Большая Советская энциклопедия

    миниатюры, одна из основных школ индийской средневековой живописи; развивалась при дворе Великих Моголов. Стиль М. ш. сложился на основе местных традиций, под влиянием миниатюры Ирана и Средней Азии, а также под некоторым воздействием европейской живописи и графики. Ранний этап развития М. ш. связан с творчеством приглашённых в Индию художников Мир Сеида Али (См. Мир Сеид Али) из Тебриза и Абд ас-Самада из Шираза, под руководством которых во 2-й половине 16 в. работала большая группа художников. Для миниатюр 2-й половины 16 — начало 17 вв. характерны стремление к точному следованию тексту, документализм, интерес к конкретной личности. Насыщенные действием многофигурные композиции развёрнуты планами на условно-декоративном пейзажном фоне («Бабур-наме», конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Постепенно миниатюра приобретает станковый характер, вводятся полутона. В 1-й четверти 17 в. основным жанром становится портрет; подчёркнутая индивидуализация, а иногда и психологическая характеристика портретируемого контрастирует со схематизмом и каноничностью композиции.

    Во 2-й четверти 17 в. развивается анималистический жанр; изображения цветов, зверей, птиц отличаются достоверностью. В миниатюрах 18 в. утрачиваются реалистические черты, преобладают сухость, безжизненность. Традиции М. ш. были восприняты миниатюристами северных районов Индии и Декана.

    Лит.: Миниатюры рукописи «Бабур-намэ». [Авт.-сост. С. Тюляев], М., 1960; [Грек Т. В.], Индийские миниатюры XVI—XVIII вв. [Альбом], М., 1971; Barret D., Gray В., Painting of India, Gen., 1963.

    H. К. Карпова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА индийской средневековой миниатюры. Развивалась при дворе Великих Моголов во 2-й пол. 16-18 вв. Стиль сложился на основе местных традиций - под влиянием иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики. Насыщенные действием многофигурные композиции 16 в. развернуты на декоративном пейзажном фоне ("Бабурнаме"); позже преобладают портрет, изображение зверей, птиц, цветов.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА индийской средневековой миниатюры. Развивалась при дворе Великих Моголов во 2-й половине 16 - 18 вв. Сложилась на основе местных традиций, под влиянием иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики. Для произведений характерны динамичные композиции на декоративном пейзажном фоне, портреты, изображения зверей, птиц, цветов.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    мого́льская шко́ла

    индийской средневековой миниатюры. Развивалась при дворе Великих Моголов во второй половине XVI — XVIII вв. Стиль сложился на основе местных традиций, под влиянием иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики. Насыщенные действием многофигурные композиции XVI в. развёрнуты на декоративном пейзажном фоне («Бабур-наме»); позже преобладали портрет, изображение зверей, птиц, цветов.

    * * *

    МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА

    МОГО́ЛЬСКАЯ ШКО́ЛА индийской средневековой миниатюры. Развивалась при дворе Великих Моголов(см. ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ) во 2-й пол. 16—18 вв. Стиль сложился на основе местных традиций, под влиянием иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики. Насыщенные действием многофигурные композиции 16 в. развернуты на декоративном пейзажном фоне («Бабурнаме»); позже преобладают портрет, изображение зверей, птиц, цветов.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: