Большая Советская энциклопедия

    (франц. refrain)

    1) в поэзии — повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного Куплета, когда Р. разрастается до целой строфы, он обычно называется Припевом. Р. и припев развились в народной лирике, где запев исполнялся обычно солистом, а Р. хором; отсюда они перешли в письменную литературу, преимущественно в жанрах, рассчитанных на пение или стилизованных под фольклор. На Р. построены такие твёрдые стихотворные формы, как Триолет, рондель, Рондо, французская Баллада и т.п. 2) В музыке — тема инструментального или вокального произведения, проходящая не менее трёх раз и композиционно его скрепляющая. Р. характерен для рондо и рондообразных форм. Иногда он становится лейттемой (см. Лейтмотив), проведения которой связаны с воплощением в сочинении особо важной идеи.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. рефре́н;
    2. рефре́ны;
    3. рефре́на;
    4. рефре́нов;
    5. рефре́ну;
    6. рефре́нам;
    7. рефре́н;
    8. рефре́ны;
    9. рефре́ном;
    10. рефре́нами;
    11. рефре́не;
    12. рефре́нах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    РЕФРЕ́Н, -а, муж. (спец.).

    1. Стих 1 или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении. Однообразный р. (также перен.: о частом повторении одного и того же).

    2. Тема музыкального произведения, повторяющаяся в нём и скрепляющая его строение.

    | прил. рефренный, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1. лит.

    Стих или группа стихов, повторяющихся в стихотворении.

    2. муз.

    Часть вокального произведения куплетной формы, повторяющаяся в неизменном виде; припев.

    Смелая, бойкая была песенка, и ее мелодия была веселая, — было в ней две-три грустные ноты, но они исчезали в рефрене, исчезали во всем заключительном куплете. Чернышевский, Что делать?

    [франц. refrain]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    РЕФРЕ́Н, рефрена, муж. (франц. refrain) (лит.). Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или строфы.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Один или несколько повторяющихся стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении.

    2.

    Часть вокального произведения куплетной формы, повторяющаяся в неизменном виде; припев I 1..

    3.

    Главная тема рондо, многократно повторяющаяся в чередовании с различными эпизодами.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    РЕФРЕН (французское refrain - припев), 1) в поэзии - повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка; употребителен в фольклоре и в выросших из него жанрах. На рефрене построен ряд стихотворных форм (триолет, рондо). 2) (Музыкальное) в рондо и рондо-сонате раздел, излагающий основную тему и повторяющийся наподобие припева.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    лит. refrain, burden

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    рефренChorus

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м лит.

    Refrain m, pl -s, Kehrreim m

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    рефрен м лит. Refrain ( r e '' f r W: ] m 1, pl -s, Kehrreim m 1a

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    (припев) refrain m

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    (припев) estribillo m

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. лит. муз.

    ritornello; rafrain фр.

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Литературная энциклопедия

    Рефрен

    РЕФРЕН — см. Припев.

  29. Источник: Литературная энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    РЕФРЕ́Н -а; м. [франц. refrain] Спец. Стих или группа стихов, повторяющихся в стихотворении или песне; припев. Повторять р. трижды. Однообразный р. (также: о частом повторении одного и того же).

    Рефре́нный, -ая, -ое. Р-ые строки песни.

    * * *

    рефре́н

    (франц. refrain), 1) в поэзии повторяющаяся часть куплета песни, обычно её последняя строка; употребителен в фольклоре и выросших из него жанрах. На рефрене построен ряд твёрдых форм (триолет, рондо́).2) В рондо и близких ему музыкальных формах повторяющийся раздел, в котором излагается основная тема.

    * * *

    РЕФРЕН

    РЕФРЕ́Н (франц. refrain),

    1) в поэзии — повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка; употребителен в фольклоре и выросших из него жанрах. На рефрене построен ряд твердых форм(см. ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ) (триолет(см. ТРИОЛЕТ), рондо(см. РОНДО (в стихосложении)) ).

    2) В рондо(см. РОНДО (в музыке)) и близких ему музыкальных формах — повторяющийся раздел, в котором излагается основная тема.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (франц. refrain - припев) - термин, введённый для обозначения повторений окончания строфы (одной или неск. строк, порой и одного слова) в песенных формах 12-16 вв. Такие Р. характерны для баллад, франц. рондо, виреле, итал. вилланеллы и фроттолы, исп. вильянсико, использовались также в лаудах, кантатах и др. Р. широко применялись и в позднейших песенных формах. В сов. музыковедении в этом смысле используется термин припев, тогда как термин "Р." применяется почти исключительно для обозначения темы инстр. или вок. произв., проходящей не менее 3 раз и композиционно его скрепляющей. В рондо это гл. тема, проведения к-рой создают его общий структурный каркас. В рондообразных формах это также неоднократно звучащая тема. Р. иногда принимает облик лейттемы (см. Лейтмотив), проведения к-рой связаны с воплощением особо важной идеи; лейттема подчиняет себе развитие остального тематич. материала или по крайней мере оказывает на него существ. воздействие. Примером может служить фанфарная тема вступления в 1-й части 4-й симфонии Чайковского. Когда одна из тем муз. произв. (особенно крупного) становится Р., это не только её выделяет, но и способствует структурному единству целого.

    Литература: см. при статьях Рондо и Форма музыкальная.В. П. Бобровский.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Музыкальный словарь

    Сохранилось предание, что в Древнем Риме один из членов Сената каждое свое выступление, на какую бы тему оно ни было, заканчивал словами: «Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Эти слова можно определить как неизменный рефрен всех его речей. Что же такое рефрен (по-французски refrain -- припев)? Так принято называть раздел музыкального произведения, который совершенно без всяких изменений повторяется не меньше трех раз. Синоним рефрена -- припев в песне. Само же слово «рефрен» применяется, как правило, по отношению к форме рондо, которая ведет свое происхождение от куплетной песни. Не нужно путать рефрен с репризой. Они похожи, но реприза, хотя и звучит как повторение экспозиции, иногда является повторением неточным и, кроме того, не образует трехкратного повторения.

  35. Источник: Музыкальный словарь