Словарь Брокгауза и Ефрона

    одна из знаменитейших женщин Древней Греции; род. 470 до Р. Х. в Милете, дочь Аксиоха, переселившегося в Афины, где она искала общества замечательных людей, которых было так много в век Перикла. А. отличалась красотою, грацией, природным умом и значительною образованностью. Дом ее в Афинах был сборным местом влиятельных и замечательных по уму и дарованиям людей, которые даже приводили к ней своих жен, что было совершенно не в нравах того времени. Сократ часто посещал А. Периклу она внушила прочную привязанность. Он расстался со своею первою женою и женился на А. (445 до нашей эры). Правда, насмешка не щадила А. Ее называли Герой Олимпийца-Перикла, а также Омфалой и Деянирой нового Геркулеса. Политические противники Перикла взводили на нее, вообще, многие обвинения; так, например, ей приписывали войну между афинянами и жителями о-ва Самоса. Аристофан обвинял ее в том, что Пелопоннесская война загорелась вследствие похищения мегарцами некоторых из ее служанок. Фукидид вовсе не упоминает об А. Не осмеливаясь нападать на самого Перикла, противники его устами комика Гермиппа (432) обвинили А. в непочитании богов. Перикл выступил ее защитником и обезоружил судей. По смерти Перикла А. вышла замуж за народного вождя Лизикла, который достиг значительного влияния, но вскоре умер. Дальнейшая судьба А. неизвестна. Имя ее было так знаменито, что сардский царь Кир назвал Аспазией свою, также отличавшуюся умом и красотою, фаворитку — фокеянку Мильто. Ср. Ф. Якобса, "Beiträge zur Geschichte des weiblichen Geschlechts" в его "Vermischte Schriften" (4 т., Лейпциг, 1840); Филейль (Filleul), "Histoire du Siècle de Périklès" (2 т., Париж, 1873); Ад. Шмидт, "Pericles u. sein Zeitalter", в его "Epochen und Katastrophen" (Берлин, 1874); его же, "Das Periklesche Zeitalter" (2 т., Йена, 1877—79).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (псевдоним; настоящее имя и фамилия Эльза Розенберг)

    [4(16).3.1868, хутор Даукнас Залениекской волости, — 5.11.1943, Дубулты], латышская поэтесса и драматург. В сборнике стихов «Красные цветы» (1897) А. выражала демократические идеи. После разгрома т. н. «Нового течения» её произведения отмечены пессимизмом («Сумерки души», 1901). В период Революции 1905 в них снова зазвучали мотивы общественной борьбы (пьеса «Серебряное покрывало», 1905). В конце 1905 А. со своим мужем Я. Райнисом эмигрировала в Швейцарию (вернулись в Латвию в 1920). В эмиграции А. отошла от социальной тематики: сборники «Солнечный уголок» (1910), «Охапка цветов» (1911) и др.

    Лит.: Latviešu literaturas darbnieki, Rїga, 1965.

    М. Мауриня.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск. иронич.) — гетера (намек на знаменитую Аспазию, подругу и затем жену Перикла)

    Ср. Такая Лаиса или Аспазия, интимная приятельница какого-нибудь усача-банкомета, была посвящена во все таинства игры и во все плутни шулерства.

    М.И. Пыляев. Старое житье. Азартные игры.

    Ср. Люблю я доброго Сократа...

    Он между прочим был влюблен,

    И у Аспазии в уборной

    (Тому свидетель сам Платон)

    Вздыхал частехонько в хитон.

    А.С. Пушкин. Послание Лиде.

    См. фрина.

    См. шулер.

  5. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  6. Большой энциклопедический словарь

    АСПАЗИЯ - см. Аспасия.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Большая биографическая энциклопедия

    (Эльза Розенберг-Плекшан) [Aspazija, 1868—] — латышская поэтесса. Род. в семье богатых крестьян-собственников. Первые пьесы ее написаны еще под влиянием господствующего национально-романтического направления. В 90-х гг., выступая поборницей женского равноправия, А. примыкает к так паз. "новому течению" (см. "Латышская литератуpa") и отражает в своих стихотворениях и пьесах настроения его мелкобуржуазно-революционного крыла. После революции 1905, вместе с поэтом Я. Райнисом (см.), эмигрирует в Швейцарию. Основной мотив творчества А. — протест личности против сковывающих общественных норм и условностей, в сущности мотив мелкобуржуазно-индивидуалистический, — до революции 1905 все же заставляет поэтессу значительно приблизиться к рабочему движению. Романтический пафос индивидуализма звучит тогда как бы в униссон с пафосом надвигающихся революционных бурь. Происходящая в годы реакции в среде мелкобуржуазной интеллигенции "переоценка ценностей" не проходит и мимо А. Революционный пыл охлаждается примирительной интимной лирикой, острые контрасты первых драм и стихотворений сглаживаются, протест против окружающей действительности сменяется разукрашивающей эту действительность фантастикой. Яркая, многокрасочная, играющая всеми цветами радуги лирика А. все же занимает исключительное место в дооктябрьской латышской литературе.

    Библиография: I. Пьесы А.: "Мстительница", "Вайдэлотэ", "Потерянные права", "Недостигнутая цель", "Серебряное покрывало", "Гуна", "Аспазия" и др. Сборники стихотворений: "Красные цветы", "Сумерки души", "Солнечный уголок", "Ниша цветов", "Ночь ведьм", "Простертые крылья". "Сборник латышской литературы", 1917; Полное собр. сочин. "Kopoti raksti", Riga, 1924.

    II. Кнорин, Дореволюционная литератуpa и ее развал, Альманах "Молодая латышская литератуpa", Л., 1926; Upits Andrеjs, Latweeschu jaunakas rakstneezibas wehsture, 1 r., Riga, 1921; Teodora, Latvijas literaturas wehsture, Riga.

    К.

    {Лит. энц.}

  9. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  10. Литературная энциклопедия

    Аспазия

    АСПАЗИЯ (Эльза Розенберг-Плекшан) (Aspazija, 1868–) — латышская поэтесса. Р. в семье богатых крестьян-собственников. Первые пьесы ее написаны еще под влиянием господствующего национально-романтического направления. В 90-х гг., выступая поборницей женского равноправия, А. примыкает к так наз. «новому течению» (см. Латышская литература) и отражает в своих стихотворениях и пьесах настроения его мелкобуржуазно-революционного крыла. После революции 1905, вместе с поэтом Я. Райнисом (см.), эмигрирует в Швейцарию. Основной мотив творчества А. — протест личности против сковывающих общественных норм и условностей, в сущности мотив мелкобуржуазно-индивидуалистический, — до революции 1905 все же заставляет поэтессу значительно приблизиться к рабочему движению. Романтический пафос индивидуализма звучит тогда как бы в униссон с пафосом надвигающихся революционных бурь. Происходящая в годы реакции в среде мелкобуржуазной интеллигенции «переоценка ценностей» не проходит и мимо А. Революционный пыл охлаждается примирительной интимной лирикой, острые контрасты первых драм и стихотворений сглаживаются, протест против окружающей действительности сменяется разукрашивающей эту действительность фантастикой. Яркая, многокрасочная, играющая всеми цветами радуги лирика А. все же занимает исключительное место в дооктябрьской латышской литературе.Библиография:

    I. Пьесы А.: «Мстительница», «Вайдэлотэ», «Потерянные права», «Недостигнутая цель», «Серебряное покрывало», «Гуна», «Аспазия» и др. Сборники стихотворений: «Красные цветы», «Сумерки души», «Солнечный уголок», «Ниша цветов», «Ночь ведьм», «Простертые крылья». «Сборник латышской литературы», 1917; Полное собр. сочин. «Kopoti raksti», Riga, 1924.

    II. Кнорин, Дореволюционная литература и ее развал, Альманах «Молодая латышская литература», Л., 1926; Upits Andrejs, Latweeschu jaunakas rakstneezibas wehsture, 1 r., Riga, 1921; Teodors, Latvijas literaturas wehsture, Riga.

  11. Источник: Литературная энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    Аспазия

    I

    см. Аспасия.

    II

    (Aspazija), настоящие имя и фамилия Эльза Розенберга (Rozenberga), (1868—1943), латышская поэтесса и драматург. Жена Я. Райниса. Сборник стихов «Красные цветы» (1897), пьеса «Серебряное покрывало» (1905) отразили демократические взгляды. В сборниках стихов «Солнечный уголок» (1910), «Охапка цветов» (1912) — камерность, поэзия настроений.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя и фам. Эльза Розенберг; 1868–1943) – латыш. поэтесса и драматург. Жена поэта-революционера Я. Райниса. В своих произв. разоблачала бурж. лицемерную мораль, мещанство.

  15. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: