(франц. personnage, от лат. persona — личность, лицо)
действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных произведений.
ПЕРСОНА́Ж, -а, муж. Действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи. Комический п. Персонажи Островского. Персонажи полотен Сурикова.
-а, м.
Действующее лицо в художественном произведении.
Отрицательный персонаж. Комический персонаж.
□
В каждом персонаже есть часть души художника, создавшего его. Катаев, Мысли о творчестве.
С персонажами Толстого вы как будто сами встретились в жизни и помните их во плоти как факт собственной биографии. Кузьмин, Круг царя Соломона.
[франц. personnage]
ПЕРСОНА́Ж, персонажа, вин. мн. жей и жи, муж. (франц. personnage).
1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы.
2. перен. Особа, личность (ирон.). Комический персонаж.
м.
1.
Действующее лицо драматического или литературного произведения.
2.
устар.то же, что персона 1.
муж. character, personage эпизодический персонажм. character.
персонаж м лит. (handelnde) Person f c
м лит.
(handelnde) Person f
м. театр.
personnage m
м.
personaje m
м.
personaggio m
ПЕРСОНАЖ — в художественной литературе действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной литературе образы, отражающие людей в их взаимодействиях, являются наиболее частыми и наиболее разработанными. Однако в различных стилях весьма часто в качестве П. выступают не только образы людей, но и образы животных (животный эпос, как «Война мышей и лягушек», «Роман о лисе»), образы мифологических существ («Потерянный рай» Мильтона, «Мессиада» Клопштока, «Элоа» А. де Виньи) и аллегорических олицетворений (средневековые моралитэ, «Роман о Розе»), разумеется подвергающиеся очеловечению. В художественном методе реализма П., почерпнутые не из подлинной действительности, исчезают, уступая место образам людей. Энгельс определяет задачу художника-реалиста как показ типических характеров в типических обстоятельствах, т. е. тем самым указывает на первенствующее значение П. — образа человека — среди других образов литературного произведения.
У Энгельса же находим указание на то, что П. только тогда является полновесным художественным образом, когда он «в самом деле представляет определенный класс и направление, а стало быть и определенные идеи своего времени и почерпает мотивы своих поступков не в мелочных индивидуальных вожделениях, а в том историческом течении, к-рое является его носителем». Требуя типичности П., Энгельс в то же время подчеркивает необходимость обрисовывать характеры «с четкостью индивидуализации», чтобы каждый П. был «типом, но вместе с тем и вполне определенной личностью». В наиболее развернутом виде П. выступает в драме и в эпических произведениях. В лирике же большей частью мы не встречаемся с П. как определенным законченным и развернутым образом, хотя те или иные приближения к нему могут быть установлены и в ней.
Очевидно, что в зависимости от тех классовых познавательных позиций, на к-рых стоит данный писатель, он может рисовать и П. своих произведений. Так, даже нереальные П. средневековой литературы — аллегорические мифические образы — в творчестве молодой революционной буржуазии насыщаются боевым актуальным содержанием, становясь живыми и полнокровными (Сатана Мильтона, Мефистофель первой части «Фауста»). Напротив, в творчестве упадочнического символизма даже образы живых людей приобретают характер абстрактной условной схемы. Следовательно П. в лит-ой практике может иметь совершенно различное историческое содержание, в зависимости от к-рого мы и определим его качество и ценность для нас. Самое развертывание П. в произведении происходит как путем непосредственного показа характерных его черт и действий (его портрет, характеристика, речи, поступки и т. п.), так и через другие образы, так или иначе к нему относящиеся. Характер этого развертывания опять-таки исторически различен в зависимости от того, что художник считает существенным в образе и его развитии, в зависимости от классово осознаваемой им исторической действительности. Функция П. в произведении определяется тем значением, к-рое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений; отсюда — деление П. на главные, второстепенные и т. п. Образ, Вековые образы, Тип.
ПЕРСОНА́Ж -а, вин. -а и -а́ж; м. [франц. personnage от лат. persona - личность]. Действующее лицо в художественном, драматическом произведении, в жанровой живописи и т.п. Вымышленный п. Ввести в роман новый п. На правах второстепенного персонажа.