Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Франс Floris, 1517 или 1518—1570; собственно Фр. de Vriendt) — нидерландский живописец. Вначале готовился в своем родном городе, Антверпене, к карьере скульптора, но потом, будучи 20 лет от роду, поступил в школу живописца Ламберта Ломбарда в Люттихе, по выходе из которой в 1540 г. был принят в члены антверпенской гильдии св. Луки. Вскоре за тем отправился в Италию, где усердно изучал произведения Микеланджело и других мастеров цветущей эпохи Возрождения, а также антики. По возвращении своем в 1547 г. в Антверпен вошел в такую славу, что был прозван "несравненным" и образовал огромное число учеников, благодаря которым его манера довольно долго господствовала в брабантской живописи. Писал религиозные, мифологические и аллегорические картины в духе итальянцев, стараясь походить в особенности на Микеланджело благородством композиции, точной передачей анатомии фигур, сильным обозначением их мускулатуры и оживленностью их движений, но при этом нередко впадал в преувеличения и безвкусие. Невоздержанная любовь к крепким напиткам не мешала ему трудиться усердно, вследствие чего его картины встречаются теперь почти во всех больших музеях. Самое замечательное его произведение, "Низвержение злых ангелов", находится в антверпенской галерее; из прочих его картин можно указать, как на лучшие, на "Поклонение пастырей" и "Лота с дочерьми" в Дрезденской галере, на "Марса и Венеру в сетях Вулкана" в Берлинск. муз., на "Охотника с соколом" в брауншвейгской гал. и на "Голову Христа" в шверинском музее. Вообще в изображении отдельных идеальных голов и в портретах, Ф. является более искусным мастером, чем в работах сложной композиции, отличающихся вообще холодной придуманностью. В Имп. Эрмитаже он представлен двумя картинами: аллегорией "Три возраста" и "Св. Семейством". — Брат этого художника, архитектор Константейн Ф., известен как соорудитель антверпенской ратуши.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Floris; собственно де Вринд, de Vriendt)

    Корнелис (около 1514, Антверпен, – 20.10.1575, там же), нидерландский архитектор и скульптор. Работал преимущественно в Антверпене. В 1540–44 жил в Риме. Произведения Ф. (ратуша в Антверпене, амвон в соборе в Турне) принадлежат к наиболее примечательным образцам художественной культуры нидерландского Позднего Возрождения. Развивая мотивы древнеримского Гротеска, Ф. создал собственный, близкий к Маньеризму стиль орнамента (пышные композиции из картушей, масок, фруктовых гирлянд и т.д.); «стиль Ф.» оказал значительное влияние на европейское декоративное искусство 2-й половины 16 в.

    Лит.: Hedicke R., Cornelis Floris und die Florisdekoration, Bd 1–2, В., 1913.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Фло́рис

    (Floris), братья, настоящая фамилия де Вринд (de Vriendt). Корнелис (около 1514 — 1575), нидерландский архитектор и скульптор Позднего Возрождения. В постройках (ратуша в Антверпене, 1561—1565; амвон в соборе в Турне, 1568—1575) сочетал ренессансные формы с традициями национальной готики; создал собственный причудливый стиль орнаментации, в котором использовал мотивы гротесков, картуши, гермы, маски и т. п. Франс (между 1516 и 1520 — 1570), живописец и гравёр, мастер нидерландского маньеризма («Падение ангелов», 1554).

    * * *

    ФЛОРИС

    ФЛО́РИС (Floris) (собственно — де Вринд, de Vriendt), братья:

    1) Корнелис (ок. 1514—75), нидерландский архитектор и скульптор Позднего Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) (ратуша в Антверпене, 1561—1565; амвон в соборе в Турне, 1568—75).

    2) Франс (между 1516 и 1520—70), живописец и гравер, представитель нидерландского маньеризма(см. МАНЬЕРИЗМ) («Падение ангелов», 1554).

  5. Источник: Энциклопедический словарь