Большая Советская энциклопедия

    Доберваль (Dauberval) Жан [настоящая фамилия ‒ Берше (Bercher)] (19.8.1742, Монпелье, ‒ 14.2.1806, Тур), французский артист балета, балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1761 дебютировал в Париже в оперном театре, с 1770 ведущий танцовщик, с 1773 балетмейстер этого театра. В 1785‒91 работал в Бордо (с небольшими перерывами). Д. был балетмейстером-новатором, продолжал учение Новера, развивал принципы выразительного действенного танца, подчиняя все танцевальные средства единому замыслу. Впервые в балетах Д. героями стали люди из народа. В постановках широко использовал народные танцы. В творчестве Д. воплотились демократические тенденции искусства периода Великой французской революции. Постановки Д. пользовались большой популярностью. Среди балетов, поставленных Д., «Тщетная предосторожность» на сборную музыку (1789), который сохраняется в репертуаре балетных трупп до настоящего времени. Учениками Д. были выдающиеся танцовщики и балетмейстеры К. Блазис, С. Вигано, Ш. Дидло.

    Лит.: Слонимский Ю., «Тщетная предосторожность», Л., 1961.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Доберва́ль Жан

    (Dauberval), настоящая фамилия Берш (Bercher) (1742—1806), французский артист балета, балетмейстер. Ученик и последователь реформатора танца Ж. Ж. Новера. Стремился к соединению танца с пантомимой, широко использовал народный и бытовой танец. Самая известная постановка — балет «Тщетная предосторожность» (1789).

    * * *

    ДОБЕРВАЛЬ Жан

    ДОБЕРВА́ЛЬ (Dauberval) Жан (наст. фам. Берше, Bercher) (1742—1806), французский артист балета, балетмейстер. Ученик и последователь реформатора танца Ж. Ж. Новера. Стремился к соединению танца с пантомимой, широко использовал народный и бытовой танец. Его балет «Тщетная предосторожность» сохраняется в репертуаре многих театров мира.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Берше; 1742–1806) – франц. артист балета, балетмейстер. Ученик и последователь реформатора танца Ж.Ж. Новера. Стремился к соединению танца с пантомимой, широко использовал нар. и бытовой танец. Его балет «Тщетная предосторожность» сохраняется в репертуаре мн. т-ров мира.

  5. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов