Словарь Брокгауза и Ефрона

    живописец-портретист (1818-1870); воспитывался в 3-й СПб. гимназии и с детства выказывал художественные способности. Начальными познаниями своими был обязан весьма посредственному живописцу Аврорину. А. Венецианов способствовал определению З. в вольноприходящие ученики Имп. акд. художеств и сделался сам руководителем его в живописи. Своею специальностью З. избрал вначале перспективную живопись. Получив в продолжение академического курса две серебряные медали, малую и большую, он был удостоен в 1838 г. звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды. В 1843 г. за картину "Внутренность Морского Никольского собора" получил звание академика. Переселившись вскоре за тем в Москву, занимался так исполнением образов для разных церквей и преподаванием рисования. Перейдя в СПб., впервые серьезно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849 г. явились два великолепных портрета его работы, ген. Ломновского и певца О. Петрова, доставившие ему сразу громкую известность в публике. В 1850 г. за портреты гр. Ф. П. Толстого и ротмистра Хвостова Академия присудила ему звание профессора. В 1856 г. он поступил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества инспектором и старшим проф. живописи — должности эти З. занимал до смерти. Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению физиономий, хотя и более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики и выражения. Всего написано им до сотни портретов, из которых, сверх вышеупомянутых четырех, наиболее достойны внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича и государя императора в бытность его вел. князем, портреты ДСС. Турчанинова, г. Доливо-Добровольского, кн. и княг. Абамелик, г-жи Лапиковой, гр. А. А. Закревского, гр. И. М. Толстого, кн. С. М. Голицына, П. А. Тучкова, гр. С. Г. Строганова, гр. П. А. Шувалова и гр. В. А. Адлерберга. Из перспективных картин З. образцовыми в своем роде могут считаться, кроме вида Никольского собора, доставившего ему степень академика, виды тронной залы в Зимнем дворце и залы училища правоведения, с портретами проф. и воспитанников этого заведения. Как наставник в Моск. училище живописи и ваяния, З. много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почетной известности, каковы, напр., В. Перов, И. Прянишников, В. Пукирев, В. Шервуд и Л. Жодейко. Замечательно, что он с давних пор видел только одним глазом, так как в другом вследствие болезни образовалась темная вода.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Зарянко Сергей Константинович [24.9(6.10).1818, Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области, — 20.12.1870 (1.1.1871), Москва], русский живописец. Учился у А. Г. Венецианова (середина 1830-х гг.) и в петербургской АХ (1834); с 1843 академик С 1856 профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В произведениях З. точность и материальность письма, идущие от венециановской школы (виды интерьеров: портреты О. А. Петрова, 1849, и Ф. П. Толстого, 1850, — оба в Русском музее, Ленинград), постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом (портреты Н. В. Сокуровой, 1854, Русский музей, и П. Пономарёва, 1855, Третьяковская галерея). У З. учились В. Г. Перов, В. Е. Маковский и др.

    Лит.: Смирнов Г. В., С. К. Зарянко, М., 1951; Алексеева Т., Художники школы Венецианова, [М.], 1958.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЗАРЯНКО Сергей Константинович (1818-70) - российский живописец. Профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1856). Точность и материальность письма венецианской школы (портрет О. А. Петрова, 1849) в произведениях Зарянко постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Заря́нко Сергей Константинович

    (1818—1870), живописец. Профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1856). Точность и материальность письма венециановской школы (портрет О. А. Петрова, 1849) в произведениях Зарянко постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом.

    * * *

    ЗАРЯНКО Сергей Константинович

    ЗАРЯ́НКО Сергей Константинович (1818—70), русский живописец. Профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1856). Точность и материальность письма венециановской школы(см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА) (портрет О. А. Петрова, 1849) в произведениях Зарянко постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    ЗАР́́ЯНКО Сергей Константинович (1818—70), рус. художник. Ученик А. Г. Венецианова. Автор малоизвестного живописного портрета Л. (холст, масло; музей ИРЛИ; см. ЛН, т. 45—46, с. 35). Создавался он не с натуры и по своему иконографич. типу несомненно восходит к последнему прижизн. изображению поэта — акв. К.А. Горбунова (1841). Однако самой акварели художник не видел, т. к. при безусловном сходстве композиции и деталей в этих двух портретах есть и различие — произвольное изменение цвета воен. формы на портрете З. Это исключает предположение, что портрет З. мог быть написан с натуры (П. Корнилов) или непосредственно с акв. Горбунова (И. Зильберштейн). Видимо, оригиналом для художника послужила одна из литографий с акв. Горбунова (начиная с 1842 они имели широкое хождение). Следовательно, 1842 — дата, ранее к-рой З. не мог написать портрет. В музей ИРЛИ он поступил лишь в 1939 от семьи издателя и литератора О. К. Нотовича.Лит.: [Вступ. ст.], в кн.: М. Ю. Л. Каталог выставки..., М. — Л., 1941, с. 9; Зильберштейн, с. 36; Описание ИРЛИ, с. 59, 66.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: