Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Даниил Михайлович, 1774—1847) — профессор физиологии Медико-хирургической академии и один из немногих в России ревнителей натурфилософской школы Шеллинга. В., сын кожевника, по прозвищу Кавунник, родился в г. Борзне Черниговской губ. Поступив в Киевскую духовную академию, В. переменил прозвище Кавунник на фамилию Велланский (vaillant). Как лучший воспитанник Духовной академии, он был прислан в Петербург для заграничной командировки; но по обстоятельствам, от него не зависящим, остался в Петербурге, и в 1796 г. поступил в Медицинскую школу, вскоре преобразованную в Медико-хирургическую академию. В 1802 г. В. послан за границу для усовершенствования в естественных и медицинских науках. В Германии, слушая одновременно с Океном лекции Шеллинга и Стеффенса, он увлекся идеями натурфилософской школы и стал страстным поборником ее изучения. Он первый внес философский стиль этой школы в русскую речь. По возвращении из-за границы В. представил Академии диссертацию "De reformatione theoriae medicinae et physicae auspicio philosophiae naturalibus inuente", но никто не решался возражать знатоку учения Шеллинга, несмотря на то, что три раза назначался в конференции публичный диспут. Таким образом, в 1807 году В. без диспута была дана ученая степень доктора медицины и хирургии. Вскоре В. получил в Академии кафедру анатомии и физиологии, которую он занимал до 1837 года. Многие из его учеников признавали, что преподавание Велланского (без опытов) было слишком отвлеченно и мало полезно для медиков-практиков; другие считали его даже вредным, так как оно завлекало слушателя в область гипотез, не подтверждаемых явлениями; зато все признавали, что В. знал глубоко по своему времени естественные науки и умел возбуждать своим горячим словом в молодых людях охоту мыслить систематически: "Наука, — говаривал В., — не в сборнике сведений, наблюдений, опытов, а в выводе из тех и других общих законов и т. д.".

    Один из современников В., д-р Гейне, в некрологе Велланского, напечатанном в "Medizinische Zeitung Russland's", 1847 г., называет Велланского русским Шеллингом и сожалеет, что В. несправедливо и мало оценен русским обществом за свои труды. Из многочисленных его переводов и оригинальных сочинений (полный список см. у Л. Ф. Змеева "Русские врачи-писатели", 1889, СПб.) особенною известностью пользовались "Животный магнетизм" по Клуге — с нем., с дополнением переводчика, а также "Физика" (опытная, наблюдательная и умозрительная, 900 стр.). Главные основы ее были прочитаны В. в 1831 г. в виде публичных лекций, привлекших немногочисленных слушателей, всего 25 человек, но слушателей постоянных, заплативших по 100 рублей. Физика Велланского довольно оригинально разобрана, одновременно с "Основаниями физики о силах" московского проф. Мих. Григ. Павлова, неизвестным автором, в брошюре под заглавием "Разбор физики г. Велланского и других новейших авторов" (СПб., 1834). Павлов, тоже ученик Шеллинга и Окена, оказывал особенное внимание и уважение В. и особенно старался привлечь В. к чтению публичных курсов в Москве, об основах натурфилософии, обеспечивая ему вознаграждение по 1000 руб. ассиг. за лекции. Последние девять лет жизни В. был слепым, но, несмотря на это лишение, не переставал заниматься литературой. Его супруга (урожд. Тон) особенно помогала в литературной работе В. и много написала под диктовку В. Одна из рукописей, не пропущенная духовной цензурой, под заглавием "Животный магнетизм и теллуризм" хранится в библиотеке Императорской военно-медицинской академии. Велланскому поставлен по подписке, с высочайшего соизволения, надгробный памятник на Большой Охте, около церкви (интересные воспоминания о В. написаны Н. Розановым в "Русском Вестнике" за 1867 г., том 72, стр. 99 — 137).

    Н. Егоров.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Кавунник)

    Данило Михайлович (11.12.1774, Борзня Черниговской губернии, — 15.3.1847, Петербург), русский учёный-медик и философ-идеалист. Адъюнкт (с 1805) и профессор (1814—37) Петербургской медико-хирургической академии. С 1819 — академик. Сторонник натурфилософии Ф. В. Шеллинга, В. считал, что материя порождена абсолютным началом и в своём развитии проходит ряд последовательных ступеней, высшей из которых является человек. Отвергая Агностицизм и эмпиризм, В. был сторонником Рационализма. В идеалистической форме В. высказывал диалектический тезис о всеобщей связи явлений, об их двойственности и о борьбе полярностей как источнике развития. Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, «любомудров»,его натурфилософия подверглась критике со стороны как приверженцев эмпирического знания (физика Э. Х. Ленца, декабриста В. Ф. Раевского (См. Раевский) и др.), так и официальных кругов, видевших в деятельности В. угрозу православной доктрине.

    Соч.: Опытная, наблюдательная и умозрительная физика, СПБ, 1831; Пролюзия к медицине как основательной науке, СПБ, 1805: Биологическое исследование природы, СПБ, 1812; Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира, СПБ, 1836.

    Лит.: Коштоянц Х. С., Очерки по истории физиологии в России, М. — Л., 1946, гл. 3: История философии в СССР, т. 2, М., 1968 (по имен. указат.).

    З. А. Каменский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ВЕЛЛАНСКИЙ

    ВЕЛЛАНСКИЙ Данила Михайлович (род. 1774, Борзна Черниговской губ. – ум. 1847, Москва) – рус. ученый-медик и философ, первый я России проповедник идей натурфилософии Шеллинга, проф. в 1809-1837, лекции которого пользовались огромной популярностью. Сделал попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике...» (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутреннее, душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Свою задачу Велланский понимает как «изложение неорганической Природы, выведенное из таких оснований, которые для поверхностей критики недоступны». Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции), противопоставляя ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму, с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисл. натурфилософские соч. оказали влияние на развитие рус. идеалистической философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов или атомистов, изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной формы без действительного содержания. Осн. произв.: «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее количестве, содержащее осн. начертание общей и частной физиологии или физики органического мира», 1836.

  5. Источник: Философская энциклопедия