Большая Советская энциклопедия

    (греч. kleruehíai, от kleros — земельный надел и écho — владею)

    древнегреческие военно-земледельческие поселения, выводимые на территорию подчинённых или союзных государств. Выводились с целью наделения землёй безземельных граждан и осуществления военно-политического контроля над союзниками. Наибольшее число К. создавалось афинянами (первая основана на о. Саламин около 570 до н. э.), особенно во время существования Делосского союза (См. Делосский союз). Жители К. оставались афинскими гражданами. К. вызывали недовольство союзников и ко времени 2-го Афинского морского союза (основан в 378/377 до н. э.) афиняне вынуждены были от них отказаться.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КЛЕРУХИИ (греч. kleruchiai) - древнегреческие военно-земледельческие поселения, основанные на территории подчиненных или союзных государств для военно-политического контроля над ними, а также для наделения землей безземельных граждан.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (от греч. "распределение наделов"), особый тип греческой колонии, обитатели которой (клерухи), в отличие от обычных колонистов, не утрачивали гражданства и не образовывали самостоятельной общины. Особенно активно выводили клерухии Афины в 5 в. до н.э. в целях укрепления своей державы - Афинского морского союза. Как граждане Афин клерухи были военнообязанными, должны были платить военный налог и принимать участие в религиозной жизни родного города. Возможно, клерухиям придавалась также функция гарнизонов в завоеванных областях.

    ЛИТЕРАТУРА

    Яйленко В.П. Греческая колонизация VII-III вв. до н.э. по данным эпиграфических источников. М., 1982

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    клерухи́и

    (греч. klēruchíai), древнегреческие военно-земледельческие поселения, основанные на территориях подчинённых или союзных государств для военно-политического контроля над ними, а также для наделения землёй безземельных граждан.

    * * *

    КЛЕРУХИИ

    КЛЕРУХИ́И (греч. kleruchiai), древнегреческие военно-земледельческие поселения, основанные на территории подчиненных или союзных государств для военно-политического контроля над ними, а также для наделения землей безземельных граждан.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Klnroyxia, от klnros - надел, доставшийся по жребию, и exo - владею) - 1) Др.-греч. военно-земледельч. поселения, выводимые на терр. подчиненных или союзных гос-в. Особенно многочисленны афинские К. (первая осн. на о. Саламин ок.570-560 до н. э.). Наибольшее число К. выводилось во время существования 1-го Афинского морского союза (478/77-404 до н. э.; см. Архе Афинская) на о-вах Эвбее, Лесбосе, Скиросе, Имбросе, Лемносе, Самосе. К. были созданы с целью наделения землей безземельных граждан (с 460 по 410 до н. э. получили участки ок. 10 тыс. афинян). Кроме того, К. были гарнизонами, осуществлявшими военно-политич. контроль над союзниками. К. вызывали недовольство союзников и ко времени 2-го Афинского морского союза (осн. 378/77 до н. э.) афиняне вынуждены были от них отказаться. К. сохраняли тесную связь с основавшим их центром. 2) К. - форма землевладения, связанная с несением воен. службы в эллинистич. Египте.

    Лит.: История Др. Греции, М., 1962, с. 232, 413, 453; Ранович А. Б., Эллинизм и его ист. роль, М.-Л., 1950.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Κληρουχία,

    colonia,

    I. греческие колонии были основаны отчасти по причинам политическим, отчасти для коммерческих целей.

    a) По политическим причинам:

    1. когда побежденное племя оставляло свою родину, как это в больших размерах случилось после похода дорян и гераклидов; масса греческого населения отхлынула в Малую Азию и основала там вдоль берегов ряд эолийских, ионийских и дорийских колоний, которые на этом прибрежье победоносно защищали греческую культуру против варваров, шедших с Востока; из исторических времен могут служить примерами подобных колоний Мессена и Массалия;

    2. когда одна политическая партия должна была уступить место другой (Тарент и Сиракузы); или, наконец,

    3. когда слишком увеличивалось население (Регий).

    Более, однако, обыкновенной причиной выселения было расширение коммерческих связей. Для этой цели выбирались преимущественно прибрежные страны, в которых можно было устроить удобные гавани и открыть мореплавание. Это стремление повело к самым обширным поселениям в прибрежных странах азиатских, на берегах Понта и фракийского Босфора и на окраинах Италии, Сицилии и Галлии. В этом отношении колонии обнаружили еще большую деятельность, чем метрополии их в Элладе. Позже присоединилось к тому еще стремление приобрести сильные стратегические пункты, из которых можно было охранять торговые сообщения. Со времен Александра даже желание обеспечить инвалидов служило побуждением к основанию новых городов. Повод к отправлению в колонии и указание на выбор места давал обыкновенно дельфийский оракул (редко какой-нибудь другой). В руководители выселения, οικιστής или κτίστης, назначался обыкновенно человек, отличавшийся высокими качествами. Отправиться мог всякий, кто только заявлял об этом свое желание, даже иностранцы, впрочем, иногда при вызовах к выселению, которые делались посредством герольдов, определялся известный класс людей. Οικιστής должен был размерить и раздать занятую землю, положить основание городу, если такового раньше не было, и т. п. (Поселенцы, отправляемые в существующие уже города, назывались особенным именем εποικοι, см. Эпойки.) После смерти он пользовался почестями, какие оказывали героям. Метрополией (μητρόπολις) колонии было то государство, которое именно давало так называемого οικιστής и основную часть поселенцев. Обязанности колоний по отношению к метрополиям были лишь такие, какие налагало на них чувство постоянной родственной связи. Учредительная грамота содержала в себе первые определения как об этом, так и об устройстве колонии. Хотя следует полагать, что колонии сохраняли обычное устройство своих метрополий, однако в политическом отношении они были вполне независимы от них. Это было только исключением, когда они должны были платить подати метрополии или получали оттуда свои высшие должностные лица. Но главное божество и религиозные культы метрополии, равно как и священный огонь из ее пританея, переносились поселенцами в новую родину. Колонии отправляли также посольства (θεωρίαι) с дарами на главные праздники метрополии и чеканили монеты свои с ее гербом. Они представляли гражданам метрополии право почетного места (προεδρία) на общественных зрелищах и при новом выселении испрашивали иногда у нее так называемого οικιστής.

    b) От этих колоний отличаются:

    1. торговые фактории, устраивавшиеся обществами в чужих государствах, напр. в Египте (Hdt. 2, 178), и

    2. К., служившие, вероятно, образцом римских колоний.

    При учреждении последних действовало право победителя, состоявшее в том, чтобы занять землю побежденных и раздать ее победителям, в виде наследственных владений или участков (κλη̃ροι). В этом смысле могут быть как К. уже рассматриваемы доряне в Пелопоннесе и фессалийцы по отношению к иенестам. Впоследствии это отношение было особенно развито афинянами, начиная с 506 по 388 г. до Р. X., и служило вместе с разоружением союзников (σύμμαχοι) главнейшим средством к распространению афинского могущества. Древнейшим примером подобной колонизации служит Халкида, где гиппоботы были выгнаны из своих владений и земля их разделена была на 4 000 участков (κλη̃ροι) и роздана афинским гражданам (Hdt. 5, 77; позже, однако, отношения в Халкиде изменились). То же самое случилось впоследствии, по побуждению Кимона, на острове Скиросе, а при Перикле — на Лесбосе, в Херсонесе, на Андросе и др. После сражения при Эгоспотомах все К. были потеряны; вскоре, однако, учреждены были новые; в 380 г. опять все уничтожены, вследствие неудовольствия, какое они возбуждали. Однако уже в 356 г. опять встречаются подобные К., т. к. учреждение их было слишком удобным средством для демагогов приобрести себе расположение беднейших классов. Из добровольно являвшихся выбиралось, посредством жребия, определенное число К.; беднейшие снабжались оружием и путевыми деньгами. Они оставались афинскими гражданами и могли во всякое время явиться в Афины и там пользоваться всеми правами граждан; они могли даже иметь постоянное жительство в Афинах и свои участки отдавать в аренду первоначальным владельцам или вообще посторонним лицам. Но, конечно, поселенные К. образовали между собой отдельные общины, находившиеся в теснейшей зависимости от метрополии, которая часто в самой К. имела государственное имущество. Они были обязаны к военной службе и к другим повинностям в Афинах (халкидские К. снабдили экипажем 20 афинских кораблей у Артемисии и Саламина). Несмотря на то что они свободно выбирали себе начальство, они находились под контролем Афин; словом, они служили главным образом для расширения афинского могущества. Дань платили только немногие из них. Высший суд над ними принадлежал Афинам. ср.: Boeckh, Staatshaushaltung, I, стр. 555 слл.;

    II. римляне основывали колонии свои не так, как греки, в местах ненаселенных, но посылали их в города уже существовавшие, первоначально для того, чтобы они, в качестве гарнизона новопокоренного города, наблюдали за неприятелем и укрепляли за Римом новое приобретение, а также для того, чтобы они служили базисом для новых завоеваний, как, напр., Венузия. Рядом с этой военной целью выступила вскоре и другая цель, а именно пристроить этим способом, недовольных и бедных граждан и, таким образом, сохранить спокойствие в Риме. Наконец, со времен Суллы стали учреждать военные колонии, для того только, чтобы выслужившимся воинам дать постоянное местопребывание и прочные средства к жизни (что сопряжено было с величайшими насилиями и жестокостями по отношению к прежним обитателям). Это учреждение служило главным средством к тому, чтобы распространить во всех странах римскую национальность и утвердить победу за римским языком и господством. Колонии выводились с особенными церемониями, особенными, на этот случай назначенными лицами (Triumviri coloniae deducendae, также Septemviri, даже Vigintiviri) и получали устройство и магистратуру наподобие римских, см. Magistratus municipalis, Магистраты муниципальные. По правам своим, жители колонии были нескольких разрядов:

    a) coloniae civium Romanorum,

    b) coloniae Latinae, см. Latium, Лациум, 7. Последние совершенно оттеснили на задний план колонии граждан римских. Наконец, были еще

    c) coloniae juris Italici, т. е. колонии, находившиеся в провинциях и в виде исключения пользовавшиеся правом, какое имели колонии, находившиеся в Италии, относительно освобождения от податей и т. п., см. lus Italicum, Италийское право. И во времена Империи основывались также coloniae militares. Последней колонией этого рода была Верона, выведенная императором Галлиеном в 265 г. от Р. X.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: