Большая Советская энциклопедия

    Чапек (Čapek) Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, ‒ 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908‒13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918; «Сияющие глубины», 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

    Трагические события 1-й мировой войны 1914‒18 определили напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый прав по-своему»). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Ч. мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

    Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, ‒ о восстании роботов; слово «робот» придумано Ч.; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и сатирической утопий ‒ предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. порой сказывается заданность философских тезисов.

    В начале 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

    Во 2-й половине 20-х ‒ начале 30-х гг. Ч. сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба ‒ 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).

    Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе ‒ 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. ‒ роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Ч. «Мать» (1938).

    Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей «На стржи» и мемориальный музей на родине писателя.

    Соч.: Spisy br. Čapků, sv. I‒51, Praha, 1928-49; Dílo br. Čapků, sv. 1‒26, Praha, 1954-71; Výbor z díla K. Čapka, sv. 1-10, Praha, 1972‒74: в рус. пер. ‒ Собр. соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова], т. 1‒7, М., 1974‒ 1977; Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1‒5, М., 1958‒59; Избр., М., 1950; Об искусстве, Л., 1969.

    Лит.: Шевчук В. I., Карел Чапек. Антифашистськi твори, Ки©в, 1958: Малевич О., Карел Чапек. Критико-биографический очерк, М., 1968; Никольский С. В., Роман К. Чапека «Война с саламандрами», М., 1968; его же, Карел Чапек ‒ фантаст и сатирик, М., 1973; Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969; Волков А. Р., Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972; Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения, «Знамя», 1974, №6‒ 7; Mukařovský J., Kapitoly z české poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325‒400; Harkins W. E., Karel Čapek, N. Y.-L., 1962; Janaszek-Jwaničková H., Karol Čapek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962; Matuška A., Človek proti zkáze. Pckus о Karla Čapka, Praha, 1963.

    С. В. Никольский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Capek, Karel) (1890-1938), чешский писатель. Родился 9 января 1890 в Мале Сватоневице, Чехия. Изучал философию в Праге, Берлине и Париже; удостоен степени доктора философии в 1915. Мировую известность принесла Чапеку его драматургия, своим успехом обязанная умению автора рассуждать на серьезные темы с немалой долей юмора. В самой знаменитой пьесе Чапека R.U.R (R. U. R., 1921) едко высмеивается машинная - и машиноподобная - цивилизация. Написанная совместно с братом Йозефом комедия Из жизни насекомых (Ze ivota hmyzu, 1921) изобличает алчность, тунеядство, себялюбие и солдафонство. В пьесе Средство Макропулоса (Vc Makropulos, 1922) забавно доказывается утомительность вечной жизни. Пьесы Белая болезнь (Bl nemoc, 1937) и Мать (Matka, 1938) обращаются к теме диктатуры и войны, но им явно недостает юмора, столь характерного для предыдущих произведений Чапека, - видимо, потому, что они написаны в канун Второй мировой войны. Общественные вопросы, всегда занимавшие Чапека-драматурга, нашли выражение и в его романах. В Кракатит (Krakatit, 1924) изобретается взрывчатка, способная уничтожить весь мир; в Войне с саламандрами (Vlka s Mloky, 1935) обученные людьми морские чудовища угрожают самому существованию человечества. Знаменитая трилогия - Гордубал (Hordubal, 1933), Метеор (Povtro, 1934), Обыкновенная жизнь (Obyejn ivot, 1935) - посвящена проблемам частной жизни. Письма из Италии (Italsk listy, 1923), Английские письма (Anglick listy, 1924), Прогулка к испанцам (Vlet do panl, 1930), Открытки из Голландии (Obrzky z Holandska, 1932), Путешествие на Север (Cesta na Sever, 1936) - шутливые путевые дневники. Сказки и веселые истории (Bajky a podpovdky, 1932), Дашенка, или Житие щенка (Denka, ili ivot tnte, 1933) и Были у меня собака и кошка (Ml jsem psa a koku, 1939) - забавные рассказы для детей. В числе иных произведений: Адам творец (Adam Stvoitel, 1927), Фабрика Абсолюта (Tovrna na Absolutno, 1922), Беседы с Т.Г. Масариком (Hovory s TGM, 1930), Первая спасательная (Prvni parta, 1937), Вещи вокруг нас (Vci kolem ns, 1937), Рассказы из одного кармана; Рассказы из другого кармана (Povdky z jedn kapsy; Povdky z druhe kapsy, 1929), Год садовода (Zahradnkv rok, 1929) и Как это делается (Jak se co dla, 1938).

    ЛИТЕРАТУРА

    Бернштейн И.А. К. Чапек. М., 1969 Никольский С.В. Чапек - фантаст и сатирик. М., 1973 Чапек К. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1974-1977 К. Чапек в воспоминаниях современников. М., 1983 Чапек К. Сказки и веселые истории (перевод Б. Заходера). М., 1985

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ча́пек Карел

    (Čapek) (1890—1938), чешский писатель. Социально-фантастические произведения в духе антиутопии, в том числе драмы «R. U. R.» (1920), «Средство Макропулоса» (1922), романы «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) о катастрофической опасности дегуманизирующих тенденций цивилизации (в том числе научно-технического прогресса). В гротескно-фантастическом романе «Война с саламандрами» (1936), повести «Первая спасательная» (1937), драмах «Белая болезнь» (1937), «Мать» (1938) — сатирическое обличение милитаризма, фашистских расовых теорий. Детективно-юмористические сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана» (оба 1929), философско-юмористическая книга «Апокрифы» (1932). Очерки.

    * * *

    ЧАПЕК Карел

    ЧА́ПЕК (Capek) Карел (1890—1938), чешский писатель. Социально-фантастические произведения в духе антиутопии: пьесы «R. U. R.» (1920), «Средство Макропулоса» (1922), романы «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) о катастрофической опасности дегуманизирующих тенденций цивилизации (в т. ч. научно-технического прогресса); в романе «Война с саламандрами» (1936), повести «Первая спасательная» (1937), пьесах «Белая болезнь» (1937), «Мать» (1938) — сатирическое обличение милитаризма, фашистских расовых теорий. Рассказы, в т. ч. детективно-юмористическая книга «Апокрифы» (1932). Очерки.

  5. Источник: Энциклопедический словарь