Большая Советская энциклопедия

    творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Х. к. (часто отождествляемое с Дизайном)— неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма Х. к. содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

    Х. к. осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

    Х. к. опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой (См. Техническая эстетика), а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики (См. Эргономика), семиотики (См. Семиотика), системотехники (См. Системотехника) и др. наук. Метод Х. к. складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для Х. к. характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода Х. к. является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом Х. к. являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод Х. к. включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п.

    Возникновение Х. к. относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «... полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной.

    Основы западно-европейского Х. к. закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда (См. Немецкий Веркбунд) и «Баухауза». В 1930—40-е гг. центр Х. к. перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Х. к., возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Х. к. становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования (См. Ульмская высшая школа художественного конструирования). В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Х. к., — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

    Для практики Х. к. капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Х. к. для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Х. к. в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.

    В СССР предшественниками Х. к. явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

    После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Х. к. стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства (См. Производственное искусство). В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Х. к. развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Х. к. было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.

    Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х. к., его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики Х. к., выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда Х. к., организуются выставки достижений сов. и зарубежного Х. к., осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Х. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и Х. к.

    Одна из основных тенденций развития современного сов. Х. к. — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Х. к. осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

    В др. социалистических странах Х. к. также находит широкое применение, оно используется в решении важных народно-хозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленной продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры Х. к., научно-исследовательские организации, государственные координирующие органы.

    Лит.: Краткая методика художественного конструирования, М., 1966; Художественное конструирование в СССР. 1966—1967, М., 1969; Основы методики художественного конструирования, М., 1970; Дижур А. Л., Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971; Художественное конструирование в СССР. 1968—1969, М., 1971; Соловьев Ю Б., Художественное конструирование в США, «США», 1972, № 8: Художественное конструирование в СССР. 1970—1973, М., 1975; Dreyfuss Н., Designing for people, N. Y., 1967; Ashford F., The aesthetics of engineering design, L., 1969; Kelm М., Produktiongestaltung im Sozialismus, B., 1971; Dorfless G., Jntroduzione al disegno industriale, Torino, 1972; Archer L. B., Design awareness and planned creativity in industry, Ottawa — L., 1974; Papanek V., Design for the real world, St. Albans, 1974.

    Ю. Б. Соловьев.

    Советское художественное конструирование. Г. А. Глудиньш. Микромотороллер «Мини-мото». 1970—71.

    Советское художественное конструирование. А. А. Грашин, А. И. Горячий, Л. А. Кузьмичев и др. Гидрокопировальный станок с программным управлением модели Т320-1. 1973.

    Советское художественное конструирование. В. Л. Милевский, Н. В. Стас. Разработка фирменного стиля Минского поизводственно-технического объединения «Горизонт». 1975.

    Советское художественное конструирование. Г. Ф. Дзюба, Д. Н. Шмельков, А. А. Величкина. Наплавочный аппарат модели А1406. 1976.

    Советское художественноее конструирование. В. С. Кобылинский. Автосамосвал БелАЗ-549. 1967.

    Советское художественное конструирование. И. В. Сандлер, Л. А. Жукова. Столовый набор. 1972.

    Советское художественное конструирование. Л. А. Гаккель, В. А. Цепов. Поляризационный рудный микроскоп ПОЛАМ Р-312. 1973.

    Советское художественное конструирование. О. П. Фролов, Н. А. Молоков, В. А. Шиленков. Теплоход на подводных крыльях «Восход-23». 1971.

    Советское художественное конструирование. С. И. Жбанников, Б. К. Кузнецов и др. Автобус «Турист люкс» Павловского автобусного завода. 1968.

    Зарубежное художественное конструирование. А. Стейнер. Образцы упаковки фирмы «Пьеррель» (Италия). 1957.

    Зарубежное художественное конструирование. А. Аалто. Табуретка и стулья фирмы «Артек» (Финляндия). 1933.

    Зарубежное художественное конструирование. Швейная машинка «Мирелла» фирмы «Некки» (Италия). 1956.

    Зарубежное художественное конструирование. М. Брёйер и др. Тепловоз фирмы «Бадд компани» (США). 1955.

    Зарубежное художественное конструирование. Ч. Имс. Громкоговоритель фирмы «Стивенс трусоник инкорпорейтед», модель Е-2. (США) 1957.

    Зарубежное художественное конструирование. Выключатель фирмы «Адольф Феллер». (Швейцария). Около 1945.

    Зарубежное художественное конструирование. Кронциркуль фирмы «Браун энд Шарп». (США) 1934.

    Зарубежное художественное конструирование. П. Беренс. Электрический чайник фирмы «Альгемайне электрицитетс гезельшафт» (Германия). 1908.

    Зарубежное художественное конструирование. Пишущая машинка фирмы «Дактиль» (Франция). Нач. 20 в.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ - вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    сущ. styling, industrial designs

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    工业品外观设计

  7. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  8. Энциклопедический словарь

    худо́жественное конструи́рование

    вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн).

    * * *

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

    ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИ́РОВАНИЕ, вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн(см. ДИЗАЙН)).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой энциклопедический политехнический словарь

    творческий процесс и метод проектирования пром. изделий; осуществляется на основе принципов и требований технической эстетики. X. к. - особая область творчества, органически сочетающего художеств. и н.-т. знания и навыки. В совр. качестве, сложившись в 1950-х гг. как движение за гуманизацию среды, ставшей продуктом массового индустр. произ-ва, X. к. преследует цель сообщить этой среде не только утилитарное совершенство, но в равной мере и высокую эстетич. значимость.

  11. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  12. Большая политехническая энциклопедия

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творческий процесс и художественный метод проектирования промышленных изделий, осуществляемые в соответствии с требованиями дизайна (см.). С развитием дизайна промышленных изделий в машиностроении, приборостроении, на транспорте, в производстве культурно-бытовых товаров появилась тенденция к обретению художественных характеристик в серийных и массовых изделиях, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Наряду с методами декоративно-прикладного искусства в художественной промышленности используют и методы инженерной психологии (см.).

  13. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  14. Dictionnaire technique russo-italien

    design m

  15. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  16. Большой Энциклопедический словарь

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ - вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  17. Источник: