Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Lorenzo Respighi, 1824—1889) — астроном. Состоял с 1851 г. профессором оптики и астрономии, а с 1854 г. заведующим обсерваторией в Болонье. В 1865 г. назначен директором римской обсерватории. Его спектральные исследования звезд и Солнца, а также наблюдения над мерцанием звезд помещены в болонских мемуарах и римских "Atti dell'Academia dei Lincei". Одна из систем спектроскопов носит имя Р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Respighi)

    Отторино (9.7.1879, Болонья, — 18.4.1936, Рим), итальянский композитор. Сын музыканта. Окончил Болонский музыкальный лицей (1899). Композицией занимался у Л. Торчи и Дж. Мартуччи. В 1900—03 был альтистом театрального оркестра Итальянской оперы в Петербурге и Москве. Брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, живописный оркестровый стиль которого оказал на Р. большое влияние. Выступал как скрипач, альтист, пианист и дирижёр. С 1913 профессор (класс композиции) академии «Санта-Чечилия» в Риме (в 1924—25 также директор). Наибольшей популярностью пользовались оркестровые произведения Р., в том числе симфонические поэмы «Фонтаны Рима» (1916), «Пинии Рима» (1924), «Римские празднества» (1928). Ему принадлежат также оперы «Бельфагор» (1923), «Потонувший колокол» (1927), «Пламя» (1934), балеты, симфонии, камерно-инструментальные, вокальные сочинения, многочисленные обработки. Для творчества Р. характерны импрессионистские и неоклассические тенденции.

    Лит.: Крейн Ю., Отторино Респиги, «Советская музыка», 1960. № 8: Respighi E., Ottorino Respighi, [Mil., 1954].

    М. Л. Слободенюк.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (1879 - 1936), итальянский композитор. Восприняв традиции импрессионизма, симфонической программной музыки Р. Штрауса, Н.А. Римского-Корсакова (у которого Респиги брал уроки), выработал красочный оркестровый стиль (симфоническая трилогия "Фонтаны Рима", 1916, "Пинии Рима", 1924, "Римские празднества", 1928). Черты неоклассицизма - в Григорианском концерте для скрипки с оркестром (1921), Дорийском квартете и др. Оперы, балеты; редакционные и оркестровые версии итальянской музыки 17 - 19 вв. Гастролировал во многих странах как пианист и дирижер (с исполнением собственных сочинений).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.