Большая Советская энциклопедия

    I

    (James)

    Генри (15.4.1843, Нью-Йорк, — 28.2.1916, Лондон), американский писатель. В романе «Родрик Хадсон» (1876) Д. рисует гибель таланта скульптора, не понятого в буржуазном обществе; несбывшимся надеждам любящих женщин, обманутых хищными дельцами, посвящены романы «Вашингтон-сквер» (1881, рус. пер. 1881) и «Женский портрет» (1881). Чужд реализму роман «Американец» (1877, рус. пер. 1880), герой которого, миллионер Ньюмен, представлен как воплощённое бескорыстие. В романе «Бостонцы» (1886) осмеяны демократические традиции американских реформаторов и утопистов; в «Княгине Казамассима» (1886) карикатурно изображено революционное движение в Европе; в романе «Трагическая муза» (1890) Д. противопоставляет искусство общественной жизни. В романах «Священный источник» (1901), «Послы» (1903), «Золотая чаша» (1904) Д. культивирует изощрённый психологизм. Лучшее в позднем творчестве Д. — рассказы и повести о трагической судьбе художника в мире собственников («Бумаги Асперна», «Смерть льва», «Узор ковра» и др.).

    Соч.: The complete tales, v. 1—12, L., 1962—64; в рус. пер. — Дэзи Миллер, в сб.: Американская новелла, т. 1, М., 1958.

    Лит.: Edgar P., Henry James man and author, N. Y., 1964; Henry James. Ed. by T. Tanner, [L., 1968] (библ. с. 341—43); Powers L. Н., Н. James, N. Y.- [a. o.], 1970.

    А. А. Елистратова.

    II

    Джемс (James), название двух рек в США. 1) Река в штате Виргиния. Длина около 550 км, площадь бассейна 25,1 тыс. км2. Образуется слиянием рек Джэксон и Каупасчер. Верхнее течение Д. расположено в южной части Аллеганских гор; далее река пересекает Голубой хребет (в ущелье Железные Ворота), плато Пидмонт, на уступе которого образует водопады, и Приатлантическую низменность. Впадает в Чесапикский залив, образуя длинный узкий эстуарий. Питание смешанное. Сильные паводки. Средний расход воды у г. Ричмонд (240 км от устья) 210 м3/ceк, наибольший — до 5 тыс. м3/сек. До этого города река судоходна. В устье — морской порт Норфолк. 2) Река в штате Северная и Южная Дакота, самый длинный левый приток Миссури. Длина около 900 км, площадь бассейна около 60 тыс. км2. Берёт начало на плато Миссури, далее течёт параллельно восточному уступу Великих равнин в очень широкой долине. Кратковременное весеннее половодье, резко выраженные паводки от летних дождей, маловодье в остальную часть года. Используется для орошения.

    III

    Джемс (James), залив в южной части Гудзонова залива, у берегов Канады. Вдаётся в сушу на 400 км. Глубина менее 100 м. В средней части — группа островов (наибольший — остров Акимиски). Впадают рр. Олбани, Истмейн и др. Большую часть года покрыт льдом.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. James

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    james

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Философская энциклопедия

    ДЖЕЙМС

    Джемс (James) Уильям (1842-1910) - амер. психолог и философ, основоположник прагматизма. Окончил медицинскую школу Гарвардского унта (1869), учился в Германии, с 1873 — преподаватель анатомии и физиологии Гарвардского ун-та, там же проф. философии (с 1885) и психологии (с 1889).

    Первой работой, принесшей Д. известность, была двухтомная кн. «Научные основы психологии» (1890, рус. изд. 1902), в которой он подытожил сделанное в этой области, в частности В. Вундтом, и обозначил два основных вектора в исследовании психического — лабораторные эксперименты и феноменологическое наблюдение потока сознания. Д. принял натуралистическое объяснение Ч. Дарвиным происхождения человека и применил эволюционный подход к объяснению психического: ментальные свойства появились для ориентации и адаптации к среде. Однако Д. не устраивали радикально материалистические выводы, которые делались из дарвиновского учения. Предложенный им новый подход к пониманию психического можно назвать функционализмом, бихевиоризмом или персоналистической психологией. Всю жизнь Д. приковывала к себе загадка волевой активности человека, богатство его личностных — религиозных, этических, эстетических — переживаний. Не найдя ее решения ни в психологии, ни в дарвинизме, он обращается к философии. В 1896 он публикует эссе «Зависимость веры от воли» (рус. изд. 1904), в котором, по-своему истолковав идею прагматического метода Ч. Пирса, делает «волю» и прагматически оправданное «верование» ориентирами своей филос. стратегии.

    В кн. «Многообразие религиозного опыта» (рус. изд. СПб., 1910; М., 1993) Д. обратился к новой тогда области — психологии религии. Традиционное рационализирующее богословие, считает Д., не схватывает подлинную сущность религиозного опыта; своими корнями он уходит в подсознательное и не поддается строго логическому объяснению. Религиозный опыт многообразен — это и опыт вост. мистика, и опыт христианского миссионера, но разные опыты объединяет воля к вере, выливающаяся в потребность в Боге и религии. Под «религией» Д. понимает не конфессиональную церковь или догмы, а интимное единение человека с высшими силами. Воля к вере тождественна духовной и моральной активности человека, на ее основе творятся ценности. Д. утверждает, что постулат Бога удостоверяется не теологическими аргументами, а прагматически — фактом наличия у людей религиозного опыта и его благотворностью в жизни.

    Д. — последовательный противник панрационализма и интеллектуализма. Универсалистское объяснение мира на основе идеалистического или материалистического монизма, редуцирующего его к той или иной субстанции, убежден он, оставляет за бортом многокачественность и непредсказуемость. Материализм приемлем как генетический, но не метафизический принцип, поскольку в последней форме грозит детерминизмом, как это было у Г. Спенсера, а фатализм не оставляет пространства для свободы воли. Для Д. неприемлема и философия «абсолюта» Дж. Ройса, в которой объекты конституируются внутренними сущностными отношениями, трудно соединимыми с персоналистическим принципом. Отношения между объектами являются внешними и функциональными, что оставляет логическую возможность для свободы и случайности. Начав с опровержения метафизики, Д. в конце жизни сам обратился к космологически-метафизической проблематике. В цикле лекций, изданных позднее в виде кн. «Вселенная с плюралистической точки зрения» (рус. изд. 1911), в противовес «монотонному и блокированному» образу Вселенной он рисует ее многокачественной, стабильно-подвижной, каузально-случайной, свободной и непредсказуемой. Составляющие ее вещи соотносятся между собой функционально, а видимый порядок определен прагматическими целями опыта. Отсюда претензии науки и философии на постижение инвариантной структуры Вселенной являются самонадеянными.

    В 1907 вышла кн. Д. «Прагматизм» (рус. изд. 1910), в которой он представил свою версию «радикального эмпиризма». Ее он предваряет радикальным тезисом: сознание не существует. Понятие «сознание» возникло из обыденной привычки противопоставлять «мысли» и «вещи», которую философы вслед за Р. Декартом возвели в ранг онтологического дуализма «души и тела», «сознания и материи». Его следует прилагать не к особой ментальной сущности, а к функциям «чистого опыта», в котором случается познание. «Чистый опыт», по Д., — это единственный материал в мире, из которого все создано. В субстанциональном отношении он нейтрален. В одном случае его поток функционирует как мысли, в другом — как физические факты, все зависит от контекста и нашего интереса. По мысли Д., идея нейтральности опыта снимает, наряду с загадкой сознания, проблемы субъект-объектного скачка, трудности реализма, дуализм ценностей и фактов и др. Вместе с тем он не исключал, что в нейтрализме таится логическая возможность психологизма и вместе с ней опасность неприемлемого для него монизма.

    Радикальный эмпиризм Д. представлял собой версию британского эмпиризма, дополненную принципом «практикализма», или «прагматизма». Понятие «прагматический метод» Д. использовал в разных смыслах — гносеологическом, этическом, методологическом. В общей форме данный метод означал, что каждое понятие следует рассматривать по его «наличной стоимости» — как оно работает в потоке опыта. Если не работает, его следует отбросить. Чтобы понять, какие объекты существуют, а какие нет, нужно посмотреть, какие ощущения и какие мыслимые практические последствия следуют из принятия той или иной гипотезы. Совокупность последствий, как непосредственных, так и ожидаемых, будет истиной данного объекта. Напр., понятия «материя», «абсолютный разум» не оказывают осязаемых практических последствий, следовательно, лишены смысла. В гносеологии прагматический метод означает здравый инструментализм: усмотрение в теориях не истины о реальности, а умственных способов для практической ориентации в среде. Теории, в одном контексте являющиеся ложными, в другом могут оказаться истинными. Такой подход дает возможность снимать надуманные проблемы и улаживать споры, возникающие из-за непонимания контекстуальности истины. Прагматический метод Д. столкнулся с проблемой интерсубъективного удостоверения практических последствий: два человека не смогут вести осмысленный разговор, поскольку у них могут быть разные толкования этих последствий. Решить эту проблему было трудно.

    Философия Д. оказала огромное влияние на амер. мысль 20 в. Она задала прагматический и во многом предвосхитила антропологический вектор в ее развитии. По стилистике мышления Д. можно считать амер. пионером философии жизни, волюнтаристско-романтического движения, адептом образа философии-как-литературы и в определенной мере провозвестником постмодернизма.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Джеймс

    (James), 1) река на востоке США. 550 км, площадь бассейна 25,1 тыс. км2. Впадает в Атлантический океан. Средний расход воды 210 м3/с. Судоходна от г. Ричмонд (240 км от устья). 2) Левый приток Миссури. Около 1140 км, площадь бассейна 57,2 тыс. км2. Используется для орошения.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Автомобильный словарь

    – предложил конструкцию четырехколесного парового тягача со всеми ведущими колесами (Великобритания, 1825 г.).

  11. Источник: Автомобильный словарь