Большая Советская энциклопедия

    Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царём Александром II и опубликован. Г. р. заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными — избранные думами городской управы. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались «гласными». Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге — 250. Управы состояли из 2—3 человек под председательством городского головы, который являлся одновременно и председателем городской думы. Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Таким образом, рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избирательного права. Выборы в городские думы производились по так называемой трёхклассной избирательной системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. Тысячи мелких налогоплательщиков избирали в думу такое же количество гласных, как несколько десятков крупных промышленников и купцов. Система имущественного ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

    Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение и народное образование и т. п. Городские доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с промышленных, торговых и др. предприятий. Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и министерству внутренних дел. При всей своей ограниченности Г. р. всё же была шагом вперёд по сравнению с дореформенной организацией городского управления.

    Новое Городовое положение 11 июня 1892 (см. «Контрреформы») ещё более увеличило представительство крупной буржуазии и дворян в городской думе и по существу превратило городское самоуправление в подсобный орган правительства по вопросам местного хозяйства. Но и в таком урезанном виде царизм не решился провести Г. р. в Польше, Средней Азии и Финляндии.

    Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; Второе полное собрание законов, т. 45, СПБ. 1874, отд. 1, № 48498; Пичета В. И., Городская реформа 1870 г.. в кн.: Три века, т. 6, М., 1913.

    В. В. Гармиза.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    городска́я рефо́рма 1870

    в России, заменила сословные органы самоуправления бессословной Городской думой и городской управой. Гласные Городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Советская историческая энциклопедия

    Городовое положение 16 июня 1870, - одна из бурж. реформ в России. С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные пром., торг. и адм. центры. Росло гор. население и численность городов. Г. р. имела целью поднять х-во городов и привлечь к управлению ими верхушку города - крупную финанс. и торг. буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царем и обнародован. Г. р. заменяла прежние сословные думы всесословными гор. учреждениями местного самоуправления. Распорядит. органами являлись городские думы, а исполнительными - избранные думами городские управы. Члены гор. дум выбирались на 4 года и назывались "гласными". Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в. Петербурге - 250. Управы состояли из 2-3 чел. под председательством гор. головы, к-рый являлся одновременно и пред. гор. думы. Правом выбора в гор. думы пользовались лица, достигшие 25 лет, владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы пром. и торг. предприятий и купцы, вносившие гор. сборы. Рабочие, мелкие служащие и лица умств. труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избират. права. Выборы в гор. думы производились по т. н. "трехклассной" избират. системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. В результата многотысячная масса мелких налогоплательщиков избирала в думу такое же количество гласных, как неск. десятков крупных промышленников и купцов. В Петербурге, напр., в первой курии было 275 избирателей, во второй - 849, а в третьей - 16 355 и каждая курия выбирала равное число гласных. В Москве две первых курии, выбиравшие вместе 2/3 гласных, составляли только 13% общего числа избирателей. Такая система имуществ. ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

    Компетенция гор. обществ. управления была ограничена местными хоз. вопросами: внеш. благоустройство города, меры против пожаров, попечение о развитии местной торговли и пром-сти, здравоохранения и нар. образования ("преим. в хоз. отношении") и т. п. На гор. думы были возложены обязат. расходы по содержанию пожарной охраны города, полиции, тюрем и казарм. На эти расходы приходилось в разное время от 20 до 60% всего бюджета. Гор. доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с пром. и торг. предприятий, пошлинных сборов за клеймение весов и мер, аукционы и пр. и сборов с принадлежавших городу предприятий (торг. ряды, бани, гор. бойни и пр.). Все эти доходы не покрывали растущих расходов города. Думы и управы не обладали принудит. властью, они подчинялись строгой опеке губернатора и мин. внутр. дел. Губернатор мог наложить вето на любое постановление думы и управы.

    При всей своей ограниченности Г. р. все же была шагом вперед по сравнению с дореформ. организацией гор. управления. Она способствовала нек-рому улучшению гор. х-ва. Построенные на бурж. принципе имуществ. ценза выборные гор. думы и управы более соответствовали потребностям капиталистич. развития, чем прежние сословные органы гор. управления.

    Новое Городовое положение 11 июня 1892 (см. "Контрреформы") еще более сузило состав представительства в пользу крупной буржуазии и дворян и ограничило права гор. обществ. управления. Числ. состав гор. дум сокращался более чем в 2 раза. Преимущество на выборах гласных отдавалось владельцам недвижимой собственности, для к-рых имуществ. ценз был значительно повышен (до 3 тыс. р. в столицах, до 1 тыс. р. в уездных городах и 300 р. в небольших гор. поселениях). Приказчики и мелкие торговцы были совсем исключены из состава избирателей. Число избирателей резко сокращалось. Ни одно постановление гор. думы не могло быть проведено в жизнь без одобрения губ. начальства. По существу гор. самоуправление превращалось в подсобный орган пр-ва по вопросам местного х-ва. Но и в таком урезанном виде царизм не решился провести Г. р. в Польше, Ср. Азии и Финляндии, где гор. думы не были созданы.

    Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; 2 ПСЗ, т. 45. отд. 1, No 48498; Новое городовое положение выс. утв. 16-го июня 1870 г., М., 1871; Мыш М. И., Городовое положение 11 июня 1892 г. с относящимися к нему узаконениями, 8 изд., П., 1915; Мат-лы, относящиеся до нового обществ. устройства в городах империи (городовое положение 16 июня 1870 г.), т. 1-3, СПБ, 1877; Пажитнов К. A., Гор. и земское самоуправление, СПБ, (1913); Пичета В. И., Гор. реформа 1870 г., в кн.: "Три века", т. 6, М., 1913; Шрейдер Г. И., Город и городовое положение 1870 г., в кн.: История России в XIX в., т. 4, (СПБ, 1908-09); его же, Городская контрреформа 11 июня 1892 г., там же, т. 5, (СПБ, 1909).

    В. В. Гармиза. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия