Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Dandin) — индийский писатель, вероятно, VI в. по Р. Хр. Ему принадлежит известный в индийской литературе роман "Дашакумарачарита" (Daça-kumâra-caritam — приключения десяти принцев), одно из немногих прозаических индийских произведений, написанное, однако, таким выработанным и искусственным стилем, что его помещают в разряд кавья (Kâvya), или поэм. Содержание — сцены обыденной жизни, обнаруживающие низкое состояние нравственности и испорченность общества. Текст напечатан Вильсоном (1846) и Бюлером (Бомбей, 1873). Существует еще сокращенный перевод Якобса и франц. перев. Tauche. Разбор см. в IV т. соч. Вильсона. Недавно Пишель стал приписывать Д. и известную драму "Мрчхакатика", о чем см. "Götting.'Gel. Anzeiger", 1885, 19. Кроме того, Д. приписывается и трактат по поэтике Кавьядарша (Kâvyâ-darça — зеркало поэзии), изд. в "Bibl. Indica", 1863. Ср. M. Muller, "Indien in seiner weltgeschicht. Bedeutung", стр. 286.

    С. Булич.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (гг. рождения и смерти неизвестны)

    древнеиндийский писатель и теоретик литературы 6—7 вв. Автор трактата по теории литературы «Зеркало поэзии» и романа «Похождения десяти принцев», генетически связанного со сказочным эпосом Гунадхьи (См. Гунадхья) «Брихаткатха» («Великий сказ»). Д. приписывается также роман «Повесть о красавице из Аванти». Как теоретик Д. развил учение о тропах, разрабатывал теорию стиля. Его концепции повлияли на дальнейшее развитие теории литературы и поэтики в Индии, в том числе на учение об Аланкарах и теорию Дхвани.

    Соч. в рус. пер.: Приключения десяти принцев, М., 1964.

    Лит.: Риттер П. Г., Дандин и его роман «Похождения десяти юношей», «Зап. Харьковского университета», 1898, в. 2; Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971; DeS. К., History of Sanskrit literature, Calcutta, 1947, p. 207—16; R uben W., Die Eriebnisse der zehn Prinzen. Eine Erzahiung Dandins, B., 1952.

    И. Д. Серебряков.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ДАНДИН (прибл. 6-7 вв.) - древнеиндийский писатель, теоретик литературы. Писал на санскрите. Трактат "Зеркало поэзии". Роман "Похождения десяти принцев" - реалистическая картина городской жизни.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Дандин

    ДАНДИН (Dandin, конец VII в. христ. эры) — знаменитый древнеиндийский поэт и теоретик поэзии. Теоретические воззрения Д. на поэзию изложены в его трактате «Зерцало поэтического мастерства» (Kāvyā-darça, изд. с немецким переводом О. Bohtlingk’ом, Lpz., 1890). В поэтическом произведении Д. различает «тело» и «украшения»: «тело» — это смысл художественного произведения, выраженный последовательностью слов и предложений; «украшения», составляющие сущность поэтического мастерства, охватывают всю совокупность изобразительных средств — как образных (описания и тому подобные loci communes), так и словесных (тропы и стилистические фигуры) и звуковых (различные формы аллитерации). Выбор изобразительных средств в подлинно художественном произведении должен определяться всегда его обшим основным настроением (rasa). Таким образом в отличие от Анандавардханы (см.) с его учением о «сокровенном» втором смысле художественного произведения Дандин является ярким представителем формального направления в индийской поэтике, не знающего символической интерпретации текста и сосредоточивающего свое внимание на описании и классификации изобразительных средств — «украшающих» «тело» поэтического произведения.

    Как поэт Дандин знаменит своим романом «Приключения десяти царевичей» (Daçakumāracarita), построенным по обычному для индийской повествовательной прозы принципу обрамления и вводящим в основную раму — рассказ о приключениях царевича Раджаваханы и его девяти товарищей — множество авантюрных новелл, анекдотов и фантастических повестей. Правдоподобие (с точки зрения реалистической европейской литературы) не входит в задачи поэта, охотно разрешающего конфликты сказочными средствами, но его авантюрные и эротические эпизоды содержат множество интересных бытовых деталей из жизни продажных женщин, игроков, воров и пр. В изложении романа Дандин применяет все приемы самого изысканного поэтического стиля — столь излюбленную индийскими поэтами игру многозначными словами, метафорами, эпитетами и сравнениями; применяет он и разнообразные звуковые эффекты — так один из эпизодов романа (VII гл.) написан без употребления губных звуков, т. к. у рассказывающего его героя болят губы от укусов его возлюбленной. В своем «Зерцале» Д. отмечает особую трудность разрешения этой задачи.

    Конец и начало романа Д. утеряны; сохранившееся начало, как окончательно доказано J. Hertel’ем, принадлежит позднейшему поэту, пытавшемуся подражать стилю Д.Библиография:

    Перев. «Приключений десяти царевичей»: русский — Щербатского Ф. И., журн. «Восток», 3, 4, 5; немецкие — J. Meyer, Lpz., 1902; M. Haberlandt, Munchen, 1903 и J. Hertel, Lpz., 1922.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Да́ндин

    древнеиндийский писатель, теоретик литературы VI—VII вв. Писал на санскрите. Трактат «Зеркало поэзии». Роман «Похождения десяти принцев» — реалистическая картина городской жизни.

    * * *

    ДАНДИН

    ДА́НДИН (прибл. 6—7 вв.), древнеиндийский писатель, теоретик литературы. Писал на санскрите. Трактат «Зеркало поэзии». Роман «Похождения десяти принцев» — реалистическая картина городской жизни.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: