Большая Советская энциклопедия

    Щусев Алексей Викторович [26.9(8.10).1873, Кишинев, ‒ 24.5.1949, Москва], советский архитектор, заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943). Учился в петербургской АХ (1891‒97) у Л. Н. Бенуа (с 1910 академик АХ). Директор Третьяковской галереи (1926‒29), организатор и директор (1946‒49) Музея архитектуры в Москве. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913‒18), Вхутемасе (1920‒24), Московском архитектурном институте (1948‒49) и др. В ранних произведениях творчески перерабатывал наследие древнерусского зодчества: реконструкция церкви Василия (12 в.) в Овруче, Марфо-Марьинская обитель (1908‒12), комплекс Казанского вокзала (начат в 1914) ‒ в Москве и др. Особенно многообразно творчество Щ. в советское время. Щ. принимал участие в разработке плана реконструкции Москвы (1918‒25), был главным архитектором Всероссийского с.-х. и кустарно-промышленной выставки в Москве (1922‒23). Под некоторым влиянием конструктивизма созданы произведения 1920-х гг. ¾ НИИ курортологии и физиотерапии в Сочи (1927‒31), здание Наркомзема в Москве (ныне Министерство сельского хозяйства, 1928‒33). Величайшим творческим достижением зодчего является Мавзолей В. И. Ленина в Москве. Мавзолей был спроектирован в очень короткие сроки, и в 1924 завершилось строительство деревянного сооружения, замененного в 1930 аналогичным по своим композиционным особенностям гранитным монументальным сооружением (техническими исполнителями замысла Щ. под его руководством были архитекторы Ю. А. Дульгиер, Л. Б. Карлик, В. А. Михайлов, А. К. Ростковский, И. А. Француз, Г. К. Яковлев). Органично вписавшийся в ансамбль Красной площади, он не только представляет собой мемориальное сооружение большой впечатляющей силы, но является и парадной трибуной, как бы подчёркивая торжество ленинских идей. Творчество Щ. 1930-х ‒ 40-х гг. характеризуется стремлением развивать прогрессивные традиции архитектуры прошлого. С использованием элементов классической архитектуры выстроены здание гостиницы «Москва» (1932‒38, с соавторами), Москворецкий мост (1936‒38), административное здание на пл. Дзержинского (1946) ‒ все в Москве, и др. Мотивы грузинского национального зодчества применены в здании филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси (1938), узбекского ‒ в здании Большого театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (1938¾47;), элементы русского зодчества 17 в. ¾ в оформлении станции московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952). Значительное место в деятельности Щ. занимают градостроительные работы: проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны 1941‒45, ‒ Истры (1942‒43), Новгорода (1943‒45), Кишинева (1947). Щ. ‒ автор более 200 научных работ и статей, затрагивающих широкий круг проблем архитектуры. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

    Лит.:

    Произведения А. В. Щусева... [Альбом], М., 1954; Дружинина-Георгиевская Е. В., Корнфельд Я. А., Зодчий А. В. Щусев, М., 1955 (лит.); Афанасьев К. Н., А. В. Щусев, М., 1978.

    К. Н. Афанасьев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949) - российский архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества (Казанский вокзал, 1914-26, 1941), к классическому наследию. По проекту Щусева построены Мавзолей В. И. Ленина (1924-30), гостиница "Москва" (1932-38, с соавторами). Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Щу́сев Алексей Викторович

    (1873—1949), архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества (Казанский вокзал, 1914—26, 1941), к классическому наследию. По проекту Щусева построены Мавзолей В. И. Ленина (1924—30), гостиница «Москва» (1932—38, с соавторами). Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918—25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно).

    * * *

    ЩУСЕВ Алексей Викторович

    ЩУ́СЕВ Алексей Викторович [29 сентября (11 октября) 1873, Кишинев — 24 мая 1949, Москва], российский архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества и к классическому наследию. Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918—25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно).

    Образование

    Родился в семье надворного советника, смотрителя богоугодных заведений. После окончания гимназии (1891) уехал в Петербург, где самостоятельно, без протекции поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. Как студент академии был командирован в Среднюю Азию, участвовал в обмерах памятников Самарканда. Окончив курс академии под руководством Г. Котова и Л. Н. Бенуа(см. БЕНУА Леонтий Николаевич) с большой золотой медалью (1897), следующие два года провел в заграничной командировке.

    Служба в канцелярии Священного Синода

    Первая самостоятельная работа Щусева — проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры(см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА). Увлекшись древнерусской архитектурой и искусством, поступил на службу в канцелярию Священного Синода. Выполнил проект Марфо-Мариинской обители (1908—12), в которой вдохновлялся храмами древнего Новгорода, Пскова и Юрьева-Польского. Храм Покрова (сохранился) Марфо-Мариинской обители расписывал друг Щусева, художник М. В. Нестеров(см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич).

    Синод командировал зодчего на Волынь в Овруч, где сохранились развалины церкви св. Василия — памятника 12 в. После тщательных предварительных исследований Щусев восстановил храм и за блестяще выполненную работу был избран членом Академии художеств. В эти же годы по проектам Щусева строятся церкви в разных городах России.

    Строительство Казанского вокзала

    Выиграв конкурс на проект Казанского вокзала, академик Щусев в 1913 был утвержден его главным архитектором. На строительство вокзала, начавшееся в 1914 и продолжавшееся с перерывами до 1941, правление железной дороги выделило 3 млн. золотых рублей. Проект имел огромный успех, двухсотметровая композиция из разновысоких теремов и палат с башней на углу воспринималась как «ворота на восток». В облике здания гармонично сочетаются характерные черты московской архитектуры 17 в. и Казани. В оформлении фасада и интерьеров принимали участие такие выдающиеся художники, как Б. М. Кустодиев(см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович), Е. Е. Лансере(см. ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич), Н. К. Рерих(см. РЕРИХ Николай Константинович) и др.

    Совместно с И. В. Жолтовским(см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович) зодчий возглавил работу мастерской по перепланировке Москвы (1918—25), где определялись перспективные зоны застройки, основные транспортные маршруты. В 1922—23 был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

    Строительство Мавзолея

    В 1924 Щусев начал работать над заказом государственного значения — проектированием и строительством Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади(см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ). Два первоначальных варианта были деревянные.

    Для сооружения каменного Мавзолея (1929) из карьеров Украины, Урала и Карелии был привезен мрамор, порфир, гранит, лабрадор, лабрадорит и габронорит. Сохранив общую композицию второго деревянного варианта, Щусев увеличил объемы сооружения: внешние — с 1,3 тыс. м3 до 5,8 тыс. м3, внутренние — с 0,2 тыс. м3 до 2,4 тыс. м3. Выстроенный в строгих монументальных формах, сочетающих темно-красный гранит и черный лабрадор, Мавзолей не только вписался в исторический ансамбль площади, но и стал центром ее композиционного ансамбля.

    Увлечение конструктивизмом

    Увлечение конструктивизмом(см. КОНСТРУКТИВИЗМ) в 1920—30-х гг. нашло отражение в таких постройках Щусева, как здание Наркомзема (ныне Министерство сельского хозяйства, 1928—33; памятник архитектуры), клуб имени Октябрьской революции — оба в Москве, Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи (1927—31).

    Огромное здание Наркомзема — прямоугольное в плане, выстроено с применением монолитного железобетона. Простые прямоугольные формы основного корпуса противопоставлены полукруглому эркеру, сплошные ленты различных по размерам окон — затененным лоджиям. В настоящее время это здание стало памятником архитектуры.

    1930-е и послевоенные годы

    В 1930-е гг. в Москве по проектам Щусева возводится ряд жилых домов, здание гостиницы «Москва» (1932—38, совместно с Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном), новый Москворецкий мост (1936—38). Гостиница «Москва», Москворецкий мост, а также административное здание на площади Дзержинского (1946) построены с использованием элементов классической архитектуры. Значительной работой архитектора является также здание Большого театра оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте (1940—47), в проекте которого использованы национальные узбекские мотивы.

    После окончания Великой Отечественной войны Щусев много работал над восстановлением Новгорода (1943—45), а также Истры (1942—43) и Кишинева (1947). Последними его работами были здание на Лубянской площади и станция метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952), в оформлении которой вновь были использованы элементы русского зодчества.

    Преподавательская деятельность

    Преподавал в СВХПУ (1913—18), московском Вхутемасе (1918—24), Московском архитектурном институте (1948—49). В 1926—29 был директором Государственной Третьяковской галереи, в 1946 организовал Государственный научно-исследовательский музей архитектуры и стал первым его директором, после смерти Щусева музей стал носить его имя.

    Написал свыше 200 научных работ и статей о различных проблемах архитектуры, в том числе о застройке Москвы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ЩУСЕВ Алексей Викторович
    ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949) - российский архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества (Казанский вокзал, 1914-26, 1941), к классическому наследию. По проекту Щусева построены Мавзолей В. И. Ленина (1924-30), гостиница "Москва" (1932-38, с соавторами). Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: