Большая Советская энциклопедия

    Метнер Николай Карлович [24.12.1879(5.1.1880), Москва, — 13.11.1951, Лондон], русский композитор и пианист. В 1900 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова (теоретические предметы изучал под руководством С. И. Танеева, А. С. Аренского). В 1909—10, 1915—21 профессор Московской консерватории (класс фортепиано). С 1921 жил в Германии, Франции, с 1936 — в Великобритании. В 1927 концертировал в СССР. Основная область творчества М. — камерная, прежде всего фортепианная, музыка. Он создал жанр сказки — небольшой фортепианной пьесы лирико-повествовательного характера. Для композиторского стиля М. характерны сосредоточенность мысли, склонность к интеллектуализму. М. был выдающимся исполнителем собственных произведений и интерпретатором классической музыки (в особенности Л. Бетховена). Для М.-пианиста типичны глубокое постижение авторского замысла, внешне сдержанная манера игры. М. принадлежат 3 концерта для фортепиано с оркестром (1918, 1927, 1943), 14 фортепианных сонат, «Сказки» (10 циклов); произведения для скрипки и фортепиано, в том числе 3 сонаты; многочисленные циклы романсов (в т. ч. на слова А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева). В СССР издано Собрание сочинений в 12 тт. (1959—63).

    Соч.: Муза и мода, Париж, 1935; Повседневная работа пианиста и композитора, М., 1963.

    Лит.: Долинская Е. Б., Н. Метнер, М., 1966; Из воспоминаний о Н. К. Метнере, «Советская музыка», 1972, № 7.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МЕТНЕР Николай Карлович (1879/80-1951) - российский композитор и пианист. С 1921 за рубежом (с 1936 в Великобритании). Создатель жанра фортепьянной сказки. В концертном репертуаре преобладала классическая музыка.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ме́тнер Николай Карлович

    (1879/1880 — 1951), композитор и пианист. По происхождению немец. Ученик В. И. Сафонова (фортепиано), А. С. Аренского и С. И. Танеева (композиция). Профессор Московской консерватории (1909—10, 1915—21). С 1921 за рубежом (с 1936 в Великобритании). Гастролировал (в СССР в 1927). Один из крупнейших мастеров русской фортепианной музыки начала XX в., создатель жанра фортепианой сказки. Автор сонат, 3 концертов для фортепиано с оркестром, романсов, песен и др.

    * * *

    МЕТНЕР Николай Карлович

    МЕ́ТНЕР Николай Карлович (1879/80—1951), российский композитор и пианист. С 1921 за рубежом (с 1936 в Великобритании). Создатель жанра фортепьянной сказки. В концертном репертуаре преобладала классическая музыка.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 5 I 1880, Москва - 13 XI 1951, Лондон)

    Я наконец в искусстве безграничном

    Достигнул степени высокой.

    Слава мне улыбнулась; я в сердцах людей

    Нашел созвучия своим созданьям.

    А. Пушкин. Моцарт и Сальери

    Н. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов - к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева.

    Метнер происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевд. Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. В 1900 г. Н. Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С. Танеева и А. Аренского. Его имя записано на мраморную доску Московской консерватории. Творческий путь Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А. Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор (фортепианный цикл "Картины настроений" и др.). Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С. Рахманинова и А. Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. М. Шагинян вспоминала, что эти вечера "были для слушателей праздником".

    В 1909-10 и 1915-21 гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: A. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались B. Софроницкий, Л. Оборин. В 20-х гг. Метнер состоял членом МУЗО Наркомпроса и часто общался с А. Луначарским.

    С 1921 г. Метнер живет за рубежом, концертирует в странах Европы и в США. Последние годы жизни вплоть до своей кончины он прожил в Англии. Все годы, проведенные за рубежом, Метнер оставался русским художником. "Мечтаю попасть на родную почву и поиграть перед родной аудиторией", - писал он в одном из последних своих писем. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами. Дань крупной форме Метнер отдал в своих трех фортепианных концертах и в Концерте-балладе, камерно-инструментальный жанр представлен фортепианным Квинтетом.

    В своих произведениях Метнер является глубоко самобытным и истинно национальным художником, чутко отразившим сложные художественные веяния своей эпохи. Его музыке присуще ощущение духовного здоровья и верности лучшим заветам классики, хотя композитору довелось преодолеть немало сомнений и выражаться порой усложненным языком. Здесь напрашивается параллель между Метнером и такими поэтами его эпохи, как А. Блок и Андрей Белый.

    Центральное место в творческом наследии Метнера занимают 14 фортепианных сонат. Поражающие вдохновенной изобретательностью, они заключают в себе целый мир психологически углубленных музыкальных образов. Им свойственна широта контрастов, романтическая взволнованность, внутренне сосредоточенное и вместе с тем душевно согретое раздумье. Некоторые из сонат носятпрограммныйхарактер ("Соната-элегия, Соната-сказка,

    Соната-воспоминание, Романтическая соната, Грозовая соната" и др.), все они очень разнообразны по форме и музыкальной образности. Так, например, если одна из самых значительных эпических сонат (ор. 25 № 2) является истинной драмой в звуках, грандиозной музыкальной картиной претворения философского стихотворения Ф. Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной", то "Соната-воспоминание" (из цикла "Забытые мотивы" ор. 38) проникнута поэзией задушевной русской песенности, нежной лирикой души. Очень популярна группа фортепианных сочинений, названная "сказками" (жанр, созданный Метнером) и представленная десятью циклами. Это собрание лирико-повествовательных и лирико-драматических пьес с самой разнообразной тематикой ("Русская сказка, Лир в степи, Рыцарское шествие" и т. п.). Не менее известны 3 цикла фортепианных пьес под общим названием "Забытые мотивы".

    Монументальны и приближаются к симфониям фортепианные концерты Метнера, лучшим из них является Первый (1921), образы которого навеяны грозными потрясениями первой мировой войны.

    Романсы Метнера (более 100) разнообразны по настроению и очень выразительны, чаще всего это сдержанная лирика углубленно философского содержания. Написаны они обычно в форме лирического монолога, раскрывающего душевный мир человека; многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А. Пушкин (32 романса), Ф. Тютчев (15), И. В. Гёте (30). В романсах на слова этих поэтов особенно рельефно выступают оригинально развиваемые композитором такие новые черты камерной вокальной музыки начала XX в., как тонкая передача речевой декламации и огромное, подчас решающее значение роли фортепианной партии. Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: "Муза и мода" (1935) и "Повседневная работа пианиста и композитора" (1963).

    Творческие и исполнительские принципы Метнера оказали значительное влияние на музыкальное искусство XX в. Его традиции развивали я развивают многие видные деятели музыкального искусства: А. Н. Александров, Ю. Шапорин, В. Шебалин, Е. Голубев и др. Музыку Метнера исполняли и исполняют крупнейшие музыканты: С. Рахманинов, С. Кусевицкий, М. Оленина-д\'Альгейм, Г. Нейгауз, С. Рихтер, И. Архипова, Е. Светланов и др.

    Путь отечественной и современной мировой музыки так же невозможно представить себе без Метнера, как невозможно представить его себе без его великих современников С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского и С. Прокофьева.

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    М́́ЕТНЕР Николай Карлович (1880—1951), рус. композитор и пианист. Мотивами стих. Л. «Ангел» и «Метель шумит» навеяны 2 пьесы М. из фп. цикла «Восемь картин настроений», написанные в 1896—97 (М., 1903): «Пролог» и картина 5-я, эпиграфы к к-рым взяты из Л. На основе «Пролога» композитором создан романс «Ангел» (М., 1908). На слова Л. написаны романсы: «Нищий» («У врат обители святой») (М., 1904), «Из Гёте» («Горные вершины») (М., 1913), «На севере диком» («Сосна») (М., 1927) и «Молитва» («В минуту жизни трудную») (изд.: Бонн, 1954). Третий концерт для фп. с оркестром, названный М. «Балладой» (Лондон, 1943), имеет прямую программную связь с ранней балладой Л. «Русалка», начальные строки к-рой послужили эпиграфом к 1-й ч. концерта.Соч. Программные пояснения к Третьему фп. концерту, ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 132, № 773—74.Лит.: Борисов А., Библиография. «Театр. Россия», «Муз. мир», 1905, № 4, с. 44—45; Долинская Е., Н. Метнер, М., 1966, с. 12—13, 70—73, 131—32, 153, 166, 184—85, 187; Гольденвейзер А. Б., О муз. иск-ве, М., 1975, с. 57—60.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: