Большая Советская энциклопедия

    (1794—1857)

    китайский мыслитель, историк, географ и поэт. Автор «Карт и описания заморских стран» (1844), одной из первых китайских книг о странах Европы, а также ряда работ по китайской истории и философии. Призывал к поощрению частной инициативы. В своих трудах выступал за укрепление обороноспособности страны путём заимствования западной военной техники. Пропагандировал шовинистические взгляды о превосходстве Китая над другими странами мира. Идеи В. Ю. оказали большое влияние на развитие общественной мысли в Китае и Японии.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ВЭЙ ЮАНЬ (1794-1857) - китайский мыслитель, историк, географ и поэт. Автор "Карт и описания заморских стран", одной из первых китайских книг о странах Европы.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    ВЭЙ ЮАНЬ

    ВЭЙ ЮАНЬ

    Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794-1856(7)), китайский философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель "школы новых текстов" ("школы текстов новых письмен"), воссозданной в 18 в. Родился 23 апреля 1794 в Шаояне провинции Хунань в семье чиновника, находился на государственной службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем (1792-1841) и Линь Цзэсюем (1775-1850). Взгляды Вэй Юаня отражены в сборнике эссе Гувэйтан цзи (Собрание [[сочинений]] из Зала древних сокровенностей, 1878), состоящем из 10 цзюаней ("свитков") и включающем его главное философское сочинение Мо гу (Записки Молчальника [[Мо]]). В 1909 сборник переиздан под заглавием Вэй Мошэнь вэнь цзи (Собрание прозы Вэй Мошэня). Писал комментарии к древнекитайской классике, из которых наиболее значительный - Лао-цзы бэнь и (Коренной смысл [[сочинения]] Лао-цзы), содержащий оригинальную разбивку текста Дао дэ цзина на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав канонической серии Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Вэй Юань создал также историко-политические и страноведческие труды: Шэн у цзи (Записки о священной войне, 1842), Юань ши синь бянь (Новая редакция истории [[династии]] Юань, издание 1905), Хай го ту чжи (Описания заморских государств [[с приложением]] карт, 1849). В последнем сочинении, основанном на работе Линь Цзэсюя Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках) и, по утверждению некоторых историков, известном в Японии в эпоху "революции Мэйдзи", были использованы также сведения из западных источников, что было новаторством для Китая того времени. Продолжением концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг: "Руками варваров управлять варварами". После поражения Китая в "опиумной войне" Вэй Юань одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования западных научно-технических достижений, получившую впоследствии название "политика усвоения заморских дел". Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа1), Вэй Юань пытался проводить практические преобразования в области транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменацоинной системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием "истины и лжи" (ши фэй), отождествляемых с "пользой и вредом" (ли хай), и заявлял, что без действия (син3) не может быть знания (чжи2). По Вэй Юаню, образующие мир "превращения пневмы" (ци хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник которого - универсальная "двойственность" (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в которых один элемент - "главенствующий" (чжу), а другой - "содействующий" (фу). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию ("сотворению превращений - цзао хуа) посредством сознательного и методического приобщения к творческому самосозиданию природы, с которой он связан единством "духовной энергии" (лин шуан). Человеческие проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различных мнений. Философские и социально-политические взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее реформаторское движение

    (см. КАН ЮВЭЙ; ЛЯН ЦИЧАО). Умер Вэй Юань в Ханчжоу провинции Чжэцзян.

    ЛИТЕРАТУРА

    Вэй Юань. Предисловие к сборнику "Материалы эпохи царствующей династии", "Записки Мо". - В кн.: Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961 История китайской философии. М., 1989 История политических и правовых учений 19 в. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Вэй Юа́нь

    (1794—1857), китайский мыслитель, историк, географ и поэт. Автор «Карт и описания заморских стран», одной из первых китайских книг о странах Европы.

    * * *

    ВЭЙ ЮАНЬ

    ВЭЙ ЮА́НЬ (1794—1857), китайский мыслитель, историк, географ и поэт. Автор «Карт и описания заморских стран», одной из первых китайских книг о странах Европы.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (1794-1857) - кит. мыслитель, историк, поэт. С 1826 был секретарем Гос. совета. В 1830 вместе с Линь Цзэ-сюем и Гун Цзы-чжэнем создал кружок поэтов-патриотов. В 1842 участвовал в сопротивлении англ. агрессорам в пров. Чжэцзян. С 1844 - нач. уезда в пров. Цзянсу. Автор трудов "История воен. походов Цин" ("Шэн у цзи", 1842) и "Карты и описание заморских стран" ("Хай го ту чжи", 1844), одной из первых кит. книг о странах Европы. В. Ю. - комментатор конфуцианской классики в духе школы Цзинь вэнь пай ("школы современных текстов"), ратовавшей за реформы. В своих трудах выступал против иностр. агрессии, за укрепление обороноспособности страны путем заимствования зап. воен. техники, требовал запрещения ввоза опиума, призывал к поощрению частной инициативы. Идеи В. Ю. оказали большое влияние на развитие обществ. мысли в Китае и Японии.

    Лит.: История философии, т. 2, M, 1957.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: