Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Никколо Уго Foscolo, 1778—1827) — известный итальянский поэт; род. на острове Занте; первоначальное обучение получил в Спалато и Венеции, потом изучал классические литературы в Падуанском университете. Уже тогда он был горячим поклонником французской революции и Бонапарта, в котором видел ее воплощение и от которого ожидал освобождения Италии. В 1797 г. поставил на венецианской сцене трагедию "Tieste", встреченную публикой сочувственно; в ней видно подражание Альфиери. Он поступил в цизальпийский легион, сражался под командой Массены против австрийцев, прославлял Наполеона в оде, но после битвы при Маренго покинул войско, так как ход событий его более не удовлетворял и образ Наполеона-освободителя все более тускнел. В 1799 г. появился его знаменитый роман "Vera storia di due amanti infelici", в переработанном виде вышедший в свет в Милане в 1802 г. под заглавием "Ultime lettere d'Jacopo Ortis" (критическое издание Martinetti и Antona-Traversi, 1887; русск. пер. в "Библиотеке европейских писателей" Чуйко, СПб., 1883). Роман написан до знакомства Ф. с Вертером Гёте, но подвергся окончательной обработке после ознакомления с ним, причем Ф. старался не слишком приближаться к нему; однако сходство в настроении, фабуле и внешней форме поразительное. И все-таки письма Ортиса являются вполне самостоятельным произведением. Ортис — это итальянский Вертер; но источник разочарования Вертера — общечеловеческий, его настроение — мировая скорбь, осложняющаяся несчастной любовью. Источник разочарования Ортиса — специфически итальянский и политический; его настроение — скорбь о безнадежном политическом положении Италии, тоже осложняющаяся несчастной любовью, дающей только последний толчок к трагической развязке. Как у Вертера, так и у Ортиса любовь не являются главным стимулом самоубийства. Сходство произведений во всяком случае не есть результат простого заимствования, а объясняется сходством условий и общественного настроения, при котором они появились. "Наше отечество принесено в жертву, — пишет герой повести, Ортис, в 1797 г.; — все погибло, и мы живем только для того, чтобы оплакивать наш позор и наши несчастия. Я отчаиваюсь в отечестве и в самом себе... Италия, несчастная земля! вечная добыча победителей! Могу ли я смотреть без слез бессильной злобы на людей, нас ограбивших и предавших ? " Политическое негодование Ф. выразил в "Orazione a Buonaparte", написанной, когда он заседал на созванном Наполеоном собрании цизальпийских депутатов, но напечатанном лишь после падения Наполеона. Кроме "Писем Ортиса", большой популярностью доныне пользуется элегия Ф. "I sepolcri" (1807), вызванная смертью в крайней бедности его учителя и друга Парини. В 1804 г. Ф. перевел и издал с научными комментариями гимны Каллимаха. В 1808 г. он получил кафедру итальянского красноречия в Павии и сразу создал себе громкую известность как профессор; но через несколько месяцев был лишен кафедры по политическим причинам. Вскоре после этого он поставил в Милане драму "Ajace", в которой, несмотря на классическую форму, не трудно было усмотреть Наполеона и других современников в образе греческих героев; драма была запрещена, Ф. выслан из Ломбардии и поселился во Флоренции. Там в 1813 г. он поставил новую драму, "Ricciardi", из средневековой итальянской истории. Драма была тоже запрещена после первого представления. В 1813 г. Ф. получил возможность поселиться в Милане, но после вступления в него австрийцев счел более удобным уехать в Швейцарию, потом в Англию, где и умер в большой бедности (отчасти вследствие расточительности и непрактичности). В 1871 г. его останки перенесены во Флоренцию. В эмиграции он посвятил себя по преимуществу литературной критике и истории литературы и написал: "Saggi sul Petrarca" (Лонд., 1824), "Discorso sul testo di Dante" (Л., 1826; в этом произведении он подчеркивал политические идеи Данте как провозвестника объединения Италии; по-английски ряд статей об Италии (впоследствии переведенных на итальянский яз.: "Discorsi storici е litterarii", Милан, 1843), проникнутых крайним пессимизмом относительно будущности Италии. Из др. его произведений выдаются "Discorso dell'origine dell'ufficio della letteratura" (вступительная лекция в его курс в Павии), "Discorso storico sul testo del Decamerone" и неоконченный перевод Илиады. Собрание его стихотворений — "Poesie" — изд. во Флоренции в 1856 г., потом многократно переиздано. Собрание соч. в 11 т. "Opere edite е postume di Ugo F.", с "Epistolario" (Флор., 1850—59); дополнение к этому изд. издал Chiarini в 1890 г. Критическое изд. стихотв. издал Antona-Traversi в Риме в 1889 г.: "Poesie di U. F.". Биографии Ф.: P ecchio (Лугано, 1830); Carrer (Венеция, 1842); Artusi (Флор., 1878); Martinetti ("La vita militare di U. F.", Ливорно, 1883); Antona-Traversi ("U. F. nella famiglia", Мил., 1884); Pallaveri (Ливорно, 1892). "Lettere inedite di U. F. a Silvio Pellico" изд. Avoli (Рим, 1885).

    В. В—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Foscolo)

    Уго (настоящее имя – Никколо Уго) (6.2.1778, Закинф, Греция, – 10.9.1827, Тернем-Грин, близ Лондона), итальянский поэт и филолог. Получил классическое образование в Падуе. Принимал активное участие в национально-освободительном движении; сражался в войсках Наполеона Бонапарта. В 1798 резко изменил отношение к Наполеону, осудив его как нового угнетателя, покинул армию. В 1816 эмигрировал в Англию. Первые поэтические опыты – лирические послания, оды. В традициях революционного классицизма созданы трагедии «Тиест» (1797), «Аякс» (1811), «Риччарда» (1813). Поэтический шедевр Ф. – лирическая поэма «Гробницы» (1806, изд. 1807). В поэме «Грации» (1812–13) воспевается красота идеального. Роман «Последние письма Якопо Ортиса» (1798, последнее прижизненное изд. 1816, рус. пер. 1962), несколько раз переработанный автором, отразил эволюцию его творческого метода: от сентиментального романа в письмах Ф. шёл к лирическому роману-исповеди; усиливался романтический бунтарский и патриотический пафос произведения. Автор исследований в области итал. филологии: «Лирическая поэзия Тассо», «Исторический комментарий к «Декамерону»», наиболее значительный труд – «Комментарий к «Божественной комедии» Данте» (1825). Ф. признан как основоположник романтической критики в Италии.

    Соч.: Epistolario, v. 1–2, Firenze, 1949–1952; Edizione nazionale delle opere, v. 1–12, Firenze, 1958.

    Лит.: Данте и всемирная литература. [Сб. статей], М., 1967, с. 158–65; Полуяхтова И. К., Уго Фосколо, в её кн.: История итальянской литературы XIX в. Эпоха Рисорджименто, М., 1970; Pecchio G., Vita di Ugo Foscolo, Lugano, 1830; Graf A., Foscolo, Manzoni, Leopardi, Torino, 1898: Donadoni Е., Ugo Foscolo, pensatore, critico, poeta, saggio, 2 ed., Palermo, 1927: Natali G., Ugo Foscolo, Firenze, [1967] (лит.); Fubini М., Ugo Foscolo, [3 ed.], Firenze, [1967].

    И. К. Полуяхтова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.