Большая Советская энциклопедия

    Стивенсон (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, — 12.8.1848, Тэптон-Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж.-д. транспорта. Родился в семье шахтёра, с 8 лет работал по найму, научился читать и писать в 18 лет, путём упорного самообразования приобрёл специальность механика паровых машин (около 1800). С 1812 главный механик Киллингуортских копей (Нортамберленд), изобрёл рудничную лампу оригинальной конструкции (1815). С 1814 занимался строительством Паровозов.Первый паровоз «Блюхер» построил при содействии бывшего помощника Р. Тревитика Дж. Стила для рудничной рельсовой дороги. В 1815—16 создал ещё два паровоза усовершенствованных конструкций. В 1818 совместно с Н. Вудом провёл первые научные исследования зависимости сопротивления рельсового пути от нагрузок и профиля пути. В 1823 в Ньюкасле основал первый в мире паровозостроительный завод, на котором был изготовлен паровоз «Передвижение» (1825) для строившейся под руководством С. железной дороги (См. Железная дорога) Дарлингтон — Стоктон, а затем паровоз «Ракета» (1829) для дороги между Манчестером и Ливерпулем (1826—30). При строительстве этой линии С. впервые решены сложные задачи ж.-д. техники: созданы искусственные сооружения (мосты, виадуки и т.п.), применены железные рельсы на каменных опорах, что позволило развивать паровозам типа «Ракета» скорость до 50 км/ч. Ширина колеи (1435 мм), принятая С., стала самой распространённой на железных дорогах Западной Европы. В 1836 С. организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром ж.-д. строительства. По чертежам С. и его сына Роберта строились паровозы, которые эксплуатировались не только в Великобритании, но и в др. странах. С. решал и др. технические вопросы в области транспорта и промышленности, был организатором школ для механиков.

    Лит.: Забаринский П. П., Стефенсон, М., 1937; Виргинский В. С., Джордж Стефенсон. 1781—1848, М. — Л., 1964; Smiles S., The story of the life of G. Stephenson, L., 1871; Rowland J., G. Stephenson, L., 1954. J5.

    С. Виргинский.

    Дж. Стефенсон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    СТЕФЕНСОН (Стивенсон) (Stephenson) Джордж (1781 - 1848), английский изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту. С 1814 строил паровозы, создал первые практически пригодные образцы: "Передвижение" (1825) для железной дороги Дарлингтон - Стоктон и "Ракету" (1829) для железной дороги Манчестер - Ливерпул.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Научно-технический энциклопедический словарь


    СТЕФЕНСОН (Stephenson) Джордж (1781-1848), британский инженер, которого считают изобретателем паровоза. Первый паровоз, «Сапог», был построен им в 1814 г. Паровоз ходил по рельсам и был оснащен колесами с ребордой. Его знаменитый паровоз «Ракета» был построен в 1829 г. Максимальная скорость была 47 км/ч, ходил от Ливерпуля до Манчестера по колее, которая также была построена Стефенсоном.


    СТЕФЕНСОН (Stephenson) Роберт (1803-59), британский инженер, сын Джорджа СТЕФЕНСОНА. С 1827 г. руководил паровозостроительным предприятием, которое создал его отец. Под его руководством были построены многие железнодорожные маршруты и крытые мосты, включая Британский мост через пролив Менай в Уэльсе. Член Парламента с 1847 г.

  7. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь