодии» («Душа моя мрачна») (СПБ, 1859) преобладает лирич. начало, удачно сочетаясь с принципами декламации. Романс Б. «Отчего» (СПБ, 1861) продолжает традицию монолога-раздумья, характерного для творчества А.С.Даргомыжского, а романс «Слышу ли голос твой» (СПБ, 1865) написан в духе муз. лирики Глинки.Круг поэтич. образов Л., воплощенных в музыке Б., с течением времени менялся. В 90-е гг. внимание композитора привлекают у Л. мотивы тоски и одиночества: «Когда волнуется желтеющая нива» (М., 1896) и «Сосна» («На севере диком») (М., 1896). В последние годы жизни Б., несколько охладев к Л., все-таки создал замечательные вокальные соч.: «Сон» («В полдневный жар», СПБ, 1904), песню «Желтый лист о стебель бьется» (СПБ, 1904). «Из-под таинственной холодной полумаски» (Лейпциг — СПБ, 1904) — удачный опыт лирич. романса-портрета, восходящего к Глинке. Среди поздних романсов Б. выделяется «Утес» (СПБ, 1910, изд. посмертно). Муз. язык романса содержит признаки многих жанровых разновидностей, в т.ч. элементы рус. нар. песни. Тонкой поэтичностью отмечен сохранившийся вокальный фрагмент: «Склонись ко мне, красавец молодой» (СПБ, 1904), муз. материал к-рого был использован Б. для 3-й части Второй симфонии. Хоровые соч. Б. на стихи Л. остались незаконченными. Это — «Русалка» для женского хора (1860) и отрывок хорового варианта песни «Желтый лист о стебель бьется» (1900).См. также Соч. Л. в музыке в ст. Музыка.Лит.: Молодой музыкант. [Псевд. С.Н.Кругликова], Рец. на симфонич. поэму «Тамара», «Совр. известия», [Москва], 1883, 12 марта; Финдейзен Н., Рус. худож. песня, М. — Лейпциг, [1905], с. 53—54; Рус. романс. Опыт интонационного анализа. Сб. ст., под ред. Б.В.Асафьева, М. — Л., 1930, с. 78—81; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет рус. музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 37; Стасов В. В., Двадцать пять лет рус. иск-ва, в его кн.: Избр. соч. в 2 тт., т. 2, М., 1937, с. 256, 258; то же, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1952, с. 549; Нестьев И., Восток и рус. композиторы («Исламей» и «Тамара» М. Балакирева), «Сов. иск-во», 1938, 18 апр.; Музалевский В., М.А.Балакирев, Л., 1938, с. 91—96, 108—13; Киселев Г., М.А.Балакирев, М. — Л., 1938, с. 94—99; Римский-Корсаков Н. А., Полн. собр. соч. — Лит. произв. и переписка, т. 1, М., 1955, с. 23, 258; Васина-Гроссман В. А., Рус. классич. романс XIX в., М., 1956, с. 152—56; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958 (по имен. указат.); Автографы М.А.Балакирева... Каталог-справочник. [Сост. В.А.Киселев], М., 1959 (по имен. указат.); Кандинский А., Симфонич. произв. М.А.Балакирева, М., 1960, с. 98—108; М. Ал. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961 (по имен. указат.); М.А.Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962 (по имен. указат.); Перелистывая пожелтевшие страницы [о балете Балакирева «Тамара», поставленном М. Фокиным в Париже в 1912], «Огонек», 1964, № 42, с. 11; Кунин И., М.А.Балакирев. Жизнь и творчество в письмах и документах, М., 1967, с. 38—41, 60, 63—66.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: