Словарь Брокгауза и Ефрона

    даровитый поэт-самоучка (1841—80). Род. в дер. Новосёлово Углицкого у. Ярославской губ.; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода — Финогеевым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порою мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов Мерзлякова, песен Цыганкова, басен Дмитриева. Привыкнув учиться грамоте нараспев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи нараспев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения. К чтению еще более приохотил С. живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, Добротворский, имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, С. не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые С. писал преимущественно в форме песен. Под строгим надзором отца С. жилось плохо, особенно когда дела отца пошатнулись и он стал выпивать. В 1860 г. С. сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с А. Н. Плещеевым, который, признав в опытах С. следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений Ф. Б. Миллеру, редактору "Развлечения". Первая пьеса С. появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже с тех пор относившегося к своим произведениям и при теплом участии Плещеева все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; С. пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучась людским бессильем вообще и своим в частности. Настоящий, непосредственный лирик, С. проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого С. впадает в риторику, перестает быть самим собою, подражает Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру. У С. есть прекрасные картинки природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери" и др.). Характер своей поэзии С. определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящею душою, — и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоскою". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их — шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной". С начала семидесятых годов стихотворения С. стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый, небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России, в кумысолечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения С. выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н. А. Соловьевым-Несмеловым (М., 1885).

    П. Быков.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Суриков Иван Захарович [25.3(6.4). 1841, деревня Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии, — 24.4(6.5).1880, Москва], русский поэт. Родился в семье крепостного крестьянина. Жил в бедности, торгуя в Москве с 1849 с отцом, а затем в собственной мелочной лавке. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству. В 1862 познакомился с А. Н. Плещеевым, который помог развитию его таланта. Начал печататься в 1864. С. выпустил три сборника стихов (4871, 1875 и 1877). Основные темы его поэзии — тяжёлое положение деревенской и городской бедноты. Лирика С., отличающаяся простотой и мелодичностью, развивалась от бытовых зарисовок к темам социального протеста: «Труженик», «Трудящемуся брату» и др. В произведениях из русской истории выражены бунтарские настроения: поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Садко» (на её основе создана одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова). Многие стихи С. посвящены русской природе и детям. Творчество С. связано с демократическими традициями русской литературы, с фольклором. Некоторые его стихи стали популярными народными песнями: «Рябина» («Что стоишь качаясь...»), «В степи» (в народной обработке — «Степь да степь кругом») и др. По инициативе С. был подготовлен коллективный сборник «Рассвет» (1872), положивший начало существованию Суриковского литературно-музыкального кружка.

    Соч.: И. З. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М.— Л., 1966; Стихотворения. [Послесл. В. М. Сидельникова], М., 1974.

    Лит.: Лосев П., Песни поэта. И. З. Суриков. [Вступ. ст. Н. Рыленкова], Ярославль, 1966.

    И. А. Щуров.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СУРИКОВ Иван Захарович (1841-80) - русский поэт. Основные темы лирики - жизнь крестьянства, городской бедноты, картины природы, тяжелое положение женщины. Многие его стихи стали народными песнями: "Рябина" ("Что шумишь, качаясь..."), "В степи" (в народной обработке "Степь да степь кругом...") и др.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Су́риков Иван Захарович

    (1841—1880), русский поэт. В лирике — любовное отношение к крестьянину, его труду, поэтизация природы, сочувствие нелёгкой доле женщины, порой бунтарские настроения. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке «Степь да степь кругом...») и др.

    * * *

    СУРИКОВ Иван Захарович

    СУ́РИКОВ Иван Захарович (1841—80), русский поэт. Основные темы лирики — жизнь крестьянства, городской бедноты, картины природы, тяжелое положение женщины. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке «Степь да степь кругом...») и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СУРИКОВ Иван Захарович
    СУРИКОВ Иван Захарович (1841-80) - русский поэт. Основные темы лирики - жизнь крестьянства, городской бедноты, картины природы, тяжелое положение женщины. Многие его стихи стали народными песнями: "Рябина" ("Что шумишь, качаясь..."), "В степи" (в народной обработке "Степь да степь кругом...") и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: