Словарь Брокгауза и Ефрона

    — философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог, один из лучших философских писателей в России; род. в Москве в 1855 г.; окончил московский университет, в котором теперь состоит профессором. Вице-председатель Московского психологического общества и один из редакторов журнала общества "Вопросы философии и психологии". Главный труд Л.: "Положительные задачи философии" (М., 1886-1891). Ему же принадлежит ряд статей по этике и психологии в редактируемом им журнале. Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, т. е. как требование производящей, или творческой, причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит, таким образом, Л. к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике. Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, т. е. субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на чистую последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее самыми основными признаками и распадается в неисцелимых внутренних противоречиях. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, т. е. она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях. Явления духа должны быть не только показателями, но и прямой реализацией его существа. Исходя из понятия о душе как производящей причине, Л. пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о сущности мирового порядка Л. примыкает к Лейбницевой монадологии. — Все работы Л. тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации при простом и одушевленном изложении.

    Я

    . Колубовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Лопатин Лев Михайлович (1.6.1855, Москва, — 21.3.1920, там же), русский философ-идеалист. Окончил Московский университет (1879), где был затем профессором; редактор журнала «Вопросы философии и психологии», председатель Московского психологического общества (с 1899). Друг В. С. Соловьева. Истолковывал учение о монадах Г. Лейбница и Г. Лотце в духе персонализма, который имеет у Л. этическую окрашенность, поскольку наиболее яркое выражение творческой природы духа он видит в моральном сознании, в возможности «нравственных переворотов» личности. Был одним из крупнейших представителей русской идеалистической психологии; обосновывал концепцию свободы воли.

    Соч.: История древней философии [М., 1901]; Психология, М., [1902]; Философские характеристики и речи, М., 1911; Положительные задачи философии, 2 издание, часть 1—2, М., 1911; Лекции по истории новой философии, часть 1, М., 1914.

    Лит.: Огнев А. И., Л. М. Лопатин, П., 1922; История философии в СССР, том 4, М., 1971.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920) - российский философ и психолог. Редактор журнала "Вопросы философии и психологии", председатель Московского психологического общества (с 1899). Истолковывал учение о монадах Г. Лейбница и Р. Т. Лотце в духе персонализма, обосновывал свободу воли.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Психологический словарь

    Лопатин Лев Михайлович (01.06.1855, Москва - 21.03.1920) - русский философ, психолог, профессор Московского университета. С 1894 г. - редактор журнала "Вопросы философии и психологии", с 1899 г. - председатель

  7. Источник: Психологический словарь



  8. Энциклопедия Кольера

    (1855-1920), русский философ. Родился в Москве 1 июня 1855. В 1875 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1885 - приват-доцент, а с 1892 - экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 магистерскую и в 1891 докторскую диссертации. С 1894 - соредактор журнала "Вопросы философии и психологии". С 1899 - председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина - Положительные задачи философии, в который вошли его магистерская (Область умозрительных вопросов) и докторская (Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности) диссертации. Среди наиболее серьезных работ Лопатина - Вопрос о свободе воли (1889), Критика эмпирических начал нравственности (1890), Научное мировоззрение и философия (1903), Настоящее и будущее философии (1910), Спиритуализм как монистическая система философии (1912). Умер Лопатин в Москве 21 марта 1920. Лопатин определял собственную систему как конкретный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга Вл.С.Соловьева о кризисном состоянии европейской философии второй половины 19 в. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в "служанку" уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (прежде всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и даже идентичности. Лопатин по сути ставил и решал задачу "возрождения" метафизики, но с учетом реальных "догматических" иллюзий прежних метафизических систем. Метафизическое знание, в его трактовке, существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры). Примером метафизики веры, по Лопатину, являются разнообразные материалистические системы. Материализм не выдерживает логической проверки, т.к. сама идея материи противоречива и при наиболее последовательном развитии лишает действительность реального качественного многообразия жизненных форм, превращая мир в "бездушный механизм". Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы Спинозы и Гегеля. Признавая философское значение европейского рационализма, он, тем не менее, полагал, что и на этом пути невозможно достичь действительного понимания отношения идеального и реального, абсолютного и индивидуального, поскольку рационализм "подменяет" реальные отношения и связи - логическими. Лопатин вводит понятие "творческого ума", который только и способен понять природу сущего, действуя совместно с разумом "рефлексивным". Истинно же сущим должен быть признан дух, и сделать это доказательно в состоянии лишь спиритуалистическая философия. Последняя опирается на самое реальное для человеческой личности, на ее "трансцендентную основу", которой является дух человека, его сознающее "я". Решительно отвергая солипсизм, Лопатин считал возможным перейти от принципа "духовности" отдельного человека к признанию реальности "чужой одушевленности" и далее к "трансцендентному предположению" о духовности мира в целом ("дух и только он есть общая субстанция всякой реальности в любых формах"). Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и подлинно творческих действий. Спиритуалистическая онтология не допускает перенесения механических закономерностей в область духовных явлений, а ведь именно они составляют суть бытия. Поэтому у человека нет оснований отрекаться от убеждения в свободном характере своего нравственного выбора и творческих усилий. По поводу вопроса о реальном единстве сознания Лопатин полемизировал с Вл.С.Соловьевым. Последний считал необоснованным картезианский тезис о непосредственной данности индивидуальному сознанию соственной духовной субстанциональности. Лопатин встал на защиту позиции Декарта, убежденный, что именно рефлексия индивидуального "я" становится основой для понимания смысла человеческого и мирового бытия.

    ЛИТЕРАТУРА

    Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. М., 1886-1891 Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1911 Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М.Лопатина. - Логос, 1911-1912, кн. 2-3 Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли. М., 1917

  9. Источник: Энциклопедия Кольера



  10. Философская энциклопедия

    ЛОПАТИН Лев Михайлович

    (1855-1920) — философ, психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та. Защитил магистерскую (1886) и докторскую (1891) диссертации. С 1892 — проф. кафедры философии Московского психологического общества; редактор жур. «Вопросы философии и психологии».

    Основной труд Л. — «Положительные задачи философии».

    Л. трактует эмпирический опыт как относящийся к познанию явлений в их субъективном значении. С целью преодоления субъективизма в познании возможна и необходима разработка метафизики знания о действительной сущности вещей. В области метафизики возможны два способа движения: рациональный, утверждающий внеопытные истины, и способ, основанный на вере, не связанный с логическим доказательством. Соответственно, Л. выделяет два основных вида метафизики: онтологию разума и онтологию веры. К последнему виду метафизики Л. относит материализм, основанный на вере в объективность чувственных впечатлений. Сам Л. был сторонником онтологии разума. Центральной проблемой онтологии разума Л. считаетпоиск связи единого и многого; была создана концепция субстанции как субъекта многообразия качеств и состояний. Обстоятельной разработке в философии Л. подверглась и проблема причинности. Развитие онтологии разума приводит Л. в конечном счете к «системе конкретного спиритуализма».

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    Лопа́тин Лев Михайлович

    (1855—1920), философ и психолог. Редактор журнала «Вопросы философии и психологии», председатель Московского психологического общества (с 1899). Истолковывал учение о монадах Г. Лейбница и Р. Т. Лотце в духе персонализма, обосновывал свободу воли.

    * * *

    ЛОПАТИН Лев Михайлович

    ЛОПА́ТИН Лев Михайлович (1855—1920), российский философ и психолог. Редактор журнала «Вопросы философии и психологии», председатель Московского психологического общества (с 1899). Истолковывал учение о монадах(см. МОНАДОЛОГИЯ) Г. Лейбница и Р. Т. Лотце в духе персонализма(см. ПЕРСОНАЛИЗМ), обосновывал свободу воли(см. СВОБОДА ВОЛИ).

    * * *

    ЛОПА́ТИН Лев Михайлович [1 (13) июня 1855, Москва — 21 марта 1920, там же], русский философ.

    Родился в семье юриста. В 1875 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1885 — приват-доцент, а с 1892 — экстраординарный профессор университета. Защитил магистерскую (1886) и докторскую (1891) диссертации. С 1894 — соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 — председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина — «Положительные задачи философии» (Ч. 1—2). Среди его наиболее значительных работ — «Вопрос о свободе воли» (1889), «Критика эмпирических начал нравственности» (1890), «Научное мировоззрение и философия» (1903), «Настоящее и будущее философии» (1910), «Спиритуализм как монистическая система философии» (1912).

    Лопатин определял собственную систему как конкретный спиритуализм(см. СПИРИТУАЛИЗМ) или персоналистическую метафизику. Метафизическое знание, согласно ему, существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры). Примером метафизики веры являются разнообразные материалистические системы, классические типы онтологии разума — рационалистические системы Спинозы(см. СПИНОЗА Бенедикт) и Гегеля(см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих). Признавая философское значение европейского рационализма(см. РАЦИОНАЛИЗМ (в философии)), Лопатин вместе с тем полагал, что и на этом пути невозможно достичь действительного понимания отношения идеального и реального, абсолютного и индивидуального, поскольку рационализм «подменяет» реальные отношения и связи логическими. Сделать это в состоянии лишь «спиритуалистическая философия». Последняя опирается на самое реальное для человеческой личности, на ее «трансцендентную основу», которой является дух человека, его сознающее «я». Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и творческих действий.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Москва (энциклопедия)

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: