Словарь Брокгауза и Ефрона

    (гелоты, είλοτες и είλοται). — Название И. древние производили, одни от имени г. Гелоса, завоеванного дорянами, жители которого были обращены в это состояние, другие от έλος — низкое сырое место, следовательно, И. — жители долины р. Эврота; в настоящее же время наиболее принята этимология от корня ελ (брать), следовательно, И. будет значить "взятые" (сравни латин. mancipium). Так назывались покоренные дорийскими завоевателями первоначальные жители долины р. Эврота, а потом и Мессении (за исключением некоторых прибрежных городов), обращенные в крепостных Спартанского государства. Хозяева земельных участков, на которых сидели обрабатывавшие их И., были ограничены в правах на них, чем И. и отличались от рабов, составлявших полную частную собственность отдельных лиц. И. обрабатывали участки, на которых были поселены, на свой счет, но были обязаны в пользу хозяина участка определенным взносом (82 медимна ячменя и соответствующее количество жидких продуктов). И. могли иметь собственность, и хозяин не мог ни убить И., ни отпустить его на волю, ни увеличить количество оброка, но как он, так и все другие спартиаты, могли требовать себе услуг И. Число их было очень значительно. Так как обращение с И. было очень суровое, даже жестокое, то И. ненавидели спартиатов, и известно несколько открытых восстаний их, грозивших иногда Спарте серьезной опасностью (напр. большое восстание после землетрясения в Спарте в 466 г. до Р. Хр.). С целью устройства строгого надзора за И. и подавления среди них попыток освобождения, а также, чтобы развить в спартанской молодежи необходимые на войне качества, была организована криптия (см.), т. е. охота на И. Для военных целей государство пользовалось И., как легковооруженными и матросами во флоте, иногда же, напр., во время Пелопонесской войны, они служили даже гоплитами. За военные или другие заслуги государство иногда давало свободу И., которые тогда назывались неодамодами (νεωδαμώδεις). И. же, с малолетства воспитывавшиеся по-спартански вместе с детьми своего хозяина и получавшие потом свободу (далеко не всегда сопровождавшуюся дарованием полных прав гражданства), назывались μόδακες или μόδωνες. Большинство их было, вероятно, незаконнорожденными детьми спартиатов и илоток. В конце III в. тиран Набис сделал И. гражданами.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. Heilótai)

    покорённое дорийцами (См. Дорийцы) земледельческое население Древней Спарты. Подобно фессалийским пенестам и критским кларотам, И. считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам-клерам, которыми владели отдельные спартиаты — члены спартанской общины. От рабов И. отличались тем, что владели средствами производства, необходимыми для обработки земли, имели своё хозяйство; владельцы участков не могли ни продавать, ни убивать И. Устанавливаемый государством натуральный оброк — апофора, который И. выплачивали своим господам, составлял примерно половину урожая, остальная часть принадлежала И. Число И. в несколько раз превышало число завоевателей-спартиатов. И. не входили в состав спартанской общины, не пользовались никакими правами. Непомерная эксплуатация и постоянный террор со стороны спартиатов вызывали восстания И., наиболее крупным из которых была так называемая 2-я Мессенская война (См. Мессенские войны) (в 7 в. до н. э.). С целью предупреждения восстаний И. спартиаты ввели систему криптий (См. Криптии) — периодических карательных экспедиций против И.

    Лит.: Lotze D., Metaxý eleuthérovkái dúlon, Studien für Rechtsstellung unfreier Landbevölkerungen bis zum 4. Jh. v. Chr., B., 1949.

    Н. И. Голубцова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ИЛОТЫ (греч. heilotai) - в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Эта категория сложилась, по-видимому, в результате покорения дорийцами предшествовавшего населения Пелопоннеса.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ило́ты

    (греч. heilōtai), в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Эта категория сложилась, по-видимому, в результате покорения дорийцами предшествовавшего населения Пелопоннеса.

    * * *

    ИЛОТЫ

    ИЛО́ТЫ (греч. heilotai), в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов(см. СПАРТИАТЫ). Эта категория сложилась, по-видимому, в результате покорения дорийцами(см. ДОРИЙЦЫ) предшествовавшего населения Пелопоннеса.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Eilotes) - покоренное дорийцами земледельч. население Др. Спарты. Подобно фессалийским пенестам и критским кларотам, И. считались собственностью гос-ва и были прикреплены к зем. участкам, к-рыми владели отд. спартиаты - члены спарт. общины. Эта форма зависимости характерна для неразвитого рабовладельч. общества, в к-ром сохраняется общинная собственность на землю. От рабов И. отличались тем, что владели средствами произ-ва, необходимыми для обработки земли, имели свое х-во, владельцы участков не могли ни продавать, ни убивать И. Натур. оброк - апофора,к-рый И. выплачивали своим господам, составлял примерно половину урожая, остальная часть принадлежала И. Число И. в неск. раз превышало число завоевателей-спартиатов. И. не входили в состав спарт. общины, не пользовались никакими правами. Непомерная эксплуатация и постоянный террор со стороны спартиатов вызывали восстания И., наиболее крупными из к-рых были восстания в 7 в. до н. э. и в 464-459/458 до н. э. (см. Мессенские войны). С целью предупреждения восстаний И. спартиаты ввели систему криптий - периодич. избиений И., уничтожения наиболее сильных и смелых из них.

    Лит.: Лурье С. Я., История Греции, ч. 1, Л., 1940; История Древней Греции, под ред. В. И. Авдиева и Н. Н. Пикуса, М., 1962; Lotze D., Metaxy eleyteron xai doulon. Studien für Rechtsstellung unfreier Landbevölkerungen bis zum 4 Jh. v. Chr., В., 1949.

    Н. И. Голубцова. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Реальный словарь классических древностей

    I.


    • 'Έίλωτες, см. Helotes, Илоты.

    II.


    • Helōtes,

    'Έλωτες, Είλωτες, Ει̉λω̃ται. При покорении коренных жителей Пелопоннеса победоносными дорическими пришельцами одна часть покоренных удержала личную свободу и право владения землею (хотя, вероятно, часть земли перешла во владение победителей); за это они должны были платить дань, не получая право гражданства в государстве, основанном победителями. Они назывались общим названием περίοικοι, живущие вокруг города победоносных пришельцев; в Спарте они удержали название страны Λακεδαιμόνιοι, между тем как дорические победители приняли имя Σπαρτιãται. От этих периэков следует различать тех из побежденных жителей, которые лишились не только политической свободы, но вместе с тем и владения землею, и личной свободы и имели только то преимущество перед настоящими купленными рабами (δου̃λοι), что господин не имел права ни убивать их, ни продавать за пределы государства. Для обозначения таких отношений, которые встречаются не в одних только дорических государствах, существуют разные названия. На острове Крите крепостные назывались кларотами или афамиотами (κλαρω̃ται, α̉φαμιω̃ται), В Сикионе — коринефорами (κορυνηφόροι), в Аргосе — гимнетами (γυμνήτες или γυμνήσιοι), в Фессалии пенесты находились в подобном положении. В Спарте они называются илотами (εί'λωτες или έλωτες); это название уже в древности производилось от имени города Гелоса (см. Helos, Гелос), жители которого будто бы были порабощены вследствие восстания; другие производят его от болотистых низменностей, 'έλη, но наиболее вероятности имеет предложенное Леннепом (Lennep) и защищенное О. Миллером производство от глагола 'έλω, αι̉ρέω, следовательно, ει̉λωτες = οι̉ ε̉ξ αι̉χμαλώτων δου̃λοι, т. е. военнопленные. Илоты были государственные крепостные, отпускаемые отдельным семействам только на пользование; они жили в имениях спартиатов и обрабатывали там землю. Из дохода они отдавали часть, определенную законом, 82 медимны ячменя и известное количество оливкового масла и вина; остальное принадлежало им. Они далее должны были прислуживать своему господину и исполнять военную службу обыкновенно как легковооруженные, 7 человек на 1 спартиата (Нdt. 9, 10, 28), редко как гоплиты (Thuc. 4, 80. 5, 34. 7, 19), наконец, как матросы во флоте. Хеn. Hell. 7, 1, 12. Их положение было, конечно, стесненное, вследствие строгого отделения их от спартиатов, но позднейшие писатели, без сомнения, сильно преувеличивали дело. Илоты занимали место между свободными людьми и рабами и могли доходить до некоторой зажиточности (Plut. Cleom. 23) да, в известных случаях, в особенности за храбрость на войне, получить свободу. Thuc. 7, 58. 4, 80. 5, 34. Отпущенные за оказанные заслуги на волю назывались νεοδαμω̃δεις (см. Неодамодии); право гражданства давалось им весьма редко, как, напр., после потерь во 2-ю Мессенскую войну, так называемым епевнактам (см. Έπεύνακτοι, Эпейнакты). Μόθακες или Μόθωνες были дети илоток от отцов-спартиатов; они воспитывались вместе с молодыми спартиатами и пользовались с юных лет свободой, а вследствие известного рода усыновления, и правом гражданства; из таких мотаков были даже Гилипп, Калликратид и Лисандр. Натянутые отношения, при численном перевесе илотов (до битвы при Левктрах — около 224.000, по О. Миллеру, 56.000, способных носить оружие, при общем числе населения в 400.000 человек) требовали применения постоянной осторожности и предупредительности; этим объясняется уничтожение 2000 илотов (Thuc. 4, 80) и также пресловутая Κρυπτεία (см. Криптии), которая, однако, по словам Платона (legg. 1, р. 633. 6, р. 763), оказывается не столь кровавым обычаем. Молодые спартиаты до поступления на действительную военную службу ради упражнения должны были при скудной пище обходить страну, проникая в самые скрытые захолустья, чтобы наблюдать за действием постоянно подозреваемых илотов и наказывать тотчас на месте всякую противозаконность. Впрочем, убиение илотов господином не было позволено, а продажа за границу безусловно воспрещалась; отпущение на волю также могло происходить только с согласия правительства.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Реальный словарь классических древностей

    I.


    • 'Έίλωτες, см. Helotes, Илоты.

    II.


    • Helōtes,

    'Έλωτες, Είλωτες, Ει̉λω̃ται. При покорении коренных жителей Пелопоннеса победоносными дорическими пришельцами одна часть покоренных удержала личную свободу и право владения землею (хотя, вероятно, часть земли перешла во владение победителей); за это они должны были платить дань, не получая право гражданства в государстве, основанном победителями. Они назывались общим названием περίοικοι, живущие вокруг города победоносных пришельцев; в Спарте они удержали название страны Λακεδαιμόνιοι, между тем как дорические победители приняли имя Σπαρτιãται. От этих периэков следует различать тех из побежденных жителей, которые лишились не только политической свободы, но вместе с тем и владения землею, и личной свободы и имели только то преимущество перед настоящими купленными рабами (δου̃λοι), что господин не имел права ни убивать их, ни продавать за пределы государства. Для обозначения таких отношений, которые встречаются не в одних только дорических государствах, существуют разные названия. На острове Крите крепостные назывались кларотами или афамиотами (κλαρω̃ται, α̉φαμιω̃ται), В Сикионе — коринефорами (κορυνηφόροι), в Аргосе — гимнетами (γυμνήτες или γυμνήσιοι), в Фессалии пенесты находились в подобном положении. В Спарте они называются илотами (εί'λωτες или έλωτες); это название уже в древности производилось от имени города Гелоса (см. Helos, Гелос), жители которого будто бы были порабощены вследствие восстания; другие производят его от болотистых низменностей, 'έλη, но наиболее вероятности имеет предложенное Леннепом (Lennep) и защищенное О. Миллером производство от глагола 'έλω, αι̉ρέω, следовательно, ει̉λωτες = οι̉ ε̉ξ αι̉χμαλώτων δου̃λοι, т. е. военнопленные. Илоты были государственные крепостные, отпускаемые отдельным семействам только на пользование; они жили в имениях спартиатов и обрабатывали там землю. Из дохода они отдавали часть, определенную законом, 82 медимны ячменя и известное количество оливкового масла и вина; остальное принадлежало им. Они далее должны были прислуживать своему господину и исполнять военную службу обыкновенно как легковооруженные, 7 человек на 1 спартиата (Нdt. 9, 10, 28), редко как гоплиты (Thuc. 4, 80. 5, 34. 7, 19), наконец, как матросы во флоте. Хеn. Hell. 7, 1, 12. Их положение было, конечно, стесненное, вследствие строгого отделения их от спартиатов, но позднейшие писатели, без сомнения, сильно преувеличивали дело. Илоты занимали место между свободными людьми и рабами и могли доходить до некоторой зажиточности (Plut. Cleom. 23) да, в известных случаях, в особенности за храбрость на войне, получить свободу. Thuc. 7, 58. 4, 80. 5, 34. Отпущенные за оказанные заслуги на волю назывались νεοδαμω̃δεις (см. Неодамодии); право гражданства давалось им весьма редко, как, напр., после потерь во 2-ю Мессенскую войну, так называемым епевнактам (см. Έπεύνακτοι, Эпейнакты). Μόθακες или Μόθωνες были дети илоток от отцов-спартиатов; они воспитывались вместе с молодыми спартиатами и пользовались с юных лет свободой, а вследствие известного рода усыновления, и правом гражданства; из таких мотаков были даже Гилипп, Калликратид и Лисандр. Натянутые отношения, при численном перевесе илотов (до битвы при Левктрах — около 224.000, по О. Миллеру, 56.000, способных носить оружие, при общем числе населения в 400.000 человек) требовали применения постоянной осторожности и предупредительности; этим объясняется уничтожение 2000 илотов (Thuc. 4, 80) и также пресловутая Κρυπτεία (см. Криптии), которая, однако, по словам Платона (legg. 1, р. 633. 6, р. 763), оказывается не столь кровавым обычаем. Молодые спартиаты до поступления на действительную военную службу ради упражнения должны были при скудной пище обходить страну, проникая в самые скрытые захолустья, чтобы наблюдать за действием постоянно подозреваемых илотов и наказывать тотчас на месте всякую противозаконность. Впрочем, убиение илотов господином не было позволено, а продажа за границу безусловно воспрещалась; отпущение на волю также могло происходить только с согласия правительства.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: