Словарь Брокгауза и Ефрона

    исторический живописец, род. в СПб. в 1830 г., художественное образование получил в Имп. академии художеств и числился в ней учеником проф. Ф. А. Бруни. Получив от Академии установленные серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 г. награжден мал. золотой медалью за написанную по конкурсу картину "Суд Соломона". Через год после того окончил академический курс с званием художника XIV класса и с больш. золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы "Дети Иакова продают своего брата, Иосифа", и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии. По возвращении своем в Россию в 1862 г. в следующем году был признан почетн. вольн. общником Академии за исполненную в Риме колоссальную картину "Христианские мученики в Колизее" (находится в Музее имп. Александра III, в СПб.). На академической выставке 1864 г. находилась картина Ф. "Смерть княжны Таракановой" (теперь в Третьяковской галерее, в Москве), доставившая ему звание профессора и обратившая на него внимание знатоков искусства и массы публики как на первоклассного художника. Но талантливому живописцу не суждено было ознаменовать свою деятельность другими замечательными произведениями. Уже в то время, когда он трудился над исполнением "Княжны Таракановой", его здоровье было сильно подорвано чахоткой, зародившейся в Италии и развившейся в петербургском климате. Надеясь найти спасение от этой болезни на юге Европы, он собирался ехать туда, но прежде чем успел отправиться в путь, умер 3 сентября 1866 г. Вышеупомянутые картины, равно как и мелкие работы Ф., после его смерти разошедшиеся по разным рукам, свидетельствуют о том, что он вдумчиво относился к своим сюжетам, обладал редким даром композиции, был силен в колорите, но не успел вполне покорить себе рисунок, который во всех его произведениях страдает неуверенностью и погрешностями против анатомии.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Флавицкий Константин Дмитриевич [13(25).9.1830, Москва, √ 3(15).9.1866, Петербург], русский исторический живописец академического направления. Окончил петербургскую АХ (1855), где учился у Ф. А. Бруни. Испытал влияние К. П. Брюллова («Христианские мученики в Колизее», 1862, Рус. музей, Ленинград). Картина Ф. «Княжна Тараканова», в которой проявились реалистические тенденции, была воспринята демократической частью русского общества как обличение деспотизма и жестокости царизма.

    Лит.: Горина Т. Н., К. Д. Флавицкий. 1830√1866, М., 1955.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич (1830-66) - российский живописец. В лучших картинах Флавицкого проявились реалистические и демократические тенденции ("Княжна Тараканова", 1864).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Флави́цкий Константин Дмитриевич

    (1830—1866), живописец. Писал отмеченные влиянием К. П. Брюллова эффектно-театральные картины («Христианские мученики в Колизее», 1862) и более скромные по живописным средствам, но искренние композиции на темы отечественной истории («Княжна Тараканова», 1864).

    * * *

    ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич

    ФЛАВИ́ЦКИЙ Константин Дмитриевич (1830—66), русский живописец. В лучших картинах Флавицкого проявились реалистические и демократические тенденции («Княжна Тараканова», 1864).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    ФЛАВ́́ИЦКИЙ Константин Дмитриевич (1830—66), рус. художник. В 1862 принял участие в иллюстрир. изд. «Северное сияние. Рус. худож. альбом» (т. I—IV, СПБ, изд. В. Е. Генкеля, 1862—65), составленном из историч. очерков и лит.-критич. статей, сопровождаемых гравюрами, выполненными лейпцигской фирмой А. Ф. Брокгауза с картин и рис. рус. художников. Значит. место в альбоме занимали гравюры к соч. рус. писателей (вне лит. текста). Во 2-й т. (1863) вошли гравюры, выполненные по рисункам Ф. к «Измаил-Бею» («Измаил в сакле» — местонахождение оригинала неизв.; «Прощание Зары с Измаилом», ГТГ), «Сказке для детей» (ГЛМ), к поэме «Мцыри» («Мцыри и грузинка у ручья», авторство Ф. предположительно; местонахождение оригинала неизв.), к стих. «Ангел» (местонахождение оригинала неизв.) и к «Тамбовской казначейше» — финальная сцена, отличающаяся остротой социальных и психол. характеристик. В 3-м т. помещена гравюра Ф. к стих. «Тамара» (сепия; ГТГ). Художнику свойственны повышенная эмоциональность и драматизм выражения, склонность к исключит. ситуациям. Гравюры в «Северном сиянии» выполнены на хорошем технич. уровне, но по выразительности уступают оригиналам. Не все илл. Ф. равноценны. Ф. был первым иллюстратором вышеназванных произв. Л.Лит.: Пахомов (2), с. 105, 228—31; Горина Т. Н., К. Д. Флавицкий, в кн.: Рус. иск-во. Очерки, М., 1958, с. 497—99.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич
    ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич (1830-66) - российский живописец. В лучших картинах Флавицкого проявились реалистические и демократические тенденции ("Княжна Тараканова", 1864).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: