Большая Советская энциклопедия

    I

    Кире́евский

    Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, — 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского (См. Киреевский). С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок «любомудров» (См. Любомудры), испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828). В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журнала «Европеец», привлек к нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. В 1845 некоторое время редактировал журнал «Москвитянин» (№ 1—3). Основные опубликованные сочинения — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские «умозрения» (восточные патристики (См. Патристика)), из которых, по К., и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её — духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача — «мысленное развитие»... «отношения веры к современной образованности» (см. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил К. видит источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться по К., переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей «…всем умственным развитием современного мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 в. К. оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19—начала 20 вв.

    Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—2, М., 1911.

    Лит.: Лясковский В., Братья Киреевские, СПБ, 1899; Душников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918; Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Русская философия 11—19 веков, Л., 1970 с. 237—43; MüIler E., Russischer Intellekt in europäischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Köln — Graz, 1966 (библ.); Goerdt W., Vergöttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophic von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; Gleason A., European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass) 1972.

    II

    Кире́евский

    Петр Васильевич [11(23).2.1808, с. Долбино Калужской губернии, — 25.10.(6.11).1856, деревня Киреевская Слободка Орловской губернии], русский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского (См. Киреевский). Славянофил. С 1830 под влиянием А. С. Пушкина и Н. М. Языкова, при их участии начал собирать народные песни. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячи текстов (исторические и лирические песни, былины и др.). В него вошли записи А. С. Пушкина, семьи Языковых, В. И. Даля, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова и многих др. При жизни К. был опубликован лишь сборник, содержащий Духовные стихи.

    Изд.: Песни, собранные Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74; тоже, Новая серия, в. 1, М., 1911; в. 2, ч. 1—2, М., 1918—1929; Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского, в кн.: Литературное наследство, т. 79, М., 1968,

    Лит.: Соймонов А. Д., Новые материалы о Пушкине и П. В. Киреевском, «Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка», 1961, т. 20, в. 2; его же, П. В. Киреевский и его собрание народных песен Л., 1971.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  3. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  4. Литературная энциклопедия

    Кире́евский

    Иван Васильевич (1806, Москва – 1856, Санкт-Петербург), русский прозаик, критик, философ. Один из основоположников славянофильства. В молодые годы пережил увлечение немецкой идеалистической философией, был активным участником Московского кружка любомудров. Как критик обратил на себя внимание статьёй «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828). Пребывание в Европе в 1830 г. привело Киреевского к мыслям о необходимости распространения в России идей западного прогресса и просвещения. С этой целью он предпринимает в 1831 г. издание журнала «Европеец». После выхода второго номера журнал был закрыт по личному повелению Николая I, усмотревшего в статье Киреевского «Девятнадцатый век» пропаганду революционных идей. Преследования со стороны властей совпали с внутренним кризисом мировоззрения Киреевского: уже в конце 1830-х гг. он становится активным пропагандистом идеи нац. исключительности России, считая, что для неё неприемлем исторический опыт европейских стран. В 1840-е гг. он по цензурным причинам публикует свои работы сравнительно редко, однако является неизменным участником устных дискуссий между западниками и славянофилами. Историко-философские труды Киреевского оказали огромное влияние на многих рус. мыслителей, причём как на революционных демократов (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский), так и на тех, кто был связан с традициями религиозной философии (Вл. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.). Основные работы Киреевского: «В ответ А. С. Хомякову» (1839), «Обозрение современного состояния словесности» (1845), «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852).

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    КИРЕЕВСКИЙ

    Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва,— 11(23). 6.1856, Петербург], рус. философ-идеалист, лит. критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние нем. идеалистич. философии. В «Обозрении рус. словесности за1829 год» охарактеризовал этапы развития рус. литературы нач. 19 в. и выделил реалистич. тенденции последнего, «пушкинского» периода. В1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Шлейермахера, Гегеля, Шеллинга, К. Риттера. В1832 К. предпринял издание журн. «Европеец», привлёк к нему лучшие лит. силы (в том числе А. С. Пушкина). Журнал был запрещён на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретич. занятиям; участвовал с нач. 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. Осн. опубл. соч. — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»(1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии»(1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение зап.-европ. рационализма, восходящего к католич. схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и вост.-христ. «умозрения» (вост. патристики), из которых, по К., и должна исходить самобытная рус. философия. Предпосылка её — духовнонравств. цельность личности, находящая своё выражение в религ. вере, а осн. задача — «мысленное развитие»..., «отношения веры к современной образованности» (см. ПСС, т. 1, М.,1911, с. 271, 253). В отходе от религ. начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении нознават. и моральных сил К. видит источник кризиса «европ. просвещения» и господства отвлечённого мышления в идеалистич. философии. Усвоение Россией достижений «европ. образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по К., переосмыслением их на основе правосл. учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере др.-рус. обществ. жизни и быта. Консервативно-утопич. идеал универс. православно-христ. культуры, овладевающей «...всем умств. развитием совр. мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных обществ.-политич. условий России сер. 19 в. К. оказал влияние на развитие рус. идеалистич. философии кон. 19—нач. 20 вв.

    ПСС, т. 1—2, М.,1911; Критика и эстетика, М., 1979.

    Лясковский В., Бр. Киреевские, жизнь и труды их, СПБ,1899; Л ушников А. Г., И. В. К., Казань,1918; Манн Ю., Путь И. К., в его кн.: Рус. филос. эстетика, М.,1969; Muller В., Russischer Intellekt in europaischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Koln—Graz,1966 (библ.); G o e r d t W., Vergottlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophie v. I. V. Kireevskij, Wiesbaden,1968; G lea son?., European and Muscovite, Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass.), 1972.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) - русский философ, литературный критик и публицист. Начинал как литературный критик. В 1820-х подружился с А. Хомяковым. Испытал влияние немецкой философии и немецкого романтизма (в 1831 был в Германии, слушал лекции Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга). С начала 1840-х - ведущий представитель славянофильства (хотя К. не всегда принимал термин «славянофил» и свою доктрину называл «православно-славянской» или «славянско-христианской»). Крупнейшие работы: «Девятнадцатый век» (1832; за эту статью был запрещен его журнал «Европеец»); «В ответ А.С. Хомякову» (1839); «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852, за эту работу был запрещен «Московский сборник», а К. отдан под гласный надзор полиции); «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856) и др. К. был уверен, что пришла «пора для России сказать свое слово в философии» и в основу этого «слова» он (как и Хомяков) положил духовную философию Восточных Отцов Церкви. Главная задача К. - задать направление самостоятельности русской философии, сделать ее самобытной на пути православного просвещения, которое мыслилось им как синтез восточно-христианской Истины (православия) и мирской мудрости просвещения. Условием подобного православного просвещения, по К., является цельность «внутреннего сосредоточия духа» человека, «главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, где разум, и воля, и чувство, и совесть, - и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и... восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости», которая не поддается разрушению грехом. Носитель православного просвещения противопоставляется К. человеку западной культуры и просвещенности, которые не способствуют собиранию личности в целое. Дух православия должен восполнить и исправить пороки Запада, где человек раздробляет свою личность на отдельные стремления и постоянно требует выбора: «раздвоенность и рассудочность - последнее выражение западной культуры», которая достигла своего апогея - «чувства недовольства и обманутой надежды». Эти выводы К. сделал на основе сравнительного анализа истоков «общественного и частного быта» Запада и России. В основе просвещенности Запада, по мнению К., лежали: христианство; варварский дух народов, разрушивших Римскую империю; наследие древнегреческой философии. Восточная просвещенность лишена третьего основания, которое своим рационализмом исказило первоначальное христианство и привело на Западе «к непомерному выпячиванию отвлеченно-рассудочной, формально-логической стороны деятельности человеческого сознания. Римская церковь не смогла противостоять наследию Древней Греции и Рима». Восточное же христианство (православие) пришло в Россию отфильтрованным Византией и сохранило полноту истины, которая, впоследствии, все же, согласно К., была искажена Стоглавым Собором 1551, реформами Петра I, некоторыми ересями, формализмом церковников. Исправить это положение следует в опоре на самобытность российской просвещенности, что невозможно без возрождения православного вероучения и его главной функции - способствовать достижению человеком цельности внутреннего бытия, основание которого «заключало бы в себе самый корень древнерусской образованности, а развитие состояло бы в сознании всей образованности западной и в подчинении ее выводов господствующему духу православно-христианского любомудрия». Путь русской философии К. видит не в отрицании западной мысли, а в ее преодолении через восполнение ее расчлененности и гиперболизированной рациональности (рассудочности), которые приводят западную культуру к крайним формам идеализма, оторванности от мира. Многие идеи К. стали программными для русской философии как у его апологетов, так и критиков. Философия К. замечательна сочетанием трезвого анализа и интуитивизма, веры в будущее и консерватизма, реализма и утопизма, что не делает ее эклектичной, а искренней. Именно К. и др. славянофилы стояли у истоков русской философии 19-20 вв.

  9. Источник: Новейший философский словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    Иван Васильевич (22.III.1806 - 11.VI.1856) - рус. литератор, критик, философ. Брат П. В. Киреевского. Из дворян Тульской губ. В 1822-1824 слушал лекции в Моск. ун-те. В печати стал выступать с 1828. В 1830 вместе с братом Петром слушал лекции в ун-тах Берлина и Мюнхена, завязал знакомство с Гегелем и Шеллингом. В 1832 издавал журн. "Европеец", запрещенный цензурой на 2-м номере. С 1839 К. вместе с А. С. Хомяковым стал одним из гл. деятелей среди славянофилов; активно участвовал в спорах западников и славянофилов. В 1845 редактировал журн. "Москвитянин" (No 1-3). Статья К. "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" в "Моск. сборнике" (1852) явилась для цензуры поводом к запрещению 2-го тома сборника. Наиболее полно взгляды К. изложены в ст. "О необходимости и возможности новых начал для философии" ("Рус. беседа", 1856, No 2). Они типичны для славянофилов. Религиозно-идеалистич. философия К. имела глубоко консервативный характер.

    Соч.: Полное собр. соч., т. 1-2, М., 1911.

    Лит.: Писарев Д. И., Русский Дон-Кихот, Соч., т. 1, М., 1955; Виноградов П., И. В. Киреевский и начало моск. славянофильства, "Вопросы философии и психологии", 1892, кн. 11; Плеханов Г. В., И. В. Киреевский, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Галактионов А. A., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1963; Walicki A., Rosyjskie slowianofilstwo a filozofia heglowska, Warsz., 1962.

    С. С. Дмитриев. Москва.

    2

    .

    Петр Васильевич (11.II.1808 - 25.Х.1856) - рус. литератор, фольклорист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. В выработке ист. воззрений славянофилов сыграла важную роль статья К. "О древней рус. истории. (Письмо к М. П. Погодину)" ("Москвитянин", 1845, No 3), в к-рой дана критика взглядов М. П. Погодина. Более четверти века (1830-56) К. посвятил собиранию нар. песен. Привлек к этому А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. И. Даля, Аксаковых и др. Всего К. собрал более 10 тыс. песен, но в тяжелых условиях цензуры при его жизни напечатана только 31 песня. К. видел в нар. песнях наиболее чистое проявление "национального духа".

    Соч.: Песни, собранные П. В. Киреевским (в. 1-10), М., 1860-74; то же, Новая серия, в. 1-2 (ч. 1-2), М., 1911-29; Письма П. В. Киреевского к Н. M. Языкову, ред., вступ. ст. и коммент. М. К. Азадовского, М.-Л., 1935.

    Лит.: Гершензон М. О., Образы прошлого, М., 1912; Соколов Ю., Из 30-х годов (Два письма братьев Киреевских к Шевыреву), "ГМ", 1914, No 7; Азадовский М. К., Литература и фольклор, Л., 1938; его же, История рус. фольклористики, М., 1958.

    С. С. Дмитриев. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия