Большая Советская энциклопедия

    буржуазная теория управления капиталистическим производством, социологическое учение, составляющее часть современной буржуазной идеологии. Возникновение М. связывается с именем американского инженера Ф. Тейлора. Интенсивно М. развивается в 50 — начале 70-х гг. 20 в.

    М. имеет две функции — апологетическую и практическую. Первая из них непосредственно связана с защитой капиталистического строя. Идеологи М. утверждают, что вполне возможно разрешить социальные и экономические противоречия капитализма в условиях научно-технической революции. Для этого якобы необходимо шире использовать науку об управлении, больше доверять менеджерам (См. Менеджеры), под руководством которых будто бы предприятия работают не ради увеличения прибылей своих хозяев-капиталистов, а на благо всего общества.

    Классовый характер М. сказывается при исследовании вопросов отношений между трудом и капиталом. Идеологи М. призывают к исследованию «человеческих отношений», для того чтобы создать на капиталистических предприятиях атмосферу «делового партнерства» между рабочими и предпринимателями в целях роста производительности труда и ещё большей эксплуатации наёмных рабочих. Сторонники М. извращают сущность процесса производства, создают своеобразный «культ менеджеров», провозглашая последних носителями единственной творческой силы, которая приводит в движение рабочих, служащих, инженеров. Апология капитализма сочетается в М. с антикоммунизмом. Многие буржуазные идеологи заявляют, что М. свойственна философия «экономического децентрализма» в противоположность социалистической теории экономического и политического централизма. Т. о., идеологи М. всяческими способами стремятся сохранить и упрочить институты частной собственности.

    Практическая функция М. — сосредоточение усилий на улучшении организации и управления современным крупным капиталистическим производством (поиски новых форм организации производства, сбыта продукции и т.п.). М. развивается в тесной связи с конкретными эмпирическими исследованиями по организации и управлению. Отдельные практические рекомендации М. могут быть использованы и в социалистическом производстве. Необходимо помнить слова В. И. Ленина, сказанные им по поводу Тейлоризма:«... в системе Тейлора заключается громадный прогресс науки, систематически анализирующей процесс производства и открывающей пути к громадному повышению производительности человеческого труда» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 140).

    В капиталистических странах создаются различные общества и ассоциации, члены которых не только разрабатывают общую теорию управления, но и по заказам предприятий участвуют в рационализации капиталистического производства.

    Лит.: Цага В. Ф., Современные псевдонаучные теории социализма, М., 1966; Новейшие тенденции в организации управления крупнейшими фирмами в США, М., 1966; Гвишиани Д. М., Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий, М., 1970; Хмельницкая Е. М., Очерки современной монополии, М., 1971.

    В. И. Алексеев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    managerialismo

  3. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  4. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    (теория, согласно которой в современных условиях контроль над производством должны осуществлять профессиональные управляющие - менеджеры) 经理主义

  5. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  6. Энциклопедический словарь экономики и права

    - 1) практика управления, руководства производством, предприятием, осуществляемое менеджерами; 2) течение, направление экономической мысли, изучающее и рассматривающее роль управления, менеджеров в экономике.

  7. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  8. Философская энциклопедия

    МЕНЕДЖЕРИЗМ

    (от англ. manager – управляющий) – совр. бурж. теория управления. М. объявляет своей целью создание науки, формулирующей "осн. принципы управления", пригодные для любой человеч. орг-ции. Практич. применение этих принципов позволит якобы устранить противоречия капитализма и обеспечит его процветание. Являясь апологией капиталистич. способа произ-ва, М. в искаженной идеологич. форме отражает объективные процессы организации совр. обществ. произ-ва. Противоречивый характер М. обусловлен двойств. природой управления в условиях капитализма: с одной стороны, оно представляет собой неотъемлемую принадлежность всякого обществ. процесса произ-ва, а с другой – выступает в качестве орудия практич. реализации власти капитала над рабочими.

    М. развивается в тесной связи с конкретными исследованиями (организация труда управленч. персонала различных звеньев, выработка оптимальных методов и систем управления, искусство администрирования, техника управления, психология управления, взаимоотношения между администрацией и рабочими, профсоюзами и т.п.), к-рые содержат подчас позитивный материал, отражающий стремление капиталистов к сокращению издержек произ-ва путем рационализации. Однако усиливается тенденция к превращению М. в идеологич. оружие монополистич. капитала. Большинство теоретиков М. называет "отцом научного менеджмента" Ф. У. Тейлора (1856–1915), теория к-рого получила распространение в первые десятилетия 20 в. В дальнейшем тейлоризм подвергся критике за "ограниченность", "механицизм", "игнорирование человеч. фактора". На смену концепции "управления машинами" пришла концепция "управления людьми", и в 30–50-х гг. 20 в. развитие бурж. теорий управления происходило гл. обр. на основе доктрины "человеческих отношений". Однако в 50-х гг. нек-рые бурж. теоретики управления признали упования на "моральные стимулы", "человеч. фактор" также односторонними. В 50–60-х гг. получает развитие новое направление М., стремящееся примирить обе школы.

    Наиболее видные представители М. тесно связаны с крупными монополиями и нередко работают в качестве консультантов фирм по вопросам "деловой политики", "методов управления", "индустриальных отношений" и т.п. (П. Дракер, Р. К. Дейвис, Д. Мак-Грегор, У. Ньюмен, Г. Ливитт, А. Коул и др.). Теоретики М. стремятся слить воедино организационно-технич. функции управления с идеологич. защитой капиталистич. строя, извращают сущность капиталистич. отношений, изображая бизнес в качестве верного служителя интересов всего общества. Они утверждают, что капиталистич. общество находится в состоянии "революции" ("капиталистической" – Берл, "организационной" – Боулдинг, "революции менеджеров" – Бернхейм), что власть капиталистов сменяется властью управляющих, к-рые действуют в интересах всех слоев общества. Методологич. основой концепций М., наряду с социологич. эмпиризмом позитивистского толка, является субъективистское, волюнтаристское истолкование историч. процесса, идеализация и фетишизация функции управления. Рассмотрение производств. отношений людей подменяется описанием технич. взаимоотношений работников, а анализ реальных экономич. явлений – рассуждениями о психологии индивидов, рассматриваемых вне связи с социально-экономич. отношениями.

    В 50 – нач. 60-х гг. 20 в. М. получил широкое распространение в США, Англии, Франции, ФРГ, Италии и др. капиталистич. странах. Существуют и междунар. орг-ции по М.: Междунар. ин-т развития менеджмента (International Management Development Institute) в Женеве, Европ. ассоциация центров по подготовке менеджеров (European Association of Management Training Centers), Междунар. ассоциация менеджмента (International Management Association) и др.

    В США в разработку проблем М. наряду со специалистами-теоретиками включаются бизнесмены. Теория менеджмента преподается в большинстве колледжей и ун-тов США в качестве одного из важнейших предметов. Разработкой М. заняты Амер. ассоциация менеджмента – American Management Association, Об-во совершенствования менеджмента – Society for Advancement of Management, Ин-т менеджментских наук – Institute of Management Sciences и др. издаются журналы: "Advanced Management", "Business Management", "Harvard Business Review" и др.

    Лит.: Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Гвишиани Д. М., Социология бизнеса. Критич. очерк амер. теории менеджмента, М., 1962; его же, "М." – амер. социология бизнеса, "Вопр. философии", 1961, No 5; Васильев Η., Ο бурж. теории "революции управляющих", "Вопр. экономики", 1963, No 5, Berle А. А., and Means G. С., The modern corporation and private property, N. Y., 1934, Воwen Η., Social responsibilities of the businessman, Ν. Υ., [1953 ], Drucker P. F., The practice oi management, Ν. Υ., [1954 ]; The executive life by the editors of Fortune, N. Y., 1956; Dimосk Μ. Ε., A philosophy of administration, N. Y., 1958; Leavitt H. J., Managerial psychology, Chicago, 1958; Harbison F. and Myers Ch. Α., Management in the industrial world: an international analysis, N. Y., 1959; Brown W., Exploration in management, L. [a. o. ], [1960 ]; Dale E., The great organizers, N. Y., 1960.

    Д. Гвишиани. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    МЕНЕДЖЕРИ́ЗМ [мэ́; нэ], -а; м. Теория руководства, управления производством.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Энциклопедия социологии

    (от англ. manage - управлять) - англ. managerism; нем. Managerismus. Социол. концепция (Дж. Бурнхайм), согласно к-рой решающая роль в экон. жизни современного общества переходит от собственников капитала и средств производства к управляющим производством (менеджерам, технократам).

  13. Источник: Энциклопедия социологии



  14. Толковый словарь по социологии

    (от англ. manage - управлять) -англ. managerism; нем. Managerismus. Социол. концепция (Дж. Бурнхайм), согласно к-рой решающая роль в экон. жизни современного общества переходит от собственников капитала и средств производства к управляющим производством (менеджерам, технократам).

  15. Источник: Толковый словарь по социологии



  16. Словарь бизнес-терминов

  17. Источник: