Большая Советская энциклопедия

    (Marlowe)

    Кристофер (февраль 1564, Кентербери, — 1.6.1593, Дептфорд), английский поэт и драматург. Сын сапожника. По окончании Кембриджского университета получил степень бакалавра, затем магистра. Отказавшись от духовной карьеры, в 1587 уехал в Лондон, где стал актёром, затем драматургом плеяды так называемых университетских умов, сочетая в своём творчестве гуманистические взгляды и учёность с традициями английского народного театра. Последние годы жизни М. находился под наблюдением тайной полиции, куда поступали доносы о его атеистических и республиканских высказываниях. Убит в спровоцированной трактирной ссоре.

    Первая трагедия М. «Тамерлан Великий» (1587—88, издана 1590) — драматизированная биография Тимура, в чьи уста М. вложил дерзкие богоборческие тирады. В центре второй пьесы «Трагическая история доктора Фауста» (по новейшим данным, 1592, издана 1604) — образ чернокнижника, учёного доктора, для которого знание выше всего, ради него он восстаёт и против религии. Титанизм присущ герою трагедии «Мальтийский еврей» (около 1588, издана 1633). В образе ростовщика Варравы М. преодолел статичность своих прежних героев; усиливается его критическое отношение к безудержному индивидуализму и аморализму «сильных» людей. М. отошёл от свободной композиции ранних трагедий, ввёл интригу, определяемую развитием характера героя. В исторической хронике «Эдуард II» (1593, издана 1594) М. уже лишил героев исключительности, приблизив их к жизни; устранена риторика в языке действующих лиц. В исторической хронике М., как позднее в хронике Шекспира, обсуждаются актуальные политические проблемы.

    Созданная М. трагедия — новый этап в развитии жанра. Из нагромождения ужасов и кровавых преступлений она стала средоточием больших общественных идей. Пролагая дорогу Шекспиру, М. отказался от рифмы, покончил с традиционной цезурой, сделал не фразу, но целый период единицей выражения поэтической мысли. Язык трагедии М. обогатил интонациями, образностью и фразеологией лирической поэзии.

    Соч.: The works..., v. 1—6, L., 1930—33; Plays and poems, L., 1955; в русском переводе — Сочинения. Вступительная статья А. Парфенова, М., 1961.

    Лит.: Стороженко Н. И., Предшественники Шекспира..., в его книге: Очерк истории западноевропейской литературы, М., 1916; Морозов М. М., Кристофер Марло, в его книге: Избранные статьи и переводы, М., 1954; Парфенов А., Кристофер Марло, М., 1964; Bakeless J., Chr. Marlowe. The man and his time, N. Y., 1937; Boas F., Marlowe and his circle, L., 1931; его же, Chr. Marlowe. A biographical and critical study, Oxf., 1940; Knoll R. Е., Christopher Marlowe, N. Y., 1969; Marlowe. Doctor Faustus. A casebook, L., 1969 (есть библиография).

    М. А. Нерсесова.

    К. Марло. «Фауст». Титульный лист изд. 1631.

    К. Марло.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    МАРЛО (Marlowe) Кристофер (1564 - 93), английский драматург. Освобождение личности от аскетической средневековой морали, богоборческий пафос в трагедиях "Тамерлан Великий" (1587 - 88, издательство 1590) и "Трагическая история доктора Фауста" (издательство 1604). В трагедии "Мальтийский еврей" (1592, издательство 1633) - критика индивидуализма и аморализма сильных мира сего. Историческая хроника "Эдуард II" (издательство 1594). Предполагаемый соавтор У. Шекспира в некоторых ранних пьесах.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Литературная энциклопедия

    Марло

    МАРЛО Кристофер (Christofer Marlowe, 1564—1593) — английский драматург, один из наиболее выдающихся предшественников Шекспира. Р. в Кентербери в семье сапожника. Кончил в 1583 Кембриджский университет.

    В 1587 была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух». Приблизительно с этого же времени биографы находят его в самой гуще лондонской богемы, в среде к-рой он и гибнет (заколот кинжалом в драке из-за проститутки).

    Литературное наследие М. невелико. До нас дошли полностью четыре трагедии: «Тамерлан» (1587—1588), «Фауст» (1588—1589), «Мальтийский жид» и «Эдуард II» (1591—1592). Даты написания весьма приблизительны, авторство М. в ряде отрывков также крайне сомнительно. Тексты во многих местах вне всякого сомнения «исправлены и дополнены» издателями и режиссерами. Что принадлежит М. и что привнесли «дополнители и исправители», еще не удалось установить с достаточной точностью.

    М. внес большие изменения в английскую драму. До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды; он первый сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. М. преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха, существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии; начал более свободно, чем его предшественники, обращаться с ударными слогами: трохей, дактиль, трибрахий и спондей заменяют у него ямб — размер исключительно применявшийся его предшественниками. Этим он приблизил трагедию к классической драме типа Сенеки, популярной тогда в английских университетах.

    Творчество М. — титанический порыв, романтическая идеализация мощи, силы, разума. Персонажи его — борцы. Тамерлан, бывший пастух, появляется на сцене в триумфальной колеснице в сопровождении толпы побежденных им царей; «Мальтийский жид» борется с целым христианским миром за освобождение своей порабощенной нации и побеждает этот мир единственным доступным ему орудием — золотом; Фауст продает душу из-за жажды знаний и стремления владеть миром. Его Фауст, как и Люцифер Мильтона, преклоняется перед мощью разума, дерзновенно нарушает запрещение «вкушать от древа познания». Мечты и желания Фауста М. — целая программа экспансии, осуществляемой руками жадных авантюристов, начинавших свою социальную карьеру в Британии. Марло не только восставал против средневекового смирения человека перед силами природы, против средневекового мышления, но он также утверждал, что религия — орудие политики, выдуманное попами для эксплоатации невежественной массы, что пророки были фокусниками и обманщиками. Атеистом в полном смысле этого слова он не был, но с точки зрения того времени его считали опасным вольнодумцем, и преследований и ареста он избежал лишь вследствие своей преждевременной смерти. Его переводы «Элегий» Овидия были признаны «атеистическими» и сожжены палачом по приказу епископа кентерберийского. Все эти черты поэзии и жизни М. определены теми социальными группами, к-рые в морских разбоях и войне с Испанией защищали интересы капитализировавшихся слоев английского дворянства XVI в., связанных с экспансионистской политикой эпохи становления английского капитализма.Библиография:

    I. На русск. яз.: Фауст, перев. Д. Минаева, СПБ, 1899; То же, перев. К. Бальмонта, М., 1912; Эдуард II, перев. Н. В. Гербеля, «Современник», 1864, август; То же, перев. Родиславской, журн. «Искусство», 1885; Гербель Н. В., Английские поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1875 (перев. из «Фауста» и «Эдуарда II»); Мальтийский жид, перев. М. Шелгунова, СПБ, 1882; Works, ed. C. F. Tucker Brooker, Oxford University Press, 1910.

    II. Стороженко Н., Предшественники Шекспира, т. I. Лили и Марло, СПБ, 1872, изд. 4-е, М., 1916; Verity A. W., Influence of Marlowe on Shakespeare’s earlier style, 1886; Lewis J. G., Marlowe’s Life, Canterbury, 1891; Chambers E. K., d-r, The Medieval Stage, 2 vv., Clarendon Press, 1903; Baker G. P., Dramatic technique in Marlowe, 1913; Ellis-Fermor C., Marlowe, 1927.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Литературные герои

    МАРЛО (англ. Marlowe) - герой комедии О.Голдсмита «Ночь ошибок» (1773). Характер молодого М. построен на психологической двойственности, из которой и проистекает вся фабула комедии. Вместе со своим другом Хэс-тингсом М. едет в провинцию, чтобы посвататься к дочери друга своего отца. Сватовство представляется ему делом нелегким, так как в приличном женском обществе М. теряется, становится косноязычным и безнадежно робким, в то время как в присутствии особ иного сорта ведет себя не просто раскованно, но даже нагло. В ходе путешествия молодые люди сбиваются с пути и волею случая принимают дом мистера Хардкасла, предполагаемого тестя М., за гостиницу. Полагая, что все обитатели дома либо содержатели гостиницы, либо ее слуги, М. ведет себя с соответствующей случаю разнузданностью: дразнит хозяина, дерзит хозяйке, опустошает погреба с провизией и т.д. Так что сбитый с толку мистер Хардкасл, заранее предупрежденный о болезненной скромности своего гостя, поражается, до чего же «нынешняя скромность» напоминает «прежнее нахальство».

    Возникшей путаницей решает воспользоваться юная мисс Хардкасл. Переодевшись, она выдает себя за служанку и сразу же становится предметом активных ухаживаний со стороны М. Чего не могла добиться госпожа, с легкостью добивается служанка. М. не на шутку влюблен и хочет просить у прибывшего из Лондона отца разрешения на брак с Кзт, не подозревая, что это и есть предназначенная ему невеста.

    В конце концов ошибки одной ночи разъясняются, и М. излечивается как от былого косноязычия и скованности, так и от сословной распущенности и хамства. По мнению Ю.Ка-гарлицкого, прототипом М. мог служить сам О.Голдсмит, как его описывает Т.Б.Маколей в своем эссе 1856 г.: «...жизненный пыл и тщеславие все время заставляли Голдсмита отваживаться на что-то, на что он не был способен. После каждой такой попытки он понимал, что поставил себя в нелепое положение, мучился от позора и досады, но в следующий момент начинал все сначала».

    Лит.: Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. М., 1987.

    Е.Г.Хайченко

  9. Источник: Литературные герои