Большая Советская энциклопедия

    (от греч. еuangélion, буквально — благая весть)

    раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе (См. Христос). Е. разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав Нового завета (См. Новый завет), и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Е. — один из главных источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Е. либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов (См. Апостолы). Канонических Е. четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ которых в общих чертах совпадает, называются синоптическими (от греч. sýnopsis — совместное обозрение); четвёртое Е., сильно отличающееся от синоптических, Е. Иоанна. Из синоптических Е. наиболее краткое — Марка. Е. Марка послужило источником для Е. Луки и Матфея. Помимо того, в Е. Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно называется в научной литературе Q, от нем. Quelle — источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е. Иоанна — самое позднее из канонических, однако некоторые современные учёные (например, В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относительной древности способствовало то обстоятельство, что именно это Е. содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей; см. Мёртвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Е. спорен. Как церковная традиция, относящая Е. Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда исследователей (например, советского исследователя Р. Ю. Виппера), по которой Е. возникли после середины 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е. некоторых намёков на иудейское восстание 66—70 следует, что Е. появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Е. Иоанна, датируемый около 125. Скорее всего Е. складываются на рубеже 1—2 вв. (некоторые места из Е. использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период; Е. Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четверти 2 в.). Место составления Е. также дискуссионно. Канонические Е. не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины; Е. Марка содержит значительное число латинизмов (христианский богослов рубежа 2—3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме); возникновение Е. Матфея и Иоанна в научной литературе связывают обычно с Сирией (вопреки церковной традиции, относящей написание Е. Иоанна к Эфесу); запись Е. Луки относят к разным местам — от Кесарии до Рима. Авторы Е. неизвестны, а церковная традиция о них (в частности, приписывающая авторство Е. Иоанна «любимому ученику» Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е. предшествовали недошедшие записи так называемых логий (речений Иисуса Христа), которые могли быть составлены по-арамейски [среди апокрифических Е., найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Е. Фомы: это Е. содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с каноническим текстом), но никакого рассказа о его «земной биографии»]; «предъевангелие», состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.

    В Е. отразилось различие в тенденциях разных политических и этнических групп. В Е. Луки больше звучит осуждение богатых, в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е. Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Е. Матфея теснее связано с первоначальной еврейской средой, в которой складывалось христианство, тогда как Е. Луки избегает еврейской терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языческой среды. В Е. Иоанна, вероятно, нашли отражение некоторые идеи Гностицизма, чуждые синоптическим Е., оно во многом «рационализировано» — освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.

    Научная критика выявила большое количество противоречий как между разными Е. (особенно между Е. Иоанна и синоптическими), так и внутри отдельных Е. Например, по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3—4 года, а по Марку — 1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке — «на ровном месте». Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Е. Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: «Блаженны миротворцы», с другой — в уста Иисуса вложены слова: «Не мир пришёл я принести, а меч»; в том же Е. брак объявляется нерасторжимым («что бог сочетал, того человек да не разлучает»), вместе с тем обещается «жизнь вечная» тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Е. Луки выражены социальные требования бедноты — блаженство обещается «нищим» (в русском переводе текст искажён: дано «нищие духом») и «алчущим», то в соответствующих местах Е. Матфея идёт речь о «нищих духом» и «алчущих и жаждущих правды», т. е. проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Е., касающиеся природы, быта и общественных институтов Палестины (например, упоминание Лукой двух первосвященников — Анны и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).

    В Е. нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е. Матфея и Е. Луки): «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...», «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» и т.п. Е. сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле.

    Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господствующей церкви и социального неравенства.

    Призывы Е. к смирению и терпению используются и ныне церковью буржуазных государств в интересах классового мира и укрепления устоев империализма.

    Лит.: Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibelius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tübingen, 1961; Hartke W., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1—2, В., 1961; см. также лит. при ст. Библия.

    А. П. Каждан.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euangelion - благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового Завета) - и апокрифические. Церковь приписывает авторство Евангелий апостолам либо их ученикам. Вероятно, Евангелия складывались в кон. 1 - нач. 2 вв.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ЕВАНГЕЛИЯ (от греческого euangelion - благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Матфея, Марка, Луки, Иоанна (входят в Новый Завет) и апокрифические. Авторы Евангелия - апостолы или их ученики. Время написания Евангелия - 2-я половина 1 в. - начало 2 в.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ЕВА́НГЕЛИЯ

    (от греч. εὐαγγέλιον – благая весть) – название первых четырех книг т.н. Нового Завета, входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам апостолов Матфею, Марку, Луке и Иоанну, якобы написавшим Е. в нач. 2-й пол. 1 в. н.э. На самом деле, ни одно из Е. не появилось раньше 2-й четверти 2 в. Одного этого было бы достаточно, чтобы признать их псевдонимными; но, помимо того, итоги новозаветной библейской критики с полной очевидностью свидетельствуют о мифич. характере тех персонажей, по именам к-рых названы Ε. Содержанием Ε. являются сказания о земной жизни Иисуса Христа, о его смерти на кресте, воскресении на третий день после смерти, сорокадневной земной жизни после воскресения и вознесении на небо, где он теперь, по христ. учению, пребывает "одесную бога-отца" вплоть до того, как наступит срок его второго пришествия на землю для окончат. исполнения божьего плана мироустройства. Первые три Е. по своему характеру отличаются от Е. от Иоанна и в общих чертах сходны, почему именуются синоптическими. В последнем содержится значительно меньше мифологич. материала, относящегося к вымышленной биографии Иисуса, но больше туманных богословских проповедей, носящих на себе явные следы влияния философии гностицизма. Как в освещении фактов мифич. биографии Христа, так и в изложении сущности христ. учения между Е. существует большое количество противоречий. Совершенно не совпадают родословные Христа, сообщаемые Матфеем и Лукой, не сходятся сведения о его детстве, о возрасте к моменту казни, о поведении разных лиц, окружавших Христа в разное время, мн. подробности отд. эпизодов. В изложении поучений, приписываемых Христу, также имеется много противоречий даже внутри отд. Е., а также и между ними. Напр., в греч. подлиннике Е. от Луки сказано – "блаженны нищие", а в соответствующем месте Е. от Матфея – "блаженны нищие духом" (в рус. пер. Е. от Луки вставлено – "духом").

    Изложенное в Е. христ. учение обязывает верующего в ожидании второго пришествия Христа не заботиться об устройстве земной жизни людей ("птицы небесные не сеют, не жнут"), не бороться с социальным злом и классовым гнетом, не противиться злу насилием, "возлюбить ближнего", в т.ч. и врага, не оказывать врагу никакого сопротивления. В период возникновения христианства эта евангельская мораль выражала настроения социальных низов, отчаявшихся в возможности победы над господствующим классом рабовладельцев; она еще больше обезоруживала угнетенные массы. В ходе дальнейшей истории человечества вплоть до нашего времени она играла реакц. роль.

    Все Ε. были первоначально написаны по-гречески. Их авторами были не палестинские евреи, как учит церковь, а, по всей вероятности, евреи диаспоры, что видно хотя бы из того, что они обнаруживают плохое знание географии Палестины, а также обычаев и особенностей быта палестинских евреев. Первым из Е. следует считать Е. от Марка, самым поздним – Е. от Иоанна. К сер. 2 в. уже существовали все 4 Е. Помимо них, однако, в это время уже были и продолжали появляться мн. другие Е., к-рые были впоследствии признаны апокрифическими (см. Апокрифы библейские). По мере централизации церкви возникла необходимость унификации Е. В ходе борьбы между различными христ. общинами, каждая из к-рых отстаивала свое Е., были приняты те, к-рые принадлежали наиболее мощным и влиятельным общинам. Окончат. канонизация четырех Е. была произведена на Лаодикийском церк. соборе в 374.

    Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933; его же, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959, разд. 3; Ρанович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. Α., Происхождение христианства, М., 1960.

    И. Крывелев. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Ева́нгелия

    (от греч. euangélion — благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические — Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включённые церковью в состав Нового Завета) и апокрифические. В христианской традиции авторами Евангелий считаются ученики Иисуса Христа Матфей и Иоанн, спутник апостола Петра Марк и спутник апостола Павла Лука. Вероятно, Евангелия складывались в конце I — начале II вв.

    * * *

    ЕВАНГЕЛИЯ

    ЕВА́НГЕЛИЯ (греч. euaggelion, букв. — благая весть), общее название первых четырех книг Нового Завета(см. НОВЫЙ ЗАВЕТ) в Библии.

    В Новом Завете слово евангелие стало употребляться в особом смысле, связанном с христианской миссионерской деятельностью, — «христианское провозвестие», то есть благовествование о Царствии Божием, о воплотившемся Сыне Божием Иисусе Христе(см. ИИСУС ХРИСТОС), о его жизни, смерти и воскресении.

    Первоначально проповедь Евангелия осуществлялась только устно. Время написания Евангелий должно быть отнесено ко второй половине 1 в. Полагают, что апостол Матфей(см. МАТФЕЙ (евангелист)) написал свое евангелие около 50—60 гг., Марк(см. МАРК (евангелист)) и Лука(см. ЛУКА (евангелист)) — несколько позже, а Иоанн(см. ИОАНН Богослов) — в конце 1 века. Из авторов Евангелий Матфей и Иоанн были апостолами и очевидцами служения Христа, св. Марк был учеником апостола Петра, а св. Лука — Павла. Оба они принадлежали к числу 70 апостолов.

    Три первые Евангелия обыкновенно называются синоптическими (от греч. synopsis — вместе смотрящие), потому что они весьма близки между собою, хотя и содержат некоторые расхождения по плану и по содержанию. Они повествуют, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях жизни Иисуса Христа, а в Евангелии от Иоанна больше внимания уделяется духовному смыслу происходившего. Это Евангелие писалось, вероятно, позже других, поэтому оно содержит ряд повествовательных моментов, специально дополняющих другие Евангелия.

    В Евангелиях христианская традиция видит знак твердого основания и незыблемости веры и Церкви, придавая им различные символические значения. Кроме того, древняя иконографическая традиция закрепила за четырьмя Евангелистами символы, заимствованные из видений Иоанна Богослова(см. ИОАНН Богослов) и пророка Иезекииля(см. ИЕЗЕКИИЛЬ): ангел (Матфей), лев (Марк), телец (Лука) и орел (Иоанн); иногда эти символы сочетаются с евангелистами в другом порядке.

    Кроме четырех канонических Евангелий, существуют многочисленные апокрифические, то есть отвергнутые (около 50 книг), содержащие в себе искаженные и сомнительные повествования, уделяющие большое внимание деталям, о которых не говорится в канонических Евангелиях. К таким апокрифическим евангелиям относятся «Первоевангелие Иакова», «История Иосифа плотника», «Евангелие Фомы», «Евангелие Никодима» и другие. Хотя они никогда не признавались Церковью священными и не принимались в канон, многие сюжеты средневекового европейского, византийского и древнерусского искусства взяты именно оттуда.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Начала современного естествознания

    (от греч.euangelion — благая весть) — раннехристианские книги, повествующие о земной жизни Иисуса Христа (от греч. Christos букв. помазанник), признанные Церковью каноническими. В Новый Завет включены четыре евангелия, два из них его непосредственных учеников апостолов Матфея и Иоанна, третье спутника апостола Петра Марка и четвертое спутника апостола Павла Луки. Канонические евангелия — один из главных источников христианского вероучения и культа. Вероятно, Евангелия складывались в конце I — начале II вв.

  11. Источник: Начала современного естествознания



  12. Советская историческая энциклопедия

    (от. греч. eyaggelion - благая весть) - раннехрист. сочинения, повествующие о земной жизни мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. десятков написанных Е. четыре - Е. от Матфея и Иоанна, якобы принадлежавшие перу учеников Иисуса, и Е. от Марка и Луки (их авторами церковь считает учеников апостолов Петра и Павла) - признаны церковью каноническими, т. е. священными. Они включены в Новый завет и богослужебные книги христ. церкви; остальные Е. объявлены апокрифическими (см. Апокрифы) и отвергнуты церковью как еретические. В противовес церк. традиции, относящей написание Е. к 50-70-м гг. 1 в., науч. критика относит составление Е. к периоду возникновения христ. церкви и оформления церк. догматики; наиболее вероятная датировка Е. - не ранее, чем 2-я четверть 2 в. Процесс исправления и редакции Е. длился до нач. 4 в. Среди канонич. Е. выделяются первые Е.: от Матфея, Марка, Луки, называемые синоптическими (т. е. совместно обозримыми), у к-рых общим является примерно 1/3 их содержания. От этих Е., повествующих гл. обр. о земной жизни Иисуса, резко отличается Е. от Иоанна, полное сложных религ.-филос. образов и подчеркивающее больше религ. идеи воплощения "божеств. логоса", чем "биографию" Иисуса. Между Е. (даже синоптическими) существуют большие расхождения, в них много внутр. противоречий (так, у Матфея Иисус поручает ученикам крестить "все народы" (XXVIII, 19), хотя раньше (Х,5) он запрещает апостолам идти к "язычникам"; в Е. от Матфея родословная Иисуса ведется от Авраама и насчитывает 42 звена (I, 1-17), у Луки восходит к Адаму, а между Авраамом и Иисусом насчитывается 55 поколений). Науч. критика указала на грубые ошибки, к-рыми изобилуют Е. Их составители, двое из к-рых, согласно церк. традиции, происходили из Палестины, плохо знали историю и географию этой страны (так, у Луки (III, 2) говорится о 2 первосвященниках - Анна и Кайафа, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник; в Е. рассказывается о "великой буре" (Марк, IV, 37) на "Галилейском море" (т. н. Генисаретское озеро), но на этом маленьком озере вообще не могло быть бурь; небольшое однолетнее растение горчица в Е. называется деревом (Матф., XIII, 32) и т. п.).

    Социально-политич. программа Е. отличается двойственностью. С одной стороны, Е. обращаются к трудящимся и угнетенным, прославляют бедных и осуждают богатство и богачей, с другой стороны, говорится о добродетельных мытарях (богачах), проповедуется примирит. отношение к рим. властям и не осуждается рабство, а рабы призываются к повиновению. Социальная двойственность Е. отражает разл. ист. этапы в развитии христианства (первоначально осн. массу верующих составляли рабы и бедняки), пестрый социальный состав христ. общин, их приспособление к социальному строю Рим. империи. Реакц. еванг. проповедь о загробном воздаянии угнетенным, о непротивлении злу, о смирении и терпении использовалась и используется господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Е. являются важнейшим источником для исследования христ. идеологии сер. и 2-й пол. 2 в. (в частности, для истории окончат. оформления мифа о Христе), христ. общин этого периода и идейной борьбы внутри них и между ними.

    Противоречия в Е. отмечали еще в древности критики христианства Цельс (2 в.) и Порфирий (3 в.). Отдельные сомнения в истинности Е. не получили широкого распространения в ср. века, в эпоху господства религ. мировоззрения. Рост критич. отношения к авторитетам и развитие историко-филологич. критики в период Возрождения (филологич. критика Е. у Валлы, Эразма Роттердамского) подготавливали почву для критики Е. по существу. В эпоху Просвещения было подмечено и разоблачено много ист., географич., лингвистич. несообразностей и противоречий в Е. (англ. деисты 17-18 вв., нем. ученый г. С. Реймарус во 2-й пол. 18 в., Вольтер, энциклопедисты круга Гольбаха - Дидро - 2-я пол. 18 в.). Просветители подвергли рационалистич. критике саму возможность евангельских чудес, указали на земные корни, к-рые приводили к созданию Е. Ряд просветителей (франц. ученые Ш. Ф. Дюпюи, К. Вольней) пришел к идее о мифологичности образа Иисуса, подхваченной т. н. мифологич. школой (см. ниже). В 19 в. т. н. новотюбингенская школа (нем. ученый Ф. X. Баур и др.) начала впервые систематич. анализ Е. Она вскрыла многочисл. идеологич. напластования в Е., наличие многих редакций и заимствований, установила твердые основания для ист. датировки Е., показав неправильность церк.-канонич. хронологии. Особую роль сыграли работы Бруно Бауэра, основоположника т. н. мифологич. школы 19-20 вв. Исследователи этой школы (англ. ученый Дж. Робертсон, нем. А. Древс, амер. У. Смит, франц. П. Л. Кушу и др.), основываясь на огромном количестве сравнительно-ист. и мифологич. материала, доказали, что Е. - это религ.-лит., а не ист. произведения, они не имеют ничего общего с ист. действительностью нач. и сер. 1 в. н. э. В совр. бурж. историографии в вопросе о Е. наблюдается тенденция к отходу от прогрессивных традиций - исчезновение т. н. мифологич. школы и смыкание с позициями традиц. богословия (амер. ученый А. Олмстед и др.). Однако ряд работ (напр., труды франц. ученого П. Альфарика, публикации кумранских док-тов и др.) представляет несомненную ценность. Бурж. историки и философы мало интересовались социальными корнями христианства, поэтому они не смогли объяснить социальной сущности и причин возникновения евангельских идей и образов и их победы над язычеством. Идеологич. корни христианства и его социальная сущность были вскрыты в трудах основоположников марксизма-ленинизма (особенно у Энгельса в спец. работах о первонач. христианстве), идеи к-рых плодотворно разрабатываются сов. и прогресс. зарубеж. историками. Большой вклад в разработку проблем, касающихся Е., особенно вопросов о социальной программе Е. как отражения клас. борьбы в Рим. империи, внесли сов. историки А. Б. Ранович, Р. Ю. Виппер, англ. ученый А. Робертсон, итал. ученый А. Донини, франц. ученый Ш. Эншлен.

    Лит.: Ленцман Я. A., Происхождение христианства, М., 1960; Loisy A., Les évangiles synoptiques, v. 1-2, P., 1907-08; см. также лит. при статьях Библия, Христианство.

    И. А. Энгельгардт. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: