анахоретство, отказ из религиозных побуждений от общения с людьми; выражается в уходе в пустынные места. В древности О. как спорадическое явление встречалось в иудаизме (у ессеев), в практике последователей позднеантичных философских школ (неоплатоники); более распространённым явлением О. было в религиях Индии, Китая, Японии и других стран Востока (например, в буддизме, даосизме). Особенного развития оно достигло у христиан. Зародилось в христианстве в 3 в. (в пустынях Египта) и было вызвано стремлением избежать гонений со стороны римских императоров; первый из известных христианских отшельников (анахоретов) — Павел Фиванский, который ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан императором Децием. В начале 4 в. христианские отшельники, следуя примеру Антония (См. Антоний) Великого, Пахомия (См. Пахомий) и других аскетов, стали уходить в египетскую пустыню Фиваиду; в том же веке О. распространилось в Палестине, Каппадокии, Армении, затем в Галлии, Испании, Италии. В средние века О. постепенно стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное её контролю О.
ОТШЕ́ЛЬНИЧЕСТВО, -а, ср. Жизнь, образ жизни отшельника.
| прил. отшельнический, -ая, -ое.
-а, ср.
Отшельническая жизнь.
[Поэт И. Дмитриев] проводил вечера один, с книгами. Такое отшельничество было для него несколько тяжело в его последние годы. М. Дмитриев, Мелочи из запаса моей памяти.
ОТШЕ́ЛЬНИЧЕСТВО, отшельничества, мн. нет, жен. (книжн.).
ср.
1.
Положение, состояние отшельника.
2.
Пребывание в положении отшельника; отшельническая жизнь.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, аскетическое отречение от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей. Существует в буддизме, иудаизме. В христианстве отшельничество известно с 3 в., постепенно оно превращается в один из важнейших церковных институтов - монашество. В православии отшельничество - форма монашеского, "скитского" или "пустынного" жития, уединения, связанного с добровольным принятием дополнительных аскетических обетов (усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества).
отшельничество с Einsiedlerleben n 1
с
Einsiedlerleben n
с.
vie f d'ermite(или d'anachorète)
с.
ascetismo m, vida de eremita (de anacoreta)
с.
vita da anacoreta / eremita
ОТШЕ́ЛЬНИЧЕСТВО -а; ср. Отшельническая жизнь.
* * *
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВООТШЕ́ЛЬНИЧЕСТВО (пустынножительство, анахоретство), жизнь в уединении, главным образом по аскетическим мотивам (см. Аскеза(см. АСКЕЗА)); древнейшая из двух основных форм христианского монашества(см. МОНАШЕСТВО). Отшельничество известно во многих культурах. В христианстве возникло в 3 в. в пустынях Египта; согласно традиции первым отшельником был Павел Фивейский (ум. 341). Наиболее известным является св. Антоний Великий(см. АНТОНИЙ Великий), вокруг которого сложились крупные общины последователей — эремитории. Отшельничество было широко распространено в православном монашестве (столпничество, пещерные монастыри, лавры(см. ЛАВРЫ), затворничество, скиты).
В Западной Европе идеалы отшельнической жизни в уединении, в сочетании с общежитийным укладом оказали влияние на итальянские ордена камальдолийцев (основан св. Ромуальдом Равеннским, 950—1027, в Камальдоли), валломброзианцев (основан Иоанном Гвальбертом, 990—1073, в Валломброзе), а также на картузианцев(см. КАРТУЗИАНЦЫ) и цистерцианцев(см. ЦИСТЕРЦИАНЦЫ).
отказ из религ. побуждений от общения с людьми. Зачатки О. в первобытном обществе выражались в более или менее продолжительной самоизоляции для "общения с духами". В древности О. как спорадич. явление встречается в иудаизме (эссеи), в практике позднеантич. филос. школ (неоплатоники). Более регулярным явлением О. стало в религиях Индии, Китая, Японии и др. стран Востока (напр., в буддизме, даосизме) и особенно в христианстве. О. у христиан зародилось в 3 в. в Египте, в значит. мере было вызвано стремлением избежать гонений Рим. империи (первый из известных христ. отшельников-анахоретов Павел Фиванский ушел в пустыню от преследований христиан имп. Децием (249-251)). С легализацией христианства О. достигло большого размаха как реакция низов на "обмирщение" церкви; церковь умело использовала О. для перевода нар. недовольства в безопасное русло. В нач. 4 в. отшельники стали заселять егип. пустыню Фиваиду по примеру Антония Великого, Пахомия и др. аскетов. В том же веке О. распространилось в Палестине, Каппадокии, М. Азии, Армении, позднее в Галлии, Испании, Италии. С самого возникновения О. положение отшельника оказалось противоречивым: благодаря ореолу святости он привлекал к себе людей и т. о. оказывался вовлеченным в те самые социальные связи, от к-рых стремился уйти. Это противоречие ярко проявилось в деятельности столпников, для к-рых столп (колонна с открытой площадкой, на к-рой значит. время пребывали столпники) одновременно являлся средством самоизоляции и кафедрой, с к-рой удобно обращаться с проповедями к народу (столпники Бл. Востока - Симеон (5 в.), Даниил (5 в.), на Руси - Никита Переяславский (12 в.), Савва Вишерский (15 в.) и мн. др.). В ср. века постепенно О. стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное ее контролю О. С 13 в. на З. О. стало спорадич. явлением, его сменило нищенствующее монашество. В России архаич. форма О. была возрождена в 17 в. старообрядцами.
Лит.: Heussi К., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen, 1936; Draguet R., Les Peres du désert; P., 1949; Leipoldt J., Griechische Philosophie und frühchristliche Askese, В., 1961.
С. С. Аверинцев. Москва.
- англ. hermitage; нем. Einsiedelei. Распространенный в ряде религий аскетический образ жизни, связанный с самоизоляцией, отречением от мира, общества и семьи, уединением в пустынных местах.
-англ. hermitage; нем. Einsiedelei. Распространенный в ряде религий аскетический образ жизни, связанный с самоизоляцией, отречением от мира, общества и семьи, уединением в пустынных местах.