Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Перекрещенцы.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от греч. anabaptízō — вновь погружаю, т. е. перекрещиваю)

    перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации (См. Реформация) в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего «царства Христова» на земле (Хилиазм) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение А. вели от радикально-мистических сект («цвиккауские проповедники» в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 — 26 (См. Крестьянская война 1524-26), и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейцарских А. ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений А. в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению А. в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где А. создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками А. в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты), создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление «царства Христова» в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения А. стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где А. удалось захватить власть (Мюнстерская коммуна, 23 февраля 1534 — 25 июня 1535). Мюнстерские революционные А. (их вожди — Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм, «божественное откровение»; их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления «царства Христова» на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование «священного писания». Падение Мюнстера, подавление выступлений А. в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга — т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса — т. н. Меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса — т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.

    Лит.: Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Payne E. A., The anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world, L., [1949]; Zschabitz G., Ziir mitteldeutschen Wiedertäuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, B., 1958.

    А. Н. Чистозвонов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    АНАБАПТИСТЫ (от греч. anabaptizo - вновь погружаю - т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    перекрещенцы, общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16-17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. В связи с этим предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому относятся Швейцарские и Южно-германские братья, Гуттеритские братья и Голландские меннониты. Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17). Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и крестившихся (Мф 28:18 сл.). Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492-1559). Американские меннониты ведут свое происхождение от швейцарского и голландского ответвлений анабаптизма; колонии гуттеритов, секты, основанной в 1533 Якобом Гуттером в Моравии, поселились в Северной и Южной Дакоте, в Манитобе и Альберте в Канаде, в Парагавае; они все еще придерживаются древнего христианского коммунизма, используя в качестве образца описанную в Деяниях апостолов практику первохристианской иерусалимской общины. В полемических сочинениях своих противников анабаптисты отождествлялись с крестьянскими бунтовщиками, особенно в Тюрингии, где восставшие находились под влиянием Томаса Мюнцера, а также с членами коммуны в Мюнстере (Вестфалия, 1534-1535). На первых порах руководители и основные группы анабаптистов отрицали энтузиастические пророчества и насилие, равно как и современные им молитвы и символы веры, поддерживаемые вековыми традициями; все же, как показывают обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы, основным расхождением с протестантскими реформаторами являлся вопрос о союзе между церковью и государством. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую церковь; они говорили, что церковь совершила "грехопадение" уже при Константине и проповедовали необходимость "восстановления" церковной жизни.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Христианство: Словарь. М., 1994

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Философская энциклопедия

    АНАБАПТИСТЫ

    "перекрещенцы" (от греч. ἀναβαπτίζω – перекрещиваю, букв. – вновь погружаю), – последователи возникшего в Германии и Швейцарии в эпоху Реформации 16 в. плебейского движения, принявшего форму религ. ереси. А. требовали, чтобы акт крещения совершался не над детьми, а над взрослыми, способными осознать вытекающие из этого акта обязательства этич. поведения. Первоначально движение А. носило пассивный характер. Его последователи, недовольные Лютером и Цвингли, проповедовали близость мирового переворота, в результате к-рого будет установлено "царство божье" и социальное равенство. Ожидая наступления этого переворота, А. ограничивались требованиями смирения и самосовершен-ствования. Центром движения А. был г. Цвиккау (Саксония), где оно возглавлялось подмастерьем Н. Шторхом. С начала Крестьянской войны (лето 1524) А. отказались от сектантской замкнутости, широко распространяли учение Мюнцера о том, что суд божий над феодалами, богачами и князьями уже начался, что его совершают восставшие крестьяне и плебеи, выступающие "ревнителями дела бога" по искоренению зла из мира. В обстановке подъема крестьянско-плебейского движения социальные взгляды А. приобрели революц., антифеод, характер. После подавления Крест, войны многие А., подвергавшиеся жестоким преследованиям, бежали в Моравию и др. страны и большей частью вернулись к сектантской замкнутости и пассивному ожиданию божеств, переворота. В сер. 30-х гг. 16 в. наступил новый подъем анабаптизма, крупнейшим проявлением к-рого было восстание в г. Мюнстере [напр., Мюнстерская коммуна (1534–35)]. Тюрингские А. вплоть до конца 16 в. сохранили антифеод, характер своего учения, приспособив его пропаганду к условиям наступавшей княжеской реакции. А. провозгласили своим религ. догматом неповиновение властям и призывали не доверять лютеранскому духовенству, считали, что совершенства человек достигает только активными действиями, а не путем пассивного "вкушения" бога в обряде причащения. В результате ожесточ. преследований секта А. распалась. Уже в конце 30-х гг. 16 в. в ряде мест возникла секта "умеренных" А. – меннонитов. Учение А. оказало влияние на формирование взглядов индепендентов в Англии и "чешских братьев" в Чехии.

    Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; Циммерман В., История крестьянской войны в Германии. По летописям и рассказам очевидцев, пер. с нем., т. 1–2, М., 1937; Смирин Μ. Μ., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Hagen К., Deutschlands literarische und religiöse Verhältnisse im Reformationszeitalter, Bd 1–3, 2. Aufl., Frankf./M., 1868; Кеller L., Geschichte der Wiedertäufer und ihres Reichs zu Münster, Münster 1880; Littell F. H., Anabaptist view of the church, Phil., 1952; Ρеасhеу Р., Die soziale Herkunft der schweizer Täufer in der Reformationszeit, Karlsruhe, 1954.

    М. Смирин. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    анабапти́сты

    (от греч. anabaptízō — вновь погружаю, то есть крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524—1526, образовали Мюнстерскую коммуну 1534—1535; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.

    * * *

    АНАБАПТИСТЫ

    АНАБАПТИ́СТЫ (от греч. anabaptizo — вновь погружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524—26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534—35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    "перекрещенцы" (от греч. 'anabaptizo - перекрещиваю), - секта в христианстве, требовавшая крещения в сознат. возрасте, когда, по их вероучению, только и возможно "истинное" приобщение к христ. вере. В 16 в. А. - участники религ.-политич. движения, возникшего в Европе накануне Крест. войны 1524-25 в Германии, одно из наиболее демократич. течений Реформации. Движение А., ограниченное вначале рамками церк. догматики и обрядности (отказ А. от церк. организации, от икон, таинств и т. п.), вскоре стало формой революц. движения крестьянско-плебейских масс. А. отрицали необходимость всех духовных и светских властей, осуждали богатство и социальное неравенство, отказывались от ношения оружия, принятия присяги и занятия обществ. должностей. Отражая чаяния бедноты, они призывали к введению общности имущества, верили в т. н. "второе пришествие Христа" и скорое установление на земле тысячелетнего "царства божия" - строя социальной справедливости, к-рый они противопоставляли феод. порядкам. Но их требования общности имущества ограничивались лишь сферой потребления, не затрагивая средств произ-ва, и, т. о., не выходили за рамки уравнительно-потребительского "коммунизма".

    Первые А. появились в Швейцарии в 1519. Разойдясь с У. Цвингли по догматич. вопросам, а также по вопросу о дальнейшей демократизации гор. управления и о социальных реформах они подверглись преследованиям в Цюрихе и др. кантонах. Несмотря на преследования, общины А. распространились в Центр. и Зап. Европе, встречая в крестьянско-плебейских массах благодатную среду. Осн. масса А. состояла из бедных ремесленников, подмастерьев (особенно много А. было среди горнорабочих и ткачей), крестьян, отчасти представителей интеллигенции и революционно настроенных элементов бюргерства. Разнородный социальный состав определил наличие среди А. революц. и пассивного, радикального и умеренного направлений (до 40 оттенков), по-разному искавших пути к "царству божию". Революц. течение А. ведет свое начало от выступления в Цвиккау (Саксония) Н. Шторха, М. Штюбнера и др. (т. н. "цвиккауские пророки"), к-рые находились под влиянием Т. Мюнцера и против к-рых резко выступил М. Лютер. Поддержанные Мюнцером, А. приняли активное участие в Крест. войне 1524-25 в Германии. А. повсюду подвергались суровым преследованиям, причем в жестокостях против них соперничали католики, лютеране, кальвинисты и цвинглиане (десятки тысяч жертв). После крест. войны центром А. становится Страсбург, где движение А. возглавил скорняк Мельхиор Гофман, усиливший в учении А. его мистическую сторону. Он предсказывал пришествие Христа на 1533. Тогда же, по его мнению, должны были появиться и апостолы, чтобы создать в Страсбурге Новый Иерусалим - "царство божие". После ареста Гофмана движение А. возглавили пекарь Ян Маттис из Гарлема и портной Ян Бокельзон (см. Иоанн Лейденский). Они действовали в Нидерландах, а затем в Мюнстере (Сев. Германия), где сосредоточились самые воинств. силы А., удерживавшие власть в городе в 1534-35. А. оказывали упорное сопротивление феод. реакции и в условиях осады провели в Мюнстере ряд уравнительных мероприятий. С поражением в 1535 Мюнстерской коммуны движение А. пошло на спад. Прибежищем их стал северогерм. г. Росток, где открытая деятельность А. продолжалась вплоть до 1541. Впоследствии среди А. возобладали умеренные элементы, проповедовавшие непротивление злу. В Нидерландах примиренч. элементы А. возглавил Менно Симонс, по имени к-рого и стала наз. секта меннонитов; радикальное направление постепенно выродилось в террористич. бандитизм, т. н. баттенбургское направление. Из Нидерландов А. проникли в Англию; важными центрами А. в Европе были также Моравия, Чехия, Венгрия. Ряд анабаптистских сект существует в Америке. Отд. элементы учения А. содержатся в догматике совр. баптистов, квакеров и нек-рых др. протестантских сект.

    Источн.: Wiedertäuferakten 1527-1626, bearb. nach W. Köhler, W. Sohm, T. Sippel, G. Franz, Marburg, 1951; Quellen zur Geschichte der Täufer in der Schweiz, 1, Zürich, 1952.

    Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин М. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в., М., 1958; Reachey P., Die soziale Herkunft der Schweizer Täufer in der Reformationszeit, Karlsruhe, 1954; Littell F. H., The anabaptist view of church, Phil., 1952; Smithson R. J., The anabaptists..., Toronto, 1935; Smith C. Н., The story of the mennonites, 3 ed., Newton, 1950; Gratz D. L., Berneses anabaptists and their american descendants, Scottdale, 1953; Payne E. A., The anabaptists of the 16th century and their influence in the modern world, L., (1949); Zschäbitz G., Zur mitteldeutschen Wiedertäuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, В., 1958.

    H. M. Гольдберг. Ленинград.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: