«Субъективизм»

Субъективизм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Субъективизм»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (в социальных науках). — Одним из основных требований научности является объективизм в смысле стремления основывать свои суждения исключительно на фактах, руководствуясь при этом одними общеобязательными законами логики. Предвзятым мнениям и пристрастиям, искажающим фактическую истину и не считающимся с логическими из объективных данных выводами, в науке не должно быть места. Между тем в социальных науках это основное требование научности очень часто нарушается под влиянием традиций и предубеждений, пристрастий и интересов, господствующих в отдельных нациях, вероисповеданиях, государствах, сословиях, классах, равно как политических партиях или даже научных и философских направлениях, когда ученые, сознательно — в худшем случае, бессознательно — в лучшем, искажают фактическую истину и извращают логические приемы мысли. Такой С., который ничуть не лучше чисто личного произвола, не может считаться законным явлением в науке. В этом отношении идеалом научности для социальных наук является естествознание, поскольку его теоретические вопросы далеки от всяких национальных, классовых и партийных (в политическом смысле) злоб дня. В стремлении сообщить обществоведению характер объективизма естественных наук некоторые ученые стали отрицать за социальными науками право оценивать исторические факты и обществ. явления даже с этической точки зрения, подводя ее под одну категорию с национальными, вероисповедными и тому под. пристрастиями. При этом забывалось, однако, что беспристрастие есть требование не только истинно научного, но и действительно этического отношения к явлениям социальной жизни, которое должно в одно и то же время быть и научным, и справедливым, т. е. соответствовать одинаково и фактической правде, и этическому идеалу. Незаконный С. пристрастий и предубеждений одинаково и ненаучен, и неэтичен, так что в требовании его устранения наука и этика вполне солидарны и между обеими не может быть конфликта. Объективизм естествознания в науках социальных был бы равносилен не беспристрастию, а полному отсутствию живого интереса к человеческой личности. Некоторые поклонники полного объективизма в общественных науках пошли еще далее, объявив единственным объектом науки внешнюю сторону социальной жизни, т. е. общественные отношения и учреждения, устраняя ее внутреннюю, психическую сторону, как чисто субъективную. В настоящее время, однако, даже среди представителей самых "материалистических" направлений все более и более утверждается мысль о психической природе социальных явлений. — Взаимные отношения С. и объективизма в социальных науках порождали в научной литературе немало недоразумений и споров. Нигде, быть может, вопрос этот не делался предметом такой горячей полемики, как в России. В семидесятых годах у нас заговорили о русской социологической школе, отличительным признаком которой был признан ее С., а когда в девяти десятых гг. стало развиваться направление экономического материализма, то представители его прежде всего напали именно на "субъективную социологию" семидесятых годов. Первые защитники социологического С. (П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский) внесли в социологию термин "субъективного метода", обязанный своим происхождением Конту во второй период его деятельности, но понятый в совершенно ином смысле русскими социологами. Основная черта русского С. — не подчинение наблюдения воображению, как у Конта, а внесение в социологию социально-этического идеализма в смысле установления известного мерила для оценки общественных состояний и перемен (см. Лавров-Миртов, "Задачи позитивизма" в "Соврем. обозрении" за 1868 г., "Исторические письма" и др.; Михайловский, "Что такое прогресс?", "Теория Дарвина и общественная наука" и др.). Против понятия субъективного метода с самого начала вооружился С. Н. Южаков, в общем придерживавшийся социально-этического С. Лаврова и Михайловского (статья в "Знании", перепечатанная в "Социальных этюдах", 1891). Отрицая в социологии необходимость и научность особого метода, который был бы чем-то иным сравнительно с методом естествознания, он признал вполне правильным субъективизм в смысле точки зрения или отношения к предмету. Тот же взгляд проводится в разных книгах и статьях Н. Кареева ("О субъективизме в социологии" в "Историко-философских и социологических этюдах", "Основные вопросы философии истории", "Беседы о выработке миросозерцания", "Введение в изучение социологии" и др.). Главными противниками социологического С. выступили прежде всего П. Б. Струве ("Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России", 1894) и Н. Бельтов ("К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", 1895), доказывавшие безусловный объективизм своего социологического направления — экономического материализма, хотя немецкие представители последнего иногда прямо подчеркивали его классовый С. У названных авторов еще нет систематического рассмотрения вопроса, чем впервые с точки зрения экономического материализма занялся Н. Бердяев в книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901). Вся эта книга направлена против Н. К. Михайловского, но, в сущности, автор сам признает правильность социального С. в форме защищаемого им "господства классовой точки зрения" и оправдывает критикуемого писателя, когда он близко подходит к этой точке зрения. П. Б. Струве, написавший обширное предисловие к этой книге, принципиально высказывается, наоборот, против "рассматривания существующего, как такового, с классовой точки зрения", ибо и "интересы класса не суть критерий должного". В то же время, однако, и он признает этический С. в социологии, чем устраняются прежние заявления экономических материалистов об исключительном объективизме их учения. Таким образом в самом лагере первоначальных противников социологического С. замечается поворот к внесению в социальные науки этического элемента. Спорным остается вопрос о С. классового характера, едва ли, однако, чем-либо отличающемся от С. национального, конфессионального, партийного и тому под. См. Экономический материализм и Этика.

    Н. Кареев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. С. — один из основных гносеологических источников идеализма. Сущность С. — абсолютизация активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания. Совершающееся при этом абстрагирование мышления, не сообразующееся с природой объектов, приводит в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», Агностицизму и Релятивизму (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322). Представителями С. в истории философии были Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г. Фихте; элементы С. характерны для философского учения И. Канта. В буржуазной философии 19—20 вв. С. выступает в качестве одного из основных принципов таких идеалистических направлений, как неокантианство, эмпириокритицизм, философия жизни, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм. Отвергая С., марксистская философия исходит из того, что активная роль субъекта в практике и познании предполагает существование диалектической взаимосвязи субъекта и объекта и не зависящей от сознания объективной реальности и её законов. С. лежит в основе различных извращений марксизма-ленинизма. Правый ревизионизм, исходя из субъективистского понимания практики (См. Практика), пытается эклектически совместить принципы философии марксизма с субъективистскими философскими концепциями (например, Экзистенциализмом и Прагматизмом). Ревизия марксизма-ленинизма, осуществляемая «слева», состоит в подмене его творческой теории системой субъективистски толкуемых догм, служащих обоснованием Волюнтаризма. С. в политике характеризуется тем, что политические решения принимаются на основе произвольных, ненаучных установок. Политический С. находит своё выражение в пренебрежительном отношении к общественным закономерностям, в вере во всесилие административных решений. Подлинно научная политика сочетает строгую объективность в подходе к действительности с признанием активности и инициативы масс, классов и отдельных личностей, что служит гарантией против любых форм С.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. субъективи́зм;
    2. субъективи́змы;
    3. субъективи́зма;
    4. субъективи́змов;
    5. субъективи́зму;
    6. субъективи́змам;
    7. субъективи́зм;
    8. субъективи́змы;
    9. субъективи́змом;
    10. субъективи́змами;
    11. субъективи́зме;
    12. субъективи́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    СУБЪЕКТИВИ́ЗМ, -а, муж.

    1. В философии: мировоззрение, в основе к-рого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности.

    2. Личное, субъективное (во 2 знач.) отношение к чему-н. С. в оценке событий.

    | прил. субъективистский, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества.

    Исходя из ощущений, можно идти по линии субъективизма, приводящей к солипсизму («тела суть комплексы или комбинации ощущений»), и можно идти по линии объективизма, приводящей к материализму (ощущения суть образы тел, внешнего мира). Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

    ||

    Направление в буржуазной социологии, утверждающее, что развитие общества определяется не объективными закономерностями, а субъективными факторами (волей, стремлением отдельных личностей).

    2.

    Субъективно ограниченное воззрение на что-л., отсутствие объективности (во 2 знач.).

    — Сомнительная достоверность свидетельских показаний давно подмечена юридической практикой, и, в сущности, она лучше всего обнажает субъективизм наших суждений о всех явлениях жизни. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    СУБЪЕКТИВИ́ЗМ, субъективизма, мн. нет, муж.

    1. Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта (филос.).

    2. Направление буржуазной социологии, считающее, что развитие классового общества определяется не законами экономического развития и борьбой классов, а идеями и отдельными выдающимися личностями (социол.).

    3. То же, что субъективность (книжн.). Проявить в споре излишний субъективизм.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта [субъект I] в процессе познания и в общественной деятельности (в философии).

    II

    м.

    Личное, субъективное отношение к чему-либо, субъективно-ограниченное суждение о чем-либо; субъективность.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    филос. subjectivismсубъект|ивизм - м. subjectivism;
    ~ивный subjective.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Русско-английский словарь математических терминов

    m.subjectivism

  19. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    субъективизм м филос. Subjektivismus ( - '' v i s - ] m неизм.

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м филос.

    Subjektivismus m неизм.

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. филос.

    subjectivisme m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. филос., книжн.

    subjetivismo m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. филос.

    soggetivismo m; subiettivismo книжн.

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Философская энциклопедия

    СУБЪЕКТИВИЗМ

    — убеждение в полной субъективности не только оценок, но и описаний; отказ от требования стремиться к максимальной объективности в каких-то отдельных или даже во всех областях (в науке, морали, искусстве и т.д.). Противоположностью С. является объективизм — требование полной объективности как описаний, так и оценок, уверенность в том, что такая объективность в каких-то областях достигается.

  31. Источник: Философская энциклопедия



  32. Энциклопедический словарь

    СУБЪЕКТИВИ́ЗМ -а; м.

    1. Филос. Мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности. Идти по линии субъективизма. С. в истории. Кто-л. стоит на позициях субъективизма.

    2. Субъективно-ограниченное воззрение на что-л., отсутствие объективности. С. в оценке событий. Кому-, чему-л. свойствен с. Преодолеть с. во взглядах на историю.

    Субъективи́стский (см.).

    * * *

    СУБЪЕКТИВИЗМ

    СУБЪЕКТИВИ́ЗМ, мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Энциклопедия социологии

    - англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и эпистемологичес-кая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания. 2. Теоретические взгляды (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.) на обществ, процесс, в к-ром личность, а не группа или класс является основной "единицей" обществ, структуры и истор. развития. 3. Личное пристрастное отношение к чему-либо.

  35. Источник: Энциклопедия социологии



  36. Толковый словарь по социологии

    - англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и эпистемологичес-кая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания. 2. Теоретические взгляды (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.) на обществ, процесс, в к-ром личность, а не группа или класс является основной "единицей" обществ, структуры и истор. развития. 3. Личное пристрастное отношение к чему-либо.

  37. Источник: Толковый словарь по социологии



  38. Большой Энциклопедический словарь

    СУБЪЕКТИВИЗМ
    СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  39. Источник: