Большая Советская энциклопедия

    Собинов Леонид Витальевич [26.5(7.6).1872, Ярославль, ‒ 14.10.1934, Рига; похоронен в Москве], советский певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). Родился в семье приказчика (дед был крепостным). В 1894 окончил юридический факультет Московского университета. В 1895‒99 помощник присяжного поверенного. В студенческие годы пел в университетском хоре. Одновременно (с 1892) занимался в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1897. Ученик А. М. Додонова и А. А. Сантагано-Горчаковой. Участвовал в спектаклях итальянской оперной труппы, с 1896 ‒ в концертах «Кружка любителей русской музыки» (организован адвокатом, музыкантом-любителем А. М. Керзиным и его женой ‒ пианисткой-концертмейстером М. С. Керзиной), пропагандируя камерное вокальное творчество рус. композиторов. В 1897 дебютировал на сцене Большого театра (партия Синодала, опера «Демон» Рубинштейна), с которым был связан на протяжении всей творческой деятельности. Выступал также в оперных театрах Петербурга (главным образом Мариинском), в 1905‒1911 ‒ Западной Европы (в «Ла Скала» в Милане, в Мадриде и др.), завоевав мировую известность. После Октябрьской революции 1917 наряду с исполнительской вёл интенсивную музыкально-общественную деятельность. В 1917‒18 директор Большого театра.

    С. ‒ один из крупнейших представителей рус. классической вокальной школы. Его отличали неповторимый, пленительный голос (лучистый, серебристого тембра), артистизм, драматический талант, высокая культура. Мягкость, нежность звучания голоса не исключали мужественности, силы. Певец глубоко проникал в духовный мир своих героев, в замысел композитора. Для С. была характерна поэтизация музыкального образа. Он по-новому интерпретировал многие оперные партии. Одно из лучших его созданий ‒ Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), ставший классическим образцом для последующих исполнителей. Среди др. партий: Боян («Руслан и Людмила» Глинки), Левко, Берендей («Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Лоэнгрин («Лоэнгрин» Вагнера), Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно), Вертер, де Грие («Вертер», «Манон» Массне), Йонтек («Галька» Монюшко), Герцог, Альфред («Риголетто», «Травиата» Верди). Был также крупным мастером камерного вокального жанра, тонким интерпретатором романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. С. В. Рахманинова. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Имя С. присвоено Саратовской консерватории и Ярославскому музыкальному училищу.

    Лит.: Львов М., Л. В. Собинов. М. ‒ Л., 1951; Орфёнов А., Творческий путь Л. В. Собинова, М., 1965; Л. В. Собинов, т. 1‒2, М., 1970.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    СОБИНОВ Леонид Витальевич (1872-1934) - российский певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). В 1897-1933 в Большом театре. Крупнейший представитель русской классической вокальной школы. Один из лучших исполнителей партий Ленского ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского) и Лоэнгрина ("Лоэнгрин" Р. Вагнера).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Со́бинов Леонид Витальевич

    (1872—1934), певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). В 1897—1933 в Большом театре. Крупнейший представитель русской вокальной школы. Один из лучших исполнителей партий Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и Лоэнгрина («Лоэнгрин» Р. Вагнера).

    * * *

    СОБИНОВ Леонид Витальевич

    СО́БИНОВ Леонид Витальевич (1872—1934), российский певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). В 1897—1933 годах в Большом театре. Крупнейший представитель русской классической вокальной школы. Один из лучших исполнителей партий Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и Лоэнгрина («Лоэнгрин» Р. Вагнера).

    * * *

    СО́БИНОВ Леонид Витальевич [12 (26) мая 1872, Ярославль — 14 октября 1934, Рига], русский певец (тенор). Народный артист Республики (1923).

    Совмещение адвокатской практики с хоровым пением

    Окончил гимназию в Ярославле (1890) с серебряной медалью. Пел в хоре при церкви Демидовского юридического лицея. Окончил юридический факультет Московского государственного университета (1994). Получив диплом юриста, стажировался у знаменитого адвоката Ф. Н. Плевако(см. ПЛЕВАКО Федор Никифорович). Пел в студенческом хоре (первый тенор). Пел в хоре украинской труппы Заньковецкой и Садовского (1891).

    В 1892 был приглашен в составе хора Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества принять участие в постановке оперы П. Масканьи(см. МАСКАНЬИ Пьетро) «Сельская честь». В тот же год стал учеником этого училища. В 1893—94 Филармоническое общество, организовав итальянскую оперу, включило Собинова в труппу под псевдонимом Собонни (Собинни). Совмещал работу в качестве адвоката с занятиями в училище.

    В Большом театре

    Солист Большого театра(см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве) (1897—1904; 1907—1915; 1921—1933). Заслуженный артист императорских театров (1910). Солист Его Императорского Величества (1913). В разные годы был директором Большого театра (1917—1918; 1921). В 1897 состоялся дебют Собинова в Большом театре в партии Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна(см. РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич)). В течение более чем тридцати лет перепел все теноровые партии: Ленский («Евгений Онегин») и Андрей («Мазепа») в операх П. И. Чайковского(см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки(см. ГЛИНКА Михаил Иванович)), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского(см. ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич)), Берендей («Снегурочка») и Левко («Майская ночь») в операх Н. А. Римского-Корсакова(см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич), Де Грие («Манон») и Вертер в операх Ж. Массне.(см. МАССНЕ Жюль) Огромным успехом пользовалось исполнение им труднейших партий в операх Р. Вагнера(см. ВАГНЕР Рихард) (Вальтера — «Тангейзер», Лоэнгрина — «Лоэнгрин»).

    Солист двух театров — Большого и Мариинского

    В 1901 начал выступать также в Петербурге (оперная антреприза Любимова и Н. Н. Фигнера(см. ФИГНЕР Николай Николаевич)), покорив публику исполнением партии Ленского. Выступал в Петербурге в частной антрепризе Максакова, затем — на сцене Мариинского театра(см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Сезон 1902—1903 Собинов проводит как солист двух театров — московского Большого и Мариинского.

    Участник итальянских оперных сезонов

    В 1903 в Петербурге принял участие в спектаклях итальянской оперы (антреприза Гвиди и Угетти). Вплоть до 1914 являлся участником «итальянских оперных сезонов».

    В 1901—1903 посещал Италию для работы над партиями (Ромео; Вильгельм Мейстер в опере «Миньона» А. Тома(см. ТОМА Амбруаз); Паоло в опере «Франческа да Римини» Э. Направника(см. НАПРАВНИК Эдуард Францевич); Вертер, Лионель в опере «Марта» Ф. Флотова и др.) и совершенствования итальянского произношения.

    В 1904—1906 и 1911 — исполнял ведущие партии в спектаклях театра «Ла Скала(см. ЛА СКАЛА)» (Эрнесто в опере «Дон Паскуале» Г. Доницетти(см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано); Альфред в «Травиате», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фра-Дьяволо в одноименной опере Ф. Обера(см. ОБЕР Франсуа), Де Грие в опере «Манон» Ж. Массне(см. МАССНЕ Жюль) и др.). В 1906—1907 гастролировал в Монте-Карло, Берлине. В 1908 выступал в Мадриде. 1909 — концерты в Париже и Лондоне. В советский период в 1930 выступал в Варшаве, Риге, Таллине, Берлине, Париже.

    Певец-интеллектуал

    Выдающийся представитель русской вокальной школы 20 в. Его творчество стало легендарным, а голос — эталонным для многих поколений зрителей и вокалистов. Редчайший серебристый тембр, необыкновенная гибкость и природная сила голоса делали любую партию в исполнении Собинова событием музыкальной жизни современников. С его именем связывали приход новой эпохи в музыкальном театре — эпохи высокого и осмысленного взгляда на оперное искусство. Собинов был певцом-интеллектуалом, мастером высокой исполнительской культуры. Непревзойденный Лоэнгрин в истории оперы 20 в.

    Пробовал себя в оперной режиссуре: в 1911 поставил в Большом театре оперу Дж. Пуччини(см. ПУЧЧИНИ Джакомо) «Богема» и др.

    В годы Первой мировой войны

    В 1912 был избран Директором правления Филармонического общества и Русского музыкального общества. С 1915 выступал в спектаклях Народного дома (Петербург) и оперы Зимина(см. ЗИМИН Сергей Иванович) (Москва). В период Первой мировой войны много выступал с благотворительными концертами; часть гонорара от спектаклей отчислял в пользу раненых; на своей московской квартире открыл лазарет и содержал его до конца войны на собственные деньги. В 1919—20 — работал в Киеве, Севастополе. В 1927 — выступал в Киевской и Харьковской операх. В 1928 предпринял большое концертное турне по Сибири и Дальнему Востоку.

    В 1934 состоялся последний концерт Собинова в Большом зале консерватории в Москве.

    Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    С́́ОБИНОВ Леонид Витальевич (1872—1934), сов. артист, певец (лирич. тенор). Дебютировал на сцене Большого театра 24 апр. 1897 в опере А. Г. Рубинштейна «Демон» в партии князя Синодала, что послужило началом деятельности С. как оперного певца. Партия Синодала была одной из его любимых партий. Начиная с 1902 выступал в «Демоне» постоянно как солист Мариинского оперного театра в Петербурге; позднее, почти не выступая на сцене, С. включал в концертные программы арию Синодала, а также романсы на стихи Л.: «Мне грустно» А. С. Даргомыжского; «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна»), «Сон», «Песня Селима» М. А. Балакирева и др.Лит.: Кругликов С., Дебют Собинова в опере «Демон», «Новости дня», 1897, 27 апр.; Л. В. Собинов. Жизнь и творчество. Сб. ст. под ред. Я. О. Боярского, М., 1937, с. 40; Владыкина-Бачинская Н. М., Собинов, М., 1958, с. 66—70.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СОБИНОВ Леонид Витальевич
    СОБИНОВ Леонид Витальевич (1872-1934) - российский певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). В 1897-1933 в Большом театре. Крупнейший представитель русской классической вокальной школы. Один из лучших исполнителей партий Ленского ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского) и Лоэнгрина ("Лоэнгрин" Р. Вагнера).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: