«Современник»

Современник в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Современник»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Литературная энциклопедия
  18. Энциклопедический словарь
  19. Советская историческая энциклопедия
  20. Лермонтовская энциклопедия
  21. Большой Энциклопедический словарь
  22. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    литературный и политический журнал; основан был по мысли Пушкина и Плетнева; первая книжка, открывавшаяся стих. "Пир Петра Вел.", вышла 11 апр. 1836 г., под загл. "Современник. Литературный журнал, издаваемый А. С. Пушкиным". До 1838 г. С. выходил 4 раза в год. По смерти Пушкина в 1838—46 гг. во главе журнала стоял П. А. Плетнев (бесцветное время для журнала); с 1843 г. — журнал стал ежемесячным; в 1847 г. он перешел к И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову, которые быстро сумели привлечь к участию в журнале лучшие литер. силы и превратили его в первенствующий орган русской журналистики (см. Рус. литература, Добролюбов, Чернышевский). В 1847—48 г. редактором считался А. В. Никитенко. В 1859 г. С. стал называться журналом литературным и политическим; в 1862 г. журнал был временно приостановлен и вышло только 5 книжек; в 1863 редактором был один Некрасов, с 1865 соредактор А. Пыпин; в 1865 г. С. по новому закону о печати 10 ноября получил первое предостережение за ст. "Новые времена" и "Записки Современника", 4 дек. — второе за ст. "Суемудрие дня" и стих. "Железная дорога" и на 5-ой книжке 1866 г. (была напечатана, но в свет не вышла) был прекращен по предложению гр. М. Н. Муравьева, который связал направление С. с покушением Каракозова на жизнь имп. Александра II. Помимо главных деятелей журнала: Пушкина, Плетнева, Белинского, Некрасова, Панаева, Чернышевского, Добролюбова, Пыпина, Жуковского, Антоновича, в "Современнике" в разное время сотрудничали: М. В. Авдеев, П. В. Анненков, Н. В. Берг, В. П. Боткин, И. И. Введенский, В. А. Вонлярлярский, В. П. Гаевский, А. Д. Галахов, Н. В. Гербель, А. И. Герцен, А. А. Головачев, И. А. Гончаров, Т. Н. Грановский, Е. М. Гребенка, Н. П. Греков, Д. В. Григорович, В. И. Даль, Г. П. Данилевский, Ф. М. Достоевский, А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, А. Н. Егунов, М. Железнов, A. М. Жемчужников, М. Жукова, И. Е. Забелин, К. Д. Кавелин, Е. М. Ковалевский, Е. Ф. Корш, Н. И. Костомаров, А. И. Кронеберг, Н. В. Кукольник, М. С. Куторга, П. Кулиш, М. Ю. Лермонтов, Н. М. Лонгинов, М. А. Михайлов, Е. А. Надеждин, Е. Нарская, А. В. Никитская, И. Никитин, Н. П. Огарев, А. Н. Островский, В. М. и Н. Ф. Павловы, В. Пассек, П. П. Пекарский, Д. М Перевощиков, А. Ф. Писемский, Я. П. Полонский, А. А. Плещеев, А. Потехин, П. И. Редкин, С. М. Соловьев, Н. Н. Станицкий, В. Стасов, М. Стасюлевич, А. Н. Струговщиков, А. И. Сухово-Кобылин, Алексей и Лев Толстые, Ф. М. Толстой, И. С. Тургенев. Евг. Тур, Ф. И. Тютчев, С. С. Уваров, Н. Г. Устрялов, К. Д. Ушинский, А. А. Фет, Н. В. Щербина, В. Яковлев и мн. др. С 1858 г., в виде приложения к С., выходил "Свисток", в котором участвовали преимущественно Добролюбов, Панаев, Некрасов и В. Курочкин.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Совреме́нник («Совреме́нник»,)

    литературный и общественно-политический журнал, выходивший в Петербурге в 1836—66; до 1843 — 4 раза в год, затем — ежемесячно. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и др. материалы. Основатель «С.» — А. С. Пушкин, привлекший к участию в журнале Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др. После смерти Пушкина журнал пришёл в упадок, и издававший его с 1838 П. А. Плетнёв в 1847 передал «С.» Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Некрасов привлек в «С.» И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева; печатались переводы произведений Ч. Диккенса, Ж. Санд и др. западноевропейских писателей. В 1847—48 официальным редактором был А. В. Никитенко, идейным руководителем В. Г. Белинский, статьи которого определяли программу журнала: критика современной действительности, пропаганда революционно-демократических идей, борьба за реалистическое искусство. Тираж «С.» в 1848 составлял 3100 экз. Эмиграция Герцена (1847), особенно смерть Белинского (1848), политическая реакция и цензурные преследования, усилившиеся после 1848, осложнили работу редакции. Но и в этот период (1848—1855) «С.» отстаивал принципы реалистического направления в литературе, печатал произведения Л. Н, Толстого, Тургенева, Некрасова, научные статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева. Наиболее яркими в истории «С.» были 1854—62; журнал возглавили Н. Г. Чернышевский (с 1853) и Н. А. Добролюбов (с 1856); в журнале были помещены все их основные произведения. С конца 1858 «С.» вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал трибуной и идейным центром революционной демократии. В эти годы «С.» — преимущественно журнал политический. В 1861 в нём опубликованы материалы, посвященные обсуждению условий отмены крепостного права с точки зрения интересов крепостного крестьянства; журнал пропагандировал революционный путь уничтожения крепостнической системы. К 1859—61 относится полемика «С.» с «Колоколом»,отразившая различное понимание задач русской демократии в период подъёма крестьянской революции. Революционная направленность его привела к политическому размежеванию в редакции: либерально настроенные Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович покинули её. В 1861 тираж журнала достиг 7126 экз. В 1859 в «С.» Добролюбов основал сатирический отдел «Свисток». Смерть Добролюбова (1861), приостановка издания «С.» в июне 1862 на 8 мес, арест Чернышевского (1862) нанесли невосполнимый урон журналу, идейная линия которого стала менее чёткой и последовательной, что сказалось в полемике с «Русским словом» (См. Русское слово). В начале 1863 Некрасову удалось возобновить издание. В новую редакцию, кроме Некрасова, вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. Противоречия внутри редакции привели к снижению идейного содержания «С.», но в условиях наступившей реакции он оставался лучшим из демократических журналов. В 1863—1866 в нём опубликованы написанный Чернышевским в Петропавловской крепости роман «Что делать?», реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского и др. В июне 1866 журнал закрыт. Продолжателем дела «С.» стали «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

    Лит.: Евгеньев-Максимов В., «Современник» в 40—50-х гг., Л., 1934; его же, «Современник» при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Евгеньев-Максимов В. и Тизенгаузен Г., Последние годы «Современника». 1863— 1866, Л., 1939; Сикорский Н. М., Журнал «Современник» и крестьянская реформа 1861 г., М., 1957; Боград В., Журнал «Современник». 1847—1866. Указатель содержания, М. — Л., 1959; Рыскин Е. И., Журнал А. С. Пушкина «Современник». 1836—1837. Указатель содержания, М., 1967.

    Н. М. Сикорский.

    II

    Совреме́нник («Совреме́нник»,)

    ежемесячный (с 1914 выходил 2 раза в месяц) журнал «литературы, политики, науки, истории, искусства и общественной жизни»; издавался в 1911—15 в Петербурге. Вокруг «С.» группировались меньшевики-ликвидаторы, Эсеры, народные социалисты, левые либералы. До 1913 фактическим редактором «С.» был А. В. Амфитеатров, затем — Н. Суханов (Н. Н. Гиммер). Именуя себя «внепартийным социалистическим органом», журнал проводил соглашательскую линию, пытаясь совместить марксизм с Народничеством, за что подвергался критике в работах В. И. Ленина (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 251—54, 321—52). В «С.» были опубликованы некоторые произведения М. Горького, А. С. Новикова-Прибоя.

    III

    Совреме́нник («Совреме́нник»,)

    республиканское издательство Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Союза писателей РСФСР. Основано в Москве в 1970. Выпускает произведения современных писателей Российской Федерации, русских классиков, книги по литературоведению и критике. Основные серии: «Библиотека российского романа», «Новинки “Современника”», «Наш день», «Классическая библиотека “Современника”», «Первая книга». В 1974 издательство выпустило 222 названия книг и брошюр тиражом 12 179 тыс. экз., объёмом 208 276 тыс. печатных листов-оттисков.

    IV

    Совреме́нник («Совреме́нник»,)

    советский театр. Открыт в Москве в 1957 спектаклем «Вечно живые» Розова. Труппа во главе с О. Н. Ефремовым (руководил театром до 1970) сложилась в основном из выпускников Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко. Репертуар составляет преимущественно советская драматургия. Среди постановок: «В поисках радости» Розова (1957), «Старшая сестра» Володина (1962), «Без креста» по Тендрякову (1963), «Обыкновенная история» по Гончарову (1966), «На дне» М. Горького (1972), «Валентин и Валентина» Рощина (1972), «Восхождение на Фудзияму» Айтматова и Мухамеджанова и «Погода на завтра» Шатрова (оба — 1973), «Провинциальные анекдоты» Вампилова и «Из записок Лопатина» Симонова (оба 1974) и др. В 1967 театр показал цикл историко-революционных драм: «Декабристы» Зорина, «Народовольцы» Свободина, «Большевики» Шатрова.

    В труппе театра (1975): заслуженные артисты РСФСР — А. А. Вокач, Н. М. Дорошина, И. В. Кваша, Т. Е. Лаврова, А. Б. Покровская, О. П. Табаков, Л. М. Толмачева, П. И. Щербаков, актёры — А. А. Вертинская, В. И. Гафт, А. В. Мягков, В. Ю. Никулин, Г. А. Фролов и др. Главный режиссер (с 1972) — заслуженная артистка РСФСР Г. Б. Волчек.

    Лит.: Кардин В., Достоинство искусства. Раздумья о театре и кинематографии наших дней, М., 1967; Театр «Современник». [Альбом. Сост. А. Свободин, автор вступ. статьи Е. Дорош], М., 1973.

    К. Л. Рудницкий.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. совреме́нник;
    2. совреме́нники;
    3. совреме́нника;
    4. совреме́нников;
    5. совреме́ннику;
    6. совреме́нникам;
    7. совреме́нника;
    8. совреме́нников;
    9. совреме́нником;
    10. совреме́нниками;
    11. совреме́ннике;
    12. совреме́нниках.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    СОВРЕМЕ́ННИК, -а, муж., кого (чего). Человек, к-рый живёт в одно время с кем-чем-н. Наш с. Современники великих событий. С. Пушкина.

    | жен. современница, -ы.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    Тот, кто жил или живет в одно время, в одну эпоху с кем-, чем-л.

    Уверяют, что и великий современник Гете, Бетховен, задумывал симфоническую музыку на сюжет «Фауста». А. Серов, «Фауст», опера Гуно на петербургской итальянской сцене.

    Надо было быть современником событий, чтобы почувствовать, как освежающе повеяло дыханием революции. Караваев, В дооктябрьские годы.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    СОВРЕМЕ́ННИК, современника, муж. Лицо, живущее с кем-нибудь в одно время. Современник Пушкина. "История моего современника" (название произведения В.Г.Короленко). Пушкин и Гоголь были современники.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Тот, кто жил или живет в одно время с кем-либо, чем-либо.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    "СОВРЕМЕННИК" -1) журнал, 1836-46, Санкт-Петербург, 1 номер в 3 месяца. Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 передал свои права Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.2) Ежемесячный журнал, 1847-1866 (издавали те же редакторы). До 1-й пол. 1848 идейный руководитель "Современника" - В. Г. Белинский. Сотрудничали А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.3) Ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства, 1911-15, Санкт-Петербург. Редакторы - А. В. Амфитеатров, Н. Н. Суханов.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    "СОВРЕМЕННИК" - издательство, Москва. Основано в 1970. Произведения писателей Российской Федерации, книги по литературоведению и критике и др.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    совреме́нник совреме́нный. Калькирует лат. synchronus или греч. σύγχρονος (см. о последнем Дорнзейф 18).

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. contemporaryсовременн|ик - м. contemporary;
    ~ость ж.
    1. modernity, contemporaneity;

    2. (эпоха) our/modern times pl., modern life;
    ~ый
    3. (дт., того же времени) contemporary (with);

    4. (теперешний) modern;
    of today после сущ.;
    ~ая эпоха our/modern times pl.;
    ~ая молодёжь the young people of today;

    5. (отвечающий требованиям своего времени) modern, contemporary, up-to-date;
    ~ое оборудование up-to-date equipment.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    современник м Zeitgenosse m 2c

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Zeitgenosse m

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    contemporain m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    contemporáneo m, coetáneo m

    он совреме́нник Пу́шкина — es contemporáneo (coetáneo) de Puskin

    он был совреме́нником вели́ких собы́тий — fue coetáneo de grandes acontecimientos

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    contemporaneo

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Литературная энциклопедия

    "Совреме́нник"

    1) журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1836–46 гг., один номер в три месяца. Основан А. С. Пушкиным. После его смерти издавался группой друзей поэта во главе с В. А. Жуковским. В 1838 г. перешёл к П. А. Плетнёву.

    Титульный лист 1-го тома журнала «Современник». 1836 г.

    Титульный лист 1-го тома журнала «Современник». 1836 г.

    2) Ежемесячный журнал, издавался в 1847—66 гг. В 1846 г., во время кризиса с подпиской, Плетнёв передал права на журнал И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову, ставшему фактически основным редактором. В 1847 – первой пол. 1848 г. ведущим автором был В. Г. Белинский, переживавший новый этап духовного развития под влиянием путешествий по России и Европе и впечатлений от новой русской прозы. «Современник» печатает писателей, сформировавшихся под влиянием натуральной школы, авторов левой ориентации: талантливого критика петрашевца В. Н. Майкова, А. И. Герцена (в т. ч. фельетоны «Письма из Avenue Marigny», написанные в первые месяцы эмиграции). Художественная проза последовательно выражала антикрепостническую направленность: «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Сорока-воровка» А. И. Герцена; уродливость традиционных семейных отношений: повесть «Полинька Сакс» А. В. Дружинина. На рубеже 1840—50-х гг., во время ужесточения цензуры, «Современник» публикует переводные романы, в том числе Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, и большие статьи просветительского характера о европейской литературе. Необходимой частью журнала были фельетоны, печатавшиеся под литературными масками Нового Поэта (псевдоним Панаева и Некрасова, пародировавших современную литературу), Иногороднего Подписчика (псевдоним А. В. Дружинина, разбиравшего новые журналы с позиций беззаботного провинциала). Роман А. В. Дружинина в фельетонном стиле «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» (1850) получил скандальную известность гротескным описанием быта литераторов круга «Современника». В журнале печатались также тексты Козьмы Пруткова. В 1859—63 гг. издаётся сатирическое приложение «Свисток», в котором активно работал Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов смог привлечь к сотрудничеству самые значительные литературные силы, в т. ч. достаточно далёких от западнических и социально-критических тенденций писателей: А. Н. Островского, А. А. Фета, Л. Н. Толстого (литературный дебют повесть «Детство», 1852); он печатает статью о Ф. И. Тютчеве (1850), до того почти не упоминавшемся в русской критике; затем редакция издаёт первую книгу поэта.

    В 1855 г. в «Современнике» в качестве ведущего литературного критика утверждается Н. Г. Чернышевский; с осени 1856 г. он редактирует журнал, заменяя уехавшего Некрасова; в 1857 г. отдел литературной критики Чернышевский передаёт Добролюбову, который с 1858 г. принимает участие в редактировании. При Чернышевском усиленно печатаются работы по философии, экономике (статьи об общинном землевладении) материалистического и социалистического толка, политизируется раздел новостей. В конце 1850-х гг. тираж повышается, журнал приобретает репутацию духовного вождя леворадикальной интеллигенции, соперничая и споря с «Колоколом» А. И. Герцена. Из «Современника» уходят писатели, не разделяющие леворадикальных убеждений: Толстой, Тургенев, Фет. Беллетристический отдел заполняется в основном очерками из народной жизни: Н. В. и Г. И. Успенские, Ф. М. Решетников, В. А. Слепцов, а Добролюбов высоко оценивает, успешно истолковывает в своих публицистических целях творчество идеологически далёких от «Современника» авторов: Островского, Гончарова. Разрыв между «Современником» и большой литературой усугубляется после смерти Добролюбова: в статье М. А. Антоновича (1862) осуждаются «Отцы и дети» Тургенева как клеветнический пасквиль на молодёжь. Летом 1862 г. был арестован Чернышевский, «Современник» приостановлен на восемь месяцев. В новую редакцию журнала вошёл, в частности, М. Е. Салтыков-Щедрин (хроника «Наша общественная жизнь»). В 1863 г. опубликован написанный Чернышевским в Петропавловской крепости роман «Что делать?». В 1866 г. «Современник» был закрыт властями.

    3) Ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства. Выходил в 1911—15 гг. в Санкт-Петербурге под редакцией А. В. Амфитеатрова и Н. Н. Суханова.

  33. Источник: Литературная энциклопедия



  34. Энциклопедический словарь

    СОВРЕМЕ́ННИК -а; м. Тот, кто жил, живет в одно время с кем-, чем-л. Наш с. Современники великих событий. С. Пушкина. Он не был понят и оценен по достоинству современниками.

    Совреме́нница, -ы; ж.

    * * *

    Современник

    I

    государственное издательство, Москва. Основано в 1970. Произведения писателей Российской Федерации, книги по литературоведению и критике и др.

    II

    1) журнал, 1836—46, Санкт-Петербург, 1 номер в 3 месяца. Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 перешёл к П. А. Плетнёву.2) Ежемесячный журнал, 1847—66. Издатели-редакторы — Н. А. Некрасов и И. И. Панаев. До первой половины 1848 идейный руководитель «Современника» — В. Г. Белинский. Сотрудничали А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.3) Ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства, 1911—15, Санкт-Петербург. Редакторы — А. В. Амфитеатров, Н. Н. Суханов.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    лит. и обществ.-политич. журнал, выходивший в Петербурге в 1836-66; до 1843-4 раза в год, с 1843 - ежемесячно. Основатель "С." - А. С. Пушкин, привлекший к участию в нем Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др. После смерти Пушкина журнал издавали Вяземский, В. А. Жуковский, П. А. Плетнев. В 1847 "С." перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В истории "С." с 1847 выделяется неск. периодов. В 1847-48 идейным руководителем "С." был В. Г. Белинский (офиц. редактором - А. В. Никитенко). Некрасов привлек в "С." лучшие лит. силы того времени: И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева. Статьи Белинского определяли программу журнала: критика современной действительности, пропаганда антикрепостнич. идей, борьба за реалистич. искусство. "С." становится популярным изданием, тираж в 1848 составлял 3100 экз. Смерть Белинского (1848), эмиграция Герцена (1847), политич. реакция и цензурный террор, установившиеся после 1848, осложнили работу редакции. Заметную роль в журнале начал играть А. В. Дружинин, выступавший с позиций "эстетич. критики". Но и в этот период (1849-53) "С." отстаивал гоголевское направление в лит-ре, печатал произв. Л. Н. Толстого, Тургенева, Некрасова, статьи Т. Н. Грановского. Наиболее ярким периодом в истории "С." были 1854-62 гг. В 1854 Некрасов привлек к работе в "С." Н. Г. Чернышевского, в 1856 - Н. А. Добролюбова. Благодаря им к исходу 1858 "С." становится по преимуществу журналом политическим (хотя беллетристика и лит. критика в нем по-прежнему занимали много места), трибуной и идейным центром революц. демократии. В 1861 тираж "С." достиг максимальной цифры - 7126 экз. В 1859-63 издавалось сатирич. приложение к "С." - "Свисток". Смерть Добролюбова (1861), приостановка издания "С." в июне 1862 на 8 мес. и последовавший затем арест Чернышевского (1862) привели к тяжелым последствиям для журнала, хотя Некрасову и удалось с февр. 1863 возобновить издание. В новую редакцию вошли, кроме Некрасова, M. E. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В 1863-1866 в "С." вновь выдвигается на первое место беллетристич. отдел ("Что делать?" Чернышевского, произв. В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова). Серьезные противоречия внутри редакции привели к заметному снижению идейного содержания "С.", хотя он оставался лучшим из демократич. журналов. В июне 1866 "С." был закрыт властями.

    Большое место в "С." отводилось историч. мат-лам. В нем активно сотрудничали такие видные ученые, как С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, Н. И. Костомаров, П. П. Пекарский, М. М. Стасюлевич.

    Лит.: Евгеньев-Максимов В., "Современник" в 40-50-х гг.. Л., 1934; его же, "Современник" при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Козьмин Б. П., Журн. "Современник" - орган революц. демократии. Журнально-публицистич. деятельность Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, М., 1957; Сикорский Н. М., Журнал "Современник" и крест. реформа 1861 г., М., 1957; его же, "Современник" - журнал революц. демократии 60-х гг., М., 1962; Боград В., Журн. "Современник" 1847-66. Указатель содержания, М.-Л., 1959; Рыскин Е. И., Журнал А. С. Пушкина "Современник". 1836-37. Указатель содержания, М.,1967.

    H. М. Сикорский. Москва.

    2

    .

    ежемесячный (с 1914 - выходил 2 раза в месяц) журнал лит-ры, политики, науки, истории, искусства; изд. в 1911-15 в Петербурге. Именуя себя "внепарт. социалистич. органом", "С." проводил соглашательскую линию, пытаясь совместить марксизм с народничеством, за что подвергался критике в работах В. И. Ленина (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 324 (т. 20, с. 428)). По 1913 фактич. редактором "С." был А. В. Амфитеатров, затем - Н. Суханов (H. H. Гиммер). Вокруг "С." группировались меньшевики-ликвидаторы, эсеры, нар. социалисты, левые либералы.

  37. Источник: Советская историческая энциклопедия



  38. Лермонтовская энциклопедия

    «СОВРЕМ́́ЕННИК» (1836—66), рус. журнал. Основан А. С. Пушкиным. Первоначально придерживался позиций дворянского просветительства и объединял поздний пушкинский круг (Н. В. Гоголь, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, А. И. Тургенев и др.). Избегая прямой полемики, журнал тем не менее противостоял бурж.-предпринимательской и официозной журналистике. Знакомство Л. с «С.» не вызывает сомнений. В 1837 «С.» имел подзаголовок: «Литературный журнал А. С. Пушкина»; здесь опубл. «Медный всадник» (с искажениями), «Египетские ночи», «Сцены из рыцарских времен», «Галуб» («Тазит»), лирич. стихи и статьи Пушкина. Нек-рые из этих произв. получили прямое или косвенное отражение в творчестве Л. В «С.» появились стихи поэтов Пансиона (Л. Якубович, С. Стромилов); с журналом были связаны А. А. Краевский и А. Н. Муравьев, с к-рыми Л. общался в 1836—37. Несколько позже в число авторов вошли сверстники и будущие знакомые Л. по кругу Карамзиных (А. Н. Карамзин, В. А. Соллогуб, В. Золотницкий, П. А. Пишчевич), а также Е. П. Ростопчина. К 1837 относится начало сотрудничества в «С.» и Л. («Бородино»). В 1838, возвратившись из ссылки, Л. печатает в «С.» (т. IX) «Тамбовскую казначейшу». Посредником между Л. и «С.», по-видимому, был Краевский (и отчасти В. А. Жуковский). С 1838 «С.» переходит полностью к П. А. Плетневу; с его лит. позицией (отдаление от прежнего, пушкинского, круга, раздражение против «ОЗ», с к-рыми сближается Л.), по-видимому, связан и отход Л. от «С.». Тем не менее в 1840—1841 Плетнев печатает отклики на «Героя нашего времени» и «Стихотворения» с высокой оценкой таланта Л. После смерти Л., в обстановке усиливающейся полемики против «ОЗ», Плетнев начинает подчеркивать зависимость Л. от Пушкина, стремясь нейтрализовать оценки его В. Г. Белинским и «ОЗ».След. этап осмысления творчества Л. в «С.» относится к кон. 40-х гг., когда он переходит к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В 1847 в «С.» появляется статья Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года» с упоминанием о Л. как главе целого периода в истории рус. поэзии; в 1846 «С.» анонсировал ряд статей критика, посв. Гоголю и Л. (не были написаны). С 1849 в «С.» печатается (отд. повестями) роман М. В. Авдеева «Тамарин», прямо ориентированный на «Героя...»; в 1849—50 в «Письмах иногороднего подписчика» А. В. Дружинин дает критич. анализ «Тамарина» и начинает борьбу с идеализацией «печоринского» типа. Вместе с тем для критиков «С.» Л. остается одной из вершин рус. поэзии; в статье Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850) поэтич. талант совр. литераторов (Ф. И. Тютчева и др.) измеряется сопоставлением с талантом Л. Соответственно «С.» проявляет особое внимание к новым публикациям стихов Л.: в рецензии на сб. «Раут» (1851) Некрасов приводит обширные выписки из впервые опубликованной ранней поэмы Л. «Моряк». С сер. 50-х гг. в «С.» неоднократно публикуются тексты Л., получаемые от лиц, связанных с Л. и его кругом, в т.ч. от С. Д. Арнольди (Свербеевой), по-видимому, Б. Н. Чичерина, М. Н. Лонгинова: отрывок из письма к*** <С. А. Бахметевой, 1832>; «Отрывок» («На буйном пиршестве задумчив он сидел»), 1854, № 1, отд. 1, с. 5—8; «Опять народные витии», 1854, № 5, отд. 1, с. 5; Посвящение к поэме «Демон» («Тебе, Кавказ, суровый царь земли»), 1855, № 4, отд. 1, с. 435—36; «Казот (Отрывок)», «Приветствую тебя, воинственных славян», 1857, № 10, отд. 1, с. 189—90. В 1854 Лонгинов ошибочно напечатал в «С.» под именем Л. стих. В. А. Соллогуба («Разлука») и выступил с разъяснением ошибки. Критич. статьи о творчестве Л. в «С.» в это время не появляются; попутные замечания содержатся в статьях И. И. Панаева (1853—54), а также в путевых очерках В. П. Мельницкого (1853), где Л. упоминается как поэт «несколько субъективный» в изображении героев, но отличающийся необычайной верностью описаний, в т.ч. Кавказа; автор приводит цитаты из «Тамары», «Демона», «Даров Терека» и рассказывает о своих розысках последней квартиры Л. — домика Чилаева.В сер. 50-х гг., по мере размежевания либерального и демократич. крыла «С.», в журнале обнаруживаются новые тенденции и в подходе к творчеству Л. В 1856 в «Очерках гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевский, развертывая революц.-демократич. концепцию рус. лит. процесса, указывает на роль традиции Л.; в рецензии (1856) на «Детство, отрочество и юность» и «Военные рассказы» Л. Н. Толстого он показывает значение Л. для становления толстовского психологизма и вместе с тем подчеркивает новое качество последнего. По существу та же тема, но в негативном плане ставилась и Н. А. Добролюбовым в статье о стихах М. П. Розенгейма (1858), в к-рых критик усматривал лишь подражание Л. В последующих статьях Чернышевского (рец. на стихи Н. П. Огарева, 1856) и Добролюбова («Что такое обломовщина?», 1859) вопрос о наследии Л. приобретает полемич. характер: возникает спор об историч. и совр. роли людей, принадлежащих к поколению и типу Печорина, к-рые, с т.з. революц.-демократич. критики, в условиях 50—60-х гг. превращались в Обломовых. Подчеркивая значение Л. для рус. лит-ры, Добролюбов в то же время отмечал у него недостаток «положит. начала», «жизненного идеала», необходимого совр. писателю (рец. на «Перепевы» Д. Д. Минаева, 1860); преодоление этого недостатка Добролюбов видел в поэзии Некрасова.Творчество Л. оставалось предметом лит.-обществ. борьбы и в нач. 60-х гг. Так, А. И. Герцен в ряде статей («Very dangerous!!!», «Лишние люди и желчевики») упрекает «С.» в недооценке Печориных 30—40-х гг. и их историч. необходимости. Осн. объект полемич. выступлений «С.» в это время — либеральные «ОЗ», а также «РВ»; в этом свете следует рассматривать выступление «С.» по поводу издания соч. Л. под ред. С. С. Дудышкина в рецензии М. Л. Михайлова — наиболее развернутой характеристике творчества Л. в «С.» 60-х гг. Михайлов подчеркивал связь Л. с обществ. жизнью своего времени в ее остросоциальных и даже революц. проявлениях и полемизировал с «библиографическим» эмпиризмом и формирующейся культурно-историч. школой (А. Д. Галахов и др.). С обществ.-лит. борьбой 60-х гг. связано и появление в «С.» мемуаров И. И. Панаева (1861) с рассказом о взаимоотношениях Л. и Белинского.«Современник» о Л.: <П. А. Плетнев>. «Герой нашего времени», 1840, т. XIX, отд. 3, с. 138—39; <П. А. Плетнев>. Стихотворения М. Лермонтова, 1841, т. XXI, отд. 2, с. 98—99; Разное. [Рец. на обозрение рус. словесности в «Москвитянине»], 1846, № 3, с. 413—15; Разное. [Рец. на оценку произв. Л. в «Финском вестнике», 1846, т. 52, с. 341—42; <А. В. Дружинин>. Письма иногороднего подписчика в редакцию «Современника» о рус. журналистике, 1849, № 10, отд. 5, с. 316—20; 1850, № 3, отд. 6, с. 78—80, № 6, отд. 6, с. 205—206; Н. Н. <Н. А. Некрасов>. Рус. второстепенные поэты, 1850, № 1, отд. 6, с. 59—60; <Гаевский В. П. и?>. Совр. заметки. Письма о рус. журналистике. [Письмо] XVI [О пародии Андреевского в «Балагуре» на «Дары Терека»], № 7, отд. 6, с. 128; <Н. А. Некрасов>. Раут. Лит. сб., 1851, № 5, отд. 5, с. 1—3; Тамарин. Роман М. Авдеева, 1852, № 3, отд. 4, с. 52—54; <И. И. Панаев>. Заметки и размышления Нового поэта по поводу рус. журналистики, 1852, № 9, отд. 6, с. 103; 1853, № 3, отд. 6, с. 146—47; <Макаров Н. Я.?, Ушинский К. Д.?>. Иностр. известия, 1853, № 7, отд. 6, с. 121; В. Мельницкий. Переезды по России в 1852 году, 1853, № 8, отд. 6, с. 135, 141—43, 152, 155; № 11, отд. 6, с. 1—5; Совр. заметки. [Об англ. переводе «Героя нашего времени»], 1854, № 8, отд. 5, с. 61; М. Н. Лонгинов <Письмо в редакцию>, 1854, № 11, отд. 5, с. 138; М. Н. Лонгинов. Библиогр. записки, 1856, № 6, отд. 5, с. 162—63; Н. Г. Чернышевский. Очерки гоголевского периода рус. лит-ры, 1856, № 9, отд. 3, с. 16, 19; № 10, отд. 3, с. 43, 49—52, 59, 60, 62, 71; <Н. Г. Чернышевский>. Стихотворения Н. Огарева, 1856, № 9, отд. 4, с. 8; <Н. Г. Чернышевский>. Детство и отрочество. Соч. гр. Л. Н. Толстого. Военные рассказы гр. Л. Н. Толстого, 1856, № 12, отд. 3, с. 53—54; <Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов>. Заметки о журналах. Октябрь 1856, 1856, № 11, отд. 5, с. 165; <Н. А. Добролюбов>. Стихотворения Михаила Розенгейма, 1858, № 11, отд. 2, с. 74, 94—95; <Н. А. Добролюбов>. Что такое обломовщина?, 1859, № 5, отд. 3, с. 59—98; <Н. А. Добролюбов>. Перепевы. Стихотворения обличительного поэта, 1860, № 8, отд. 3, с. 283—92; И. И. Панаев. Лит. воспоминания, 1861, № 2, отд. 1, с. 652—68; № 9, отд. 1, с. 45—46; Л. <М. Л. Михайлов>. Заметка о Лермонтове. По поводу нового изд. его соч., 1861, № 2, отд. 2, с. 317—36.Лит.: Евгеньев-Максимов В., «Современник» в 40—50-х гг., Л., 1934; его же, «Современник» при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Евгеньев-Максимов В., Тизенгаузен Г., Последние годы «Современника». 1863—1866, Л., 1939; Боград В., Журнал «Современник». 1847—1866. Указатель содержания, М. — Л., 1959; Рыскин Е. И., Журнал А. С. Пушкина «Современник». 1836—1837. Указатель содержания, М., 1967; Семинарий, с. 47.

  39. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  40. Большой Энциклопедический словарь

    СОВРЕМЕННИК
    "СОВРЕМЕННИК" - издательство, Москва. Основано в 1970. Произведения писателей Российской Федерации, книги по литературоведению и критике и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  41. Источник:



  42. Большой Энциклопедический словарь

    СОВРЕМЕННИК
    "СОВРЕМЕННИК" -1) журнал, 1836-46, Санкт-Петербург, 1 номер в 3 месяца. Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 передал свои права Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.2) Ежемесячный журнал, 1847-1866 (издавали те же редакторы). До 1-й пол. 1848 идейный руководитель "Современника" - В. Г. Белинский. Сотрудничали А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.3) Ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства, 1911-15, Санкт-Петербург. Редакторы - А. В. Амфитеатров, Н. Н. Суханов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  43. Источник: