Большая Советская энциклопедия

    I

    Ха́ксли (Huxley)

    Андру Филдинг (р. 22.11.1917, Лондон), английский физиолог. Член Лондонского королевского общества (1955). Окончил Кембриджский университет (1938). В 1941—60 преподаватель, в 1952—60 декан Тринити-колледжа в Кембридже, с 1960 профессор физиологического отделения университетского колледжа в Лондоне. Создал теорию мышечного сокращения (См. Мышечное сокращение) (1957), описал тонкую структуру миофибрилл, обнаружил, что во время сокращения происходит скольжение и сближение актиновых и миозиновых нитей, образующих миофибриллу. Исследовал синапсы нервных волокон и физико-химические изменения при передаче нервного импульса, ионные механизмы возбуждения и торможения в нервной системе. Нобелевская премия (1963, совместно с А. Л. Ходжкином и Дж. К. Эклсом).

    Соч.: Muscle structure and theories of contraction, «Progress in Biophysics and Biophysical Chemistry», 1957, v. 7, p. 255—318; Measurement of current voltage relations in the membrane of the giant axon of Loligo (совместно с A. Hodgkin, B. Katz), «Journal of Physiology», 1952, v. 116, № 4.

    А. С. Батуев.

    II

    Ха́ксли (Huxley)

    Олдос Леонард (26.7.1894, Годалминг, Суррей, — 22.11.1963, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США), английский писатель. Внук биолога-дарвиниста Т. Г. Гексли. Окончив Оксфордский университет (1921), занялся профессиональной литературной деятельностью. Литературное наследие Х. включает стихи, рассказы, путевые очерки, биографии, критическое эссе о литературе, театре, музыке, живописи, философские трактаты. Наибольшую известность получили романы Х. Уже в ранних романах — «Жёлтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923, рус. пер. 1936), «Контрапункт» (1928, рус. пер. 1936) — формируется тип т. н. интеллектуального романа (сам Х. определял его как «роман идей»). В книгах 20-х гг. доминирует сатирический пафос; объекты сатиры Х. — традиционный британский снобизм, претенциозность и духовная пустота «высшего общества», бездумное увлечение части интеллигенции фрейдизмом и авангардизмом. В 30-е гг. сатирическое начало в творчестве Х. слабеет. Он начинает абсолютизировать биологические свойства человеческой природы. Этапом в эволюции Х. стала «антиутопия» «Прекрасный новый мир» (1932); её основную идею писатель заимствовал из работы Б. Рассела «Научное мировоззрение» (1931). В «прекрасном новом мире» (название романа взято из «Бури» У. Шекспира) господствуют автоматизация, стандарт и бездуховность, в нём нет места искусству и самым естественным человеческим чувствам — любви и материнству. Ужас перед стремительным техническим прогрессом и неверие в социальный прогресс приводят Х. к идеям непротивления злу, к религии и восточной мистике. Но даже идею нравственного самосовершенствования в романе «После многих лет умирает лебедь» (1939) компрометирует гротескно-фантастическая концовка романа. Концепция человека, складывающаяся в произведениях Х. 30—40-х гг., сближается с модернистской, трактующей человека как низменное и грязное животное (роман «Обезьяна и сущность», 1948). В послевоенные годы Х. всё реже обращается к художественному творчеству. Путь Х. от рационализма к мистике — один из ярких примеров кризиса буржуазно-либерального сознания в 20 в.

    Соч.: Collected works, v. 1—26, L., 1946—1956; Collected short stories, N. Y., 1957; Collected essays, L., 1959; Literature and science, N. Y., 1963; Letters, N. Y., 1970; Crome yellow, [Предисл. Г. А. Анджапаридзе], Moscow, 1976; в рус. пер. — Прекрасный новый мир (фрагменты), «Интернациональная литература», 1935, № 8.

    Лит.: Паляевский П., Гибель сатирика, в кн.: Современная литература за рубежом, М., 1962; Жантиева Д. Г., О. Хаксли, в её кн.: Английский роман ХХ в., М., 1965; Ивашева В. В., О. Хаксли, в её кн.: Английская литература XX в., М., 1967; Шестаков В., Социальная антиутопия О. Хаксли — миф и реальность, «Новый мир», 1969, № 7; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1970; Atkins J. A. Huxley, L., 1967; Holmes Ch. М., Aldous Huxley and the way to reality, Bloomington — L., [1970]; Woodcock G., Dawn and the darkest hour, N. Y., 1972; Tbody Ph., Aldous Huxley, L., 1973; Bedford S., A. Huxley. A biography, v. 1—2, L., 1973—74.

    Г. А. Анджапаридзе.

    О. Хаксли.

    III

    Ха́ксли (Huxley)

    Джулиан Сорелл (22.6.1887, Лондон, — 14.2.1975), английский биолог, член Лондонского королевского общества (1938). Окончил Оксфордский университет (1909). В 1909—13 и 1918—25 преподавал зоологию в ряде колледжей в Оксфорде. В 1913—16 работал на кафедре биологии Института Райса (Хьюстон, США), в 1925—35 профессор зоологии Королевского колледжа (Лондон), в 1935—42 секретарь Лондонского зоологического общества. В 1945—46 секретарь подготовительной комиссии ЮНЕСКО; первый генеральный директор ЮНЕСКО (1946—48). Основные труды по общим вопросам эволюции, зоологии, экспериментальной эмбриологии, этике, охране природы. Изучение Х. брачных церемоний птиц (1914) внесло важный вклад в этологию. Один из основателей синтетической теории эволюции. Премия Калинги за популяризацию науки (1953). Дарвиновская медаль (ГДР, 1959).

    Соч.: The individual in the animal kingdom, Camb., 1912; Problems of relative growth, N. Y., 1932: The elements of experimental embryology, Camb., 1934 (совм. с G. De Beer); We Europeans, L.—N. Y., 1936 (совм. с А. С. Haddon); Biological aspects of cancer, N. Y., 1958; Charles Darwin and his world, L., 1965 (совм. с Н. В. Kettlewell); Evolution. The modern synthesis, 3 ed., L., 1975; в рус. пер. — Язык животных, М., 1968 (совм. с Л. Кохом); Удивительный мир эволюции, М., 1971.

    Лит.: Де Берредо Карнейру П. Э., Джулиан Хаксли — учёный и гуманист, «Курьер ЮНЕСКО», 1976, апрель, с. 8—13, 37.

    IV

    Ха́ксли (Huxley)

    Томас Генри (4.5.1825, Илинг, близ Лондона, — 29.6.1895, Истборн, Суссекс), английский естествоиспытатель, ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения; см. Гексли Т. Г.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ХАКСЛИ (Гексли) (Huxley) Олдос (1894 - 1963), английский писатель. Интеллектуальные романы "Жёлтый Кром" (1921), "Шутовской хоровод" (1923) и "Контрапункт" (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии "О дивный новый мир" (1932) и "Обезьяна и сущность" (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни "общества потребления". Смятение и тревога за будущее человечества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман "Гений и богиня", 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповедованию идей буддизма (роман "Остров", 1962).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Ха́ксли

    (Huxley) Олдос Леонард (1894, Годалминг, Суррей – 1963, Лос-Анджелес), английский писатель. Отец – редактор и писатель, старший брат – учёный, дед – биолог, сподвижник Ч. Дарвина. С детства Хаксли любил английскую литературу, которую хорошо знал. Ранняя потеря зрения вынудила Хаксли прервать обучение в Итоне. Частично восстановив зрение, он продолжил учёбу в Оксфорде, стал журналистом, сотрудничал в журнале «Атенеум», в «Вестмистер газет». Бо́льшую часть 1920-х гг. провёл в Италии, в 1934 г. путешествовал по Центральной Америке, с 1937 г. жил в Калифорнии. В романах «Жёлтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923), «Контрапункт» (1928) писатель в отстранённой и ироничной манере рисует острые сатирические картины современного общества, особенно – хорошо знакомого ему с детства круга интеллектуалов и представителей высших классов. Начав с юмористического изображения мелких недостатков интеллектуальной элиты, Хаксли постепенно усиливает критику, обостряет сатиру в романе «О дивный новый мир» (1932), в котором выражает пессимистический взгляд на человека и его будущее. Хаксли следует традиции Г. Уэллса («Машина времени», «Война миров»), испытывает влияние романа Е. И. Замятина «Мы» (1920). Пессимизм прогнозов оказался во многом оправданным: Хаксли одним из немногих сумел различить в зарождавшихся тенденциях угрозу тоталитаризма, стандартизации жизни и искусства. Хаксли занят поиском духовных ценностей, которые помогли бы человечеству выжить в технократический век, но не находит нужной опоры и погружается в ещё больший пессимизм, его романы становятся всё мрачнее, сатира сменяется сарказмом, Хаксли предрекает человечеству превращение в общество звероподобных существ: «Слепой в Газе» (1936), «После многих лет умирает лебедь» (1939), «Обезьяна и сущность» (1948). В романе «Остров» (1962) Хаксли нарисовал картину биологического рая, образцового общества, построенного на идеалах, представляющих собой смешение индуизма, фрейдизма и основ генетики. Слепой и неизлечимо больной писатель покончил жизнь самоубийством.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Научно-технический энциклопедический словарь


    ХАКСЛИ (Huxley) Томас Генри (1825-95), английский биолог (в прежнем написании по-русски - Гексли). Популяризатор теории эволюции ДАРВИНА и научного метода в исследованиях. Его работы включают: «Зоологические доказательства относительно места человека в природе» (1863), «Руководство по сравнительной анатомии позвоночных животных» (1871) и «Эволюция и этика» (1893).


    ХАКСЛИ (Huxley), сэр Джулиан Сорелл (1887-1975), английский биолог, внук Томаса ХАКСЛИ. Его работы были в основном направлены на исследования изменчивости птиц и других животных в связи с ЭВОЛЮЦИЕЙ. Его наблюдения значительно продвинули общественный интерес к данному предмету. Был секретарем Зоологического общества в Лондоне (1935-48) и генеральным директором международной организации по вопросам просвещения, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) (1946-48). Его книги включают: «Индивидуальность в животном мире» (1911) и «Эволюционная этика» (1943).


    ХАКСЛИ (Huxley), сэр Эндрю Филдинг (р. 1917), английский физиолог. Исследовал электрические и химические процессы в НЕЙРОНАХ (нервных клетках). За эту работу, совместно с Джоном Экклзом и Аланом Ходжкином, в 1963 г. он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

  7. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  8. Философская энциклопедия

    ХА́КСЛИ

    (Huxley), Олдос (26 июля 1894 – 22 нояб. 1963) – англ. писатель, представитель жанра социальной антиутопии. X. – внук Т. Г. Гексли. Начал лит. деятельность как журналист, театр, критик и искусствовед. Уже в первых произв. X. талантливо изобразил разочарование в жизни и неприкаянность бурж. интеллигенции между двумя мировыми войнами и проявил себя как сатирик, ставящий острые социально-этические проблемы. Всемирную известность ему принес роман-антиутопия "Отважный новый мир" ("Brave new world", N. Y. – L., 1932), в к-ром прослеживается влияние Е. Замятина. В романе отвергаются вульгарные представления об обществ. и научно-технич. прогрессе с позиций буржуазно-либерального индивидуализма. Перенося действие романа в VII в. "эры Форда", X. изображает в нем стандартированный мир материального благосостояния и духовной нищеты, девизом к-рого является – "Общность, идентичность, стабильность". Управляемое бездушными технократами, это общество состоит из обезличенных людей, искусственно изготавливаемых целыми сериями и заранее предназначенных лишь к выполнению определ. социальных функций.

    Выражая тревогу за будущее человечества и цивилизации, он неоднократно возвращался к теме возможных отрицат. социальных последствий научно-технич. прогресса в условиях колоссальной концентрации экономич. могущества и политич. власти в руках узкой, привилегированной группы людей, господствующего класса. Перспектива такой техно-кратич. утопии преследовала его, как кошмар, до конца жизни. В книге "Вновь посещенный отважный новый мир" ("Brave new world revisited", N. Y., 1958), анализируя свои прежние предостережения в свете достижений науки и техники за истекшие четверть века, X. писал, что испытывает еще меньше оптимизма в отношении будущего.

    Переселившись в 1937 в Калифорнию, X. увлекается спиритуализмом, раннехристианской мистикой, буддизмом, индуизмом, стремясь создать совр. синкретич. религию и высшую систему социальных ценностей, призванные духовно обновить человечество. Эти "поиски смысла жизни", проблемы моральной ответственности ученых, социальной функции лит-ры и искусства отразились в его филос. повестях и в кн. очерков "Цели и средства" ("Ends and means", L., 1937), "Вечная философия" ("The perennial philosophy", Ν. Υ., 1945), "Рай и ад" ("Heaven and hell", L., 1956), "Завтра и завтра, и завтра" ("To-morrow and to-morrow and to-morrow", Ν. Υ., 1956), "Литература и наука" ("Literature and science", N. Y. – [a. o.], 1963). Кн. "Обезьяна и сущность" ("Аре and essence", L., 1949) посвящена гибели цивилизации после термоядерной войны и впадению в варварство остатков человеч. рода, поклоняющихся богу зла. В романе-утопии "Остров" ("Island", Ν. Υ., 1962) X. стремился противопоставить идеальное обществ. устройство своим прежним мрачным предостережениям. Жители этого утопич. острова живут патриархальными семьями, контролируют рождаемость, чтобы избежать перенаселения, отвергают излишества технич. прогресса, подавляют антисоциальные инстинкты с помощью фрейдизма и буддизма, предоставляя все условия для духовного расцвета личности. Однако на острове находят нефть, и утопия падает жертвой соседнего диктатора.

    Творчество X. оставило глубокий след в сознании значит. части населения на капиталистич. Западе. X. выразил в своем творчестве смятение либеральной буржуазии и интеллигенции на Западе перед лицом революц. потрясений нашей эпохи. В нем также ярко выявились иллюзии и несостоятельность традиционного буржуазно-либерального мировоззрения в условиях гос.-монополистич. капитализма.

    Соч.: [Works]. Collected edition, t. 1–26, L., 1946–50; Collected essays, L., [1960]; в рус. пер. – Шутовской хоровод, М., 1936; Контрапункт, М., 1936.

    Лит.: Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956; Палиевский П., Гибель сатирика, в сб.: Совр. лит-ра за рубежом, М., 1962; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2; Шестаков В. П., Социальная антиутопия О. Хаксли – миф и реальность, "Новый мир", 1969, No 7; Εsсhеlbасh С. J., Shоbеr J. L., A. Huxley. A bibliography 1916–1959, Berk.–Los Ang., 1961; A. Huxley 1894–1963. A memorial volume, ed. by J. Huxley, L., 1965.

    Э. Араб-оглы. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия