Большая Советская энциклопедия

    (собственное имя — Намхайчжамцо)

    (1599, Западная Монголия, — сентябрь 1662), политический и церковный деятель Джунгарии и Восточной Монголии. Выходец из хошутской аристократии. В 17-летнем возрасте был посвящен в ламы и отправлен в Тибет, где изучал буддийское вероучение. В 1639 З.-П. вернулся к ойратам и восточным монголам, чтобы проповедовать Буддизм. Перевёл на монгольский язык около 200 сочинений. В 1648 З.-П. реформировал старую монгольскую письменность, создав ойратское письмо «todo bičig» («ясное письмо») и приблизив его к разговорному языку. В 1640 участник съезда князей, на котором был утвержден свод монгольско-ойратских законов («Цааджийнбичиг»). Умер от паралича на пути в Тибет. Биография З.-П. написана его учеником Раднабаторой (1690).

    Лит.: Голстунский К. Ф,. Монголо-ойратские законы 1640 г., СПБ, 1880, прим. с. 121—30 (изложение биографии); Бадмаев А. В., Зая-Пандита, Элиста, 1968; Ринчэн, Ойратские переводы с кит., «Rocznik oricntalistyczny», Warszawa, 1966, v. 30, z. I, p. 59-73.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЗАЯ-ПАНДИТА (1599-1662) - проповедник буддизма в Джунгарии и Вост. Монголии; реформировал монгольскую письменность.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ЗАЯ-ПАНДИТА (1599 - 1662), проповедник буддизма в Джунгарии и Восточной Монголии; реформировал монгольскую письменность.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    За́я-Панди́та

    (1599—1662), проповедник буддизма в Джунгарии и Восточной Монголии; реформировал монгольскую письменность.

    * * *

    ЗАЯ-ПАНДИТА

    ЗА́Я-ПАНДИ́ТА (1599—1662), проповедник буддизма в Джунгарии и Вост. Монголии; реформировал монгольскую письменность.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (собств. имя - Намхайчжамцо) (1599 - сент. 1662) - деятель буддийской церкви в Монголии. В 17-летнем возрасте принял монашеские обеты и отправился в Тибет, где изучал буддийское вероучение. После длит. пребывания в Лхасе З.-П. по указанию далай-ламы вернулся в 1639 к вост. монголам и ойратам, чтобы проповедовать буддизм. Для этого он перевел с тибетского 170 соч. различ. содержания. З.-П. была создана ойратская письменность, известная под назв. "todo bicig" ("ясное письмо"), отражающая разговорный яз. В 1640 - участник съезда монг. князей, на к-ром был утвержден законодат. устав (цааджин бичиг). В 1650-52 совершил вторую поездку в Тибет. Биография З.-П., написанная его учеником: Раднабатором в 1690, содержит много ист. сведений.

    Лит.: Голстунский К. Ф., Монголо-ойратские законы 1640 г., СПБ, 1880, прим., с. 121-30 (изложение биографии З.-П.); Če. Damdinsürüng, Mongjol uran jokiyal-un degeji Jajun b'ilig. (Сто образцов монг. лит-ры), Ulaanbaatar, 1959, с. 320-34 (биография З.-П. и прим.).

    Н. П. Шастина. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: