Большая Советская энциклопедия

    Мордюкова Нонна (Ноябрина) Викторовна (р. 25.11.1925, станица Константиновская Донецкой обл.), русская советская киноактриса, народная артистка СССР (1974). Окончила в 1950 актёрский факультет ВГИКа (мастерская Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой). Работает в Центральной студии киноактёра. Будучи студенткой, дебютировала в кино в роли Ульяны Громовой («Молодая гвардия», 1948, по А. А. Фадееву; Государстсвенная премия СССР, 1949). Актрисе близки драматические образы цельных, нравственно сильных и душевно щедрых женщин. Она создаёт глубоко национальные русские характеры. Лучшие роли: Стеша («Чужая родня», 1956), Саша Потапова («Простая история», 1960), Доня Трубникова («Председатель», 1965), Федосья Угрюмова («Русское поле», 1972), Антонина Каширина («Возврата нет», 1974). Играла также Белотелову в «Женитьбе Бальзаминова» (1965, по А. Н. Островскому), Глафиру Огрехову в «Журавушке» (1969). В 1972 за участие в фильме «Молодые» (1970, роль Дарьи Васильевой) получила диплом Всесоюзного фестиваля фильмов о труде и рабочем классе в г. Горьком. Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1973). Награждена орденом «Знак Почёта».

    Лит.: Левшина И. С., Нонна Мордюкова, [М., 1967].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МОРДЮКОВА Нонна (Ноябрина) Викторовна (р. 1925) - российская киноактриса, народная артистка СССР (1974). Снималась в фильмах: "Молодая гвардия", "Чужая родня", "Простая история", "Женитьба Бальзаминова", "Возврата нет", "Журавушка", "Русское поле", "Трясина", "Родня", "Комиссар" и др. Государственная премия СССР (1949).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    МОРДЮКОВА Нонна Викторовна

    МОРДЮКО́ВА Нонна (Ноябрина) Викторовна (25 ноября 1925, станица Отрадная, Краснодарский край(см. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ) — 6 июля 2008, Москва) — российская киноактриса, народная артистка СССР (1974), лауреат Сталинская премии (1949), Государственной премии РСФСР (1973), Государственной премии Российской Федерации (2001).

    По официальным данным Нонна Мордюкова родилась в станице Константиновской Донецкой области(см. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ), но такого населенного пункта в Донецкой области нет. Сама актриса утверждала, что она родилась в станице Отрадной на Кубани. Детство и юность она провела в городе Ейске. После окончания актерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (1950, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) Нонна Мордюкова была принята в штат Театра-студии киноактера (1950—1991). Еще в студенческие годы она снялась в роли Ульяны Громовой («Молодая гвардия», 1948), которая принесла молодой актрисе известность и Сталинскую премию (1949). Тогда же Нонна Мордюкова вышла замуж за Вячеслава Тихонова, с которым прожила в браке 13 лет. Их сын, Владимир Тихонов также стал киноактером. В 1950-х годах Нона Мордюкова снималась в амплуа «простой русской женщины», в основном в ролях второго плана — «Екатерина Воронина» (1957), «Отчий дом», «Все начинается с дороги» (1959), и в эпизодах — «Добровольцах» (1958). Главные роли молодых деревенских женщин в фильмах М.А. Швейцера «Чужая родня» (1956, роль Стеши) и Ю.П. Егорова «Простая история» (1960, роль Саши Потаповой) отмечены глубиной и неординарностью. Мотив послевоенного женского одиночества в «Простой истории» Нона Мордюкова преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. С большой силой звучит этот мотив в «Председателе» (1964, роль Дони Трубниковой) А.А. Салтыкова — с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою. Актрисе были близки драматические образы цельных, нравственно сильных и душевно щедрых женщин. Она создавала глубоко национальные русские характеры.

    Одной из вершин творчества актрисы стала главная роль в фильме А. Аскольдова «Комиссар» (1967), где метафорическая суть ее игры составляет саму поэтику картины. Несовпадение сущности героини и взятой ею на себя социальной роли стало источником трагедии. В этот же период Нона Мордюкова создала ряд блистательных комедийных работ, представляющих пародийный отыгрыш собственных ролей («Женитьбы Бальзаминова», 1964, роль Белотеловой; «Тридцать три», 1965; «Бриллиантовая рука», 1968). В конце 1960-х — середине 1970-х годов Нонна Мордюкова снималась по преимуществу в мелодрамах: «Журавушка» (1968, роль Глафиры Огреховой), «Молодые» (1970, роль Дарьи Васильевой), «Русское поле» (1972, роль Федосьи Угрюмовой), «Возврата нет» (1974, роль Антонины Кашириной), «Семья Ивановых» (1976). Эти фильмы неизменно имели зрительский успех. Но одна из самых значительных работ актрисы — роль матери дезертира в фильме Г.Н. Чухрая(см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович) «Трясина» (1977) — осталась почти незамеченной. Этот фильм представляет трагическую антитезу «Радуги» М.С. Донского: историю матери, не выдержавшей искушения и не отдавшей в качестве спасительной жертвы свое дитя. Как и в «Комиссаре», трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостасей героинь Мордюковой: здесь мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. За этой ролью последовал блистательный трагикомический отыгрыш в фильме Н.С. Михалкова «Родня» (1982). После этой роли появления Ноны Мордюковой на экране становятся эпизодическими и случайными. Наиболее значительной работой в поздние годы стала главная роль в фильме Д.Е. Евстигнеева «Мама» (1999). За все время своей творческой карьеры Нонна Мордюкова снялась более чем в 50 фильмах.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    МОРДЮКОВА Нонна Викторовна (Ноябрина) (р. 27 ноября 1925, станица Константиновская, Донецкая область), российская актриса; народная артистка СССР (1974). Сталинская премия (1949), государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1973).

    Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» (Who is who) включена в десятку самых выдающихся актрис 20 века (1992).

    Окончила ВГИК (1950, мастерская Б. Бибикова (см. БИБИКОВ Борис Владимирович) и О. Пыжовой (см. ПЫЖОВА Ольга Ивановна)). В 1950—1991 — актриса Театра-студии киноактера. Еще учась во ВГИКе снялась в роли Ульяны Громовой («Молодая гвардия», 1948), которая сделала ее знаменитой. В 1950-е «оттепельные» годы снималась в амплуа «простой русской женщины» в картинах бытового плана. Одним своим присутствием Мордюкова «утяжеляет» роль, переводит ее из бытового жанра в более высокий регистр. Поэтому, вероятно, большая часть ее работ в те годы — вторые женские роли: «Екатерина Воронина» (1957), «Отчий дом», «Все начинается с дороги» (1959) или даже эпизоды, как в «Добровольцах» (1958). Между тем каждая из этих ролей Мордюковой сразу же занимает все пространство экрана. В кадре ли, в эпизоде — она неизменно оказывается его основным содержанием.

    Первые ее главные роли молодой деревенской женщины в фильмах М. А. Швейцера (см. ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович) «Чужая родня» (1956) и Ю. П. Егорова (см. ЕГОРОВ Юрий Павлович) «Простая история» (1960) отмечены глубиной и неординарностью. Мотив послевоенной женской неприкаянности, бабьего одиночества в «Простой истории» игра Мордюковой преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. С еще большей силой звучит этот мотив в «Председателе» (1964) А. А. Салтыкова (см. САЛТЫКОВ Алексей Александрович) — с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою.

    Апофеозом же Мордюковой становится главная роль в фильме А. Аскольдова (см. АСКОЛЬДОВ Александр Яковлевич) «Комиссар» (1967), где эта метафорическая суть творчества актрисы выходит наружу, составляя саму поэтику картины. Несовпадение глубинной сущности героини и взятой ею на себя социальной роли тут выступает источником трагедии. То, что эпоха оказалась не в силах принять эту работу, так же примечательно, как и то, что в этот период Мордюкова создает ряд блистательных комедийных работ, представляющих своего рода пародийный отыгрыш собственных главных тем («государственные дамы» в «Тридцать три», 1965, Г. Н. Данелии (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич) и «Бриллиантовой руке», 1968, Л. И. Гайдая (см. ГАЙДАЙ Леонид Иович), истомившаяся в своем вдовстве купчиха из «Женитьбы Бальзаминова», 1964, К. Н. Воинова (см. ВОИНОВ Константин Наумович) по мотивам комедий А. Н. Островского).

    В конце 1960-х — середине 1970-х годов Мордюкова снимается по преимуществу в мелодрамах: «Журавушка» (1968), «Молодые» (1970), «Русское поле» (1972), «Возврата нет» (1974), «Семья Ивановых» (1976). Сами по себе эти фильмы, имевшие зрительский успех, представляют интерес все же лишь как ступени к новой вершине ее творчества (снова почти незамеченной) — роли матери дезертира в фильме Г. Н. Чухрая (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович) «Трясина» (1977). Этот фильм представляет, по сути, трагическую антитезу знаменитой «Радуги» М. С. Донского, учителя Чухрая: историю матери, не выдержавшей искушения и не отдавшей в качестве спасительной жертвы свое дитя. Мелодраматический сюжет здесь возвышается до трагедийной и, по существу, религиозной мистерии о несостоявшемся спасении мира. Вновь, как и в «Комиссаре», трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостасей героинь Мордюковой: здесь уже мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. И вновь за этой ролью следует блистательный и горький трагикомический отыгрыш актрисы в фильме Н. С. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич) «Родня» (1982). После этой роли появления Мордюковой на экране становятся эпизодическими и случайными: актриса одной из первых ощутила исчезновение экранной реальности отечественного кино. В 1998 снялась в главной роли в фильме Д. Е. Евстигнеева (см. ЕВСТИГНЕЕВ Денис Евгеньевич) «Мама». После триумфального выхода на экраны мира фильма «Комиссар» в конце 1980-х годов Мордюкова была признана в Британии одной из 10 крупнейших актрис столетия.

    1948 МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ актриса

    1952 ВОЗВРАЩЕНИЕ ВАСИЛИЯ БОРТНИКОВА актриса

    1953 КАЛИНОВАЯ РОЩА актриса

    1955 ЧУЖАЯ РОДНЯ актриса

    1957 ЕКАТЕРИНА ВОРОНИНА актриса

    1958 ДОБРОВОЛЬЦЫ актриса

    1959 ВАНЬКА (см. ВАНЬКА (1959)) актриса

    1959 ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДОРОГИ актриса

    1959 ОТЧИЙ ДОМ актриса

    1959 ХМУРОЕ УТРО (см. ХМУРОЕ УТРО (1959)) актриса

    1960 ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ (см. ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ (1960)) актриса

    1962 ПАВЛУХА актриса

    1963 СЕКРЕТАРЬ ОБКОМА актриса

    1964 ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (см. ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (1964)) актриса

    1964 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ актриса

    1965 ТРИДЦАТЬ ТРИ (Ненаучная фантастика) актриса

    1966 ДЯДЮШКИН СОН (см. ДЯДЮШКИН СОН (1966)) актриса

    1967 КОМИССАР актриса

    1968 БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА актриса

    1968 ЖУРАВУШКА актриса

    1969 ГОРИ ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА актриса

    1970 БАЛЛАДА О БЕРИНГЕ И ЕГО ДРУЗЬЯХ актриса

    1970 СЛУЧАЙ С ПОЛЫНИНЫМ актриса

    1971 МОЛОДЫЕ актриса

    1971 РУССКОЕ ПОЛЕ актриса

    1972 СТРАДАНИЯ МОЛОДОГО ГЕРКУЛЕСОВА актриса

    1973 ВОЗВРАТА НЕТ актриса

    1973 ДВА ДНЯ ТРЕВОГИ актриса

    1974 ЛЕВ ГУРЫЧ СИНИЧКИН актриса

    1975 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ актриса

    1975 СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ актриса

    1977 ИНКОГНИТО ИЗ ПЕТЕРБУРГА актриса

    1977 ТРЯСИНА («Нетипичная история») актриса

    1979 ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ актриса

    1981 РОДНЯ актриса

    1982 ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ актриса

    1982 ЭТЮД ДЛЯ ДОМИНО С РОЯЛЕМ актриса

    1986 ОТ ЗАРПЛАТЫ ДО ЗАРПЛАТЫ актриса

    1987 ДОЧЕНЬКА актриса

    1987 ССУДА НА БРАК актриса

    1988 ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА актриса

    1989 ЗИМА В РАЮ актриса

    1991 БЕГУЩАЯ МИШЕНЬ актриса

    1992 ЛУНА-ПАРК актриса

    1995 ШИРЛИ-МЫРЛИ актриса

    1999 МАМА (см. МАМА (1999)) актриса

    2000 НЕТ СМЕРТИ ДЛЯ МЕНЯ персонаж фильма

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: